Школьная тревожность – это довольно обширное понятие, с которым сталкиваются психологи, работающие в школе. Это касается не только психологов и педагогических работников, но также и самих родителей тревожных школьников. Почему же эта проблема так сильно привлекает внимание людей, сталкивающихся с ней? Дело в том, что школьная тревожность - это совокупность множества других понятий, но именно она является очень ярким признаком дезадаптации ребенка в школе и в школьном обучении в целом. Она влияет не только на саму успеваемость ребенка, но и вообще - на все сферы его жизни, а также на жизнь.
Тревожность у школьников никогда не возникает внезапно. Проявление тревожности тесно связано с социально-психологическими факторами. Давайте рассмотрим примерные факторы, которые могут влиять на психологическое состояние школьника:
- учебные перегрузки;
- индивидуальные трудности обучающегося в освоении школьной программы;
- конфликты с педагогами
- конфликты со сверстниками
- амбиции родителей
- регулярно повторяющиеся оценочные ситуации
- низкий рейтинг среди одноклассников
На появление тревожности у младшего школьника влияют такие индивидуальные особенности, как чувство беспокойства, страха, недостаточный опыт общения со взрослыми и сверстниками, психические травмы, неуверенность в себе и многое другое.
Как работать над этой проблемой? Чтобы максимально снизить тревожность у школьника, необходимо использовать и применять психолого-педагогические приемы, в процессе формирования универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Что может сделать педагог? Рассмотрим несколько примеров:
- Создавать понятные, последовательные, четкие требования для учащихся
- Стимуляция оптимистического взгляда, поощрение ученика.
- Установки на здоровый образ жизни, создание эмпатического контакта с учеником.
- Постановка новых учебных задач совместно с учеником.
- Вера в силы и возможности ученика.
- При указании на ошибку ученика, четко аргументировать позицию, приводя конкретные факты.