Преимущество сказок для личности ребенка заключается в следующем:
Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений. Самое большое, что может «позволить себе» жанр сказки – это намек на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. В сказке никто не учит ребенка «жить правильно». События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в этом мире.
Неопределенность места действия главного героя. «В некотором царстве, в некотором государстве»… Нам как будто дают понять, что такая история могла произойти где угодно: может быть, за тридевять земель, а может быть, и совсем рядом. Это будет зависеть от того, насколько близко к себе захочется принять сказочную историю.
Образность языка. Главный герой в сказке – собирательный образ. Имена главных героев повторяются из сказки в сказку: Иванушка, Аленушка, Марья. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Жизненный выбор, любовь, ответственность, взаимопомощь, преодоление себя, борьба со злом – все это «закодировано» в образах сказки.
Кладезь мудрости. Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Ребенок, слушая сказку, бессознательно выносит для себя тот смысл, который наиболее актуален для него в данный момент. Со временем человек меняется, и ту же самую сказку он может понять по-разному… Часто дети просят своих родителей и воспитателей читать им одну и ту же сказку. Вероятно, эта сказка наиболее соответствует мировосприятию ребенка в данный момент и помогает ему понять важные для себя вопросы. Благодаря многогранности смыслов, одна и та же сказка может помочь ребенку в разные периоды жизни решать актуальные для него проблемы.
Победа Добра. Психологическая защищенность. Признак настоящей сказки – хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе.
Наличие Тайны и Волшебства. Ореол тайны и волшебства – это качество, свойственное волшебным сказкам. Волшебная сказка как живой организм – в нем все дышит, в любой момент может ожить и заговорить даже камень. Эта особенность сказки очень важна для развития психики ребенка.
Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:
ЖИЛИ - БЫЛИ.
Начало сказки, встреча с ее героями.
И ВДРУГ ОДНАЖДЫ...
Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.
ИЗ-ЗА ЭТОГО...
Показать в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.
Кульминация.
Герои сказки справляются с трудностями.
Развязка.
Развязка сказки должна быть позитивной.
Слушая правильно подобранную сказку, ребенок проводит параллель между собой и сказочным героем, сравнивает себя с ним. Он начинает понимать, что такие же переживания, как у него, бывают и у других, А пример сказочного героя подсказывает ему выход из сложившейся ситуации и то, как именно нужно бороться со своими страхами и проблемами.
Если ребенку нравится сказка, значит, она затрагивает именно те проблемы, которые на данном этапе развития являются важнейшими для него, отражая его способности, черты характера и восприятие действительности. По сути, любимая сказка – это модель жизни человека, вернее, то, какой бы он хотел ее видеть в идеале. Поэтому обязательно надо выяснить, что привлекает ребенка в сюжете его любимой сказки.