Это мероприятие посвещено профилактике правонарушению среди несовершеннолетних детей.
Работа:
Пресс конференция
Преступление и наказание
Цель: ознакомить воспитанников с основами российского законодательства; проанализировать типичные правонарушения и преступления среди несовершеннолетних и указать способы поведения в критических ситуациях.
Задача: способствовать формированию навыков общения в процессе овладения знаниями через игровую ситуацию; эмоционально воздействовать на участников игры; стимулировать творческую активность воспитанников.
Предварительная работа.
- цикл воспитательских занятий по программе Подготовка воспитанников по праву, профориентации и трудоустройству;
- конкурс рисунков Милиция глазами детей
- встречи воспитанников с инспектором ПДН.
Оформление: Плакат Фемида, стол на столе табличками-указателями: Судья, Следователь, Учитель, Врач, Начальник колонии.
Эпиграфы на плакатах:
…Государство, в котором граждане наиболее повинуются закону, счастливо во время мира и незыблемо во время войны (китайская причта)
Уголовный кодекс РФ, Кодекс Российской Федерации об Административном правонарушениях, Конституция Российской Федерации
В актовом зале стулья для зрителей и участников игры, первый ряд для прессы.
Ход пресс-конференции
Участники пресс-конференции занимают места за столом напротив табличек, соответствующей их статусу.
Педагог:
Во мне два я - два полюса планеты,
Два разных человека, два врага.
Когда один стремиться на балеты,
Другой, стремиться прямо на бега.
Я лишнего и в мыслях не позволю,
Когда живу от первого лица,-
Но часто вырывается на волю
Второе я в обличье подлеца.
И я борюсь, давлю в себе мерзавца,
О, участь беспокойная моя,
Боюсь ошибки: может оказаться,
Что я давно не то второе я.
В каждом из нас живет два человека. В каждом из нас живут противоречивые чувства. Но в том-то и дело, что нужно уметь на первый план всегда выводить свое лучшее я. В подростковом возрасте это делать сложнее. Не отступить в жизни трудно. Стать настоящим гражданином своей страны, сильной личностью очень сложно. Некоторые думают: Вот преступлю закон, значит, я сильный, ничего не боюсь.
Все не так, а наоборот. Преступил закон, пошел по легкому пути добычи или чего-то еще, а что будет завтра?
Ведущая: Тема нашей сегодняшней пресс-конференции
Преступление и наказание
Каждый человек нашего государства имеет право на достойную жизнь, на возможность общаться с родными и близкими, полноценный отдых, спокойный проезд в общественном транспорте, прогулка по городу в вечернее время ит.д.
Основной закон нашего государства , Конституция РФ, закрепляет основы общественно-государственного строя, основные права и обязанности граждан. Система же принципов и правил, норм поведения, выражающих принятые в обществе взгляды на добро и зло, честь и совесть, долг и справедливость, есть мораль.
Сегодня мы проводим необычную пресс-конференцию. Согласие на участие в ней дали и представители органов правопорядка, и потерпевшие; здесь же присутствуют учитель, врач, сестра осужденного.
Все эти люди дали согласие ответить на любые вопросы, ведь борьба с хулиганством и преступностью – наша общая задача.
Прошу представителя прессы начать работу.
Журналистка. Я хотела бы задать вопрос господину Судье. Назовите пожалуйста, одну из самых распространенных причин совершения подростками правонарушений.
Судья: Как показывает юридическая практика, а также исследования ученых и педагогов, одной из таких причин является слабая правовая осведомленность подростков, искаженное представление о требованиях российских законов и ответственности за их нарушения.
До одной трети несовершеннолетних преступников были уверены, что уголовная ответственность наступает с 18 лет; 40-50% из их числа надеялись остаться безнаказанными; две трети воспитанников трудовых колоний для несовершеннолетних считали, что их преступления будут раскрыты, но не скоро. В качестве доказательства моих слов я попрошу прочитать письмо бывшего десятиклассника Леонида, которое он прислал своей учительнице
Педагог читает письмо: Сейчас, когда прошло два года моего пребывания в колонии, я оглядываюсь назад и проклинаю тот день, когда пошел за своими друзьями. Мне казалось это каким-то геройством, чем-то необыкновенным. Думал ли я о тех Последствиях, к которым все это приведет. Конечно, нет. Откровенно говоря, я и не знал, что закон так строг и что в нем есть Конкретные статьи, называющие наши действия преступлением и только, сидя перед следователем, стал
вникать в понятия: закон, преступление, наказание. Не думайте, что я не слышал этих слов раньше. Я просто не знал их значение и содержание. А теперь считаю оставшиеся до освобождения недели и дни.. Еще три года, почти одна тысяча дней и ночей. Как хочется на свободу! Если бы я знал Закон раньше…
Ведущая: Если бы я знал Закон….. Подобные слова нередко можно услышать от подростков. К сожалению, порой такое раскаяние бывает запоздалым, когда уже приходится отвечать перед законом, отбывать наказание. Прошу продолжить работу, задавайте ваш вопрос, госпожа журналистка.
Журналист: Уважаемый учитель, скажите, почему подростковый возраст называют трудным.
Учитель: Однажды я попросила учеников класса, в котором работаю, определить, в какой цвет превратились бы окружающие и взрослые. Среди цветовых гамм преобладали черный, синий и серый цвета. Это – ничего, пустота, скука. А наши дети не хотят быть серыми, им хочется вырваться на простор, жить более интересной жизнью, двигаться, чаще общаться к себе равными, побывать в экстремальных условиях, испытать что-то новое, удивить своими поступками друзей, показать свою смелость, храбрость, независимость. Все, что угодно, лишь бы не показаться скучным, унылым, чтобы хоть чем-то скрасить будни своей жизни. Это могут быть и компании с отклоняющимся об общепринятого типом поведения, которые не только ломают скамейки, бьют стекла и лампочки в подъездах, но и распивают спиртное, задевают прохожих и девчонок….
Хулиганство как форма протеста. А рядом с ним и наркотики, алкоголизм, бродяжничество.
Видимо, все это происходит оттого, что личность и собственное Я еще не сформированы. Именно в этом возрасте и появляются страшные девизы: Лишь бы не было скучно, Живем один раз, бери от жизни все, пока ты молодой никаких проблем. Этот возраст называют трудным, потому что у наших подростков пока низкое самосознание и часто авторитетом для них становятся крутые ребята из подворотни, которым подростки нужны для того, чтобы использовать их в роли шестерок: принеси, подай, укради, ударь, отомсти и т.д.
Рядом с ними вовремя не нашлось человека, чей авторитет мог бы направить их деятельность в другое русло, который мог бы их отвести в различные клубы, школу танцев, где они смогли реализовать свои неумные фантазии.
Школьница из зала: Разрешите мне выступить. Я и мои сверстники хотим выразить благодарность выступавшей учительнице, которая все сказала верно. читает стихотворение.
Весь день, прогретый солнцем-спичкой,
И новый дом стоит вдали.
Идет подросток безразличный,
Ногами шаркая в пыли.
Уже в глазах усталость злая,
Взор, обращений ни к чему,
Идет он землю призирая,
И никого не жаль ему.
Уже не мальчик, еще не взрослый,
Угрюмый, хмурый и чужой,
Все презирающий подросток
Идет по пыльной мостовой.
Но мат, под сердцем, темной коркой
Так много горечи и бед,
Звучат слова скороговоркой,
Как школьный маленький секрет.
Когда во сне через ресницы
Свет лунный льется хрупок тих,
Так много могут эти лица
Сказать для тех, кто любит их.
А мать, склоняясь в тихой муке,
Тиха, как белый лунный свет,
Тайком целует его руки
Что пахнут дымом сигарет.
Учитель. Насколько равнодушным должно быть сердце, если оно не содрогнется от этих детских слов. Неужели наша душа настолько остыла и очерствела, что не найдется у нас немного добрых и теплых слов для любого ребенка. А всего-то и надо – побыть с ним рядом, а не бежать от его проблем. Может быть, тогда и преступлений будет меньше и ожесточенных детских сердец.
Ведущая. Неотвратимость наказания – принцип нашего общества. Он имеет значение не только для борьбы с правонарушениями, но и для воспитания и уважения к Закону, упрочения законности в целом, воспитание у всех людей привычки соблюдать правовые предписания.
Журналистка. Господин Судья, что такое возраст уголовной ответственности?
Судья: Это возраст, с достижение которого человек несет ответственность за совершенные им преступления.
Уголовной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.
Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, кражу, грабеж, разбой, терроризм, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хищение оружия либо вымогательство наркотических средств.
Ведущая: В жизни каждого человека бывает много различных обстоятельств, один из которых способствует воспитанию благородных, положительных черт личности, другие – проявлению антиобщественных, аморальных взглядов и представлений.
Человек, прежде всего сам хозяин своей судьбы, в своей жизни. И как бы обстоятельство ни складывались, он должен оставаться человеком честным, мужественным и твердым.
Журналист. У меня вопрос к судье. Легко ли судить подростков?
Судья: О преступлениях писать и говорить всегда тяжело, особенно о подростках. А судить их.
Казалось бы, дело несложное: есть закон, налицо его нарушения, есть Уголовный кодекс, статья, квалифицирующая содеянное. Суду остается принять решение. Но принимать решение, когда речь идет о подростках, всегда трудно. Решается судьба 14-16 летнего человека, у которого жизнь только начинается.
Иногда во время судебного заседания думаешь: нужно ли определять меру наказания и какую? Если бы у подростка были хоть какие-то моральные устои, то хватило бы и воспитательного воздействия. Но когда таких устоев нет вовсе, необходимо суровое наказание вплоть до лишения свободы. А вместе с тем суть не в том, чтобы осудить. Суть в том, любое новое преступление, будет караться законом еще строже.
Журналистка: Расскажите об условном наказании несовершеннолетних.
Судья: Наш закон гуманен и позволяет в некоторых случаях осуждать виновных условно. Эта мера часто применяется судьями в отношении подростков, совершенных преступления. Учитываются обстоятельства дела, раскаяние виновного, его добровольное признание вины, его личность, возраст, характеристика из образовательного учреждения, хадатайства педагогического коллектива, родительского комитета. Суд решает не приводить приговор в исполнение, если в течение определенного испытательного срока осужденный не совершит нового, умышленного преступления и не будет подвергаться административным наказаниям.
Суд может сократить испытательный срок, когда истекло не менее полвина времени с дня его установления. Это делается при условии положительного мнения о поведении и учебе условно осужденного. В то же время, суд может освободить подростка от уголовной ответственности, передав следственные материалы, например, в Комиссию по делам несовершеннолетних.
Журналист: Все ли виды наказания действуют в отношении несовершеннолетних?
Судья: Существуют определенные ограничения применения уголовного наказания в отношении несовершеннолетних. К ним применяются не все виды наказания: их нельзя приговорить к пожизненному заключению, к смертной казне, ссылке и высылке.
Журналистка, Совсем недавно состоялся суд над тремя друзьями, совершившими убийство. Хотелось бы знать подробности этого дела: как было совершено преступление, что собой представляли осужденные подростки, какими они были, что заставило их лишить человека жизни?
Следователь. Их было трое друзей: Егор В., Станислав Д., Константин Ж. По крайней мере, они считали себя друзьями. Учились в одной школе, но в
разных классах, встречались, как правило, во дворе. Егор был из очень обеспеченной семьи.
Однажды вечером они купили вино, и пошли в городской сквер. Опорожняя бутылки, ребята кашляли, но пили. Потом решили развлечься. Как? Просто побродить по улице? Пойти к девочкам? На дискотеку?
По улице шли не просто озорные мальчишки, шли разрушители, садисты, шли люди пьяные и душевно нездоровые. У нас есть свидетель их поведения. Давайте выслушаем его.
Свидетель: Вечером я вышел из дома, чтобы проводить своего гостя. Мы спокойно беседовали. К нам приближалась группа подростков. Вдруг кто-то из них подскочил ко мне и с размаху ударил по голове. Я упал. Когда очнулся, никого уже не было. Не нашел я и своей шапки. Друг тоже пострадал: его избили и тоже отобрали шапку.
Следователь: Это было только начало. Трое подростков продолжили столь же лихо развлекаться. К их компании примкнули и другие праздношатающиеся подростки: один просто смотрел, другие подзуживали, а кое - кто помогал. Так они избили еще трех человек.
Увидев, что из магазина вышел мужчина, трое подростков набросились на него и стали избивать. Мужчина упал без сознания. Один из парней каким-то тяжелым предметом ударил его по голове. Увидев прохожего, подростки скрылись. Подошли люди, помогли отнести избитого домой. Жена и дочь вызвали Скорую помощь. Здесь присутствует врач, который объяснит, что было дальше.
Врач: Увы, врачи оказались бессильны. Цитирую медицинский акт: Окончательный диагноз: колотое ранение мозга через лицевой скелет и основания черепа. При нанесении ранения использован колющий предмет типа шила, имеющий длину не менее 10-15 см.
Совершено убийство. Без всякого повода. Без причин. Погибшему было всего 47 лет. Остались двое несовершеннолетних детей.
Сестра: Мой брат Егор – участник этого ужасного преступления. Ездила я к брату в колонию. Говорю: Почему ты, Егор, пошел с ними вместе? А он отвечает: Не мог я, сестра поступить иначе. Все пошли, и я пошел. – Сам ты бил его? - Не помню. Нас ведь было трое, а это группа. И суд подошел. Строго. Сам виноват, что пошел. Не плачь, сестра.
Судья. Егор совершил преступление из чувства ложно понимаемой солидарности, но это не умаляет его вины. Суд квалифицировал преступление как умышленное убийство, совершенное из хулиганских побуждений, а поэтому каждый из участников получил свой срок наказания.
Ведущая. Да очень часто можно видеть группы ребят, стоящих в подъездах домов, склоняющихся без дела. Им ни чего не стоит бранными словами оскорбить женщину, задеть прохожего, совершить кражу. И тем не менее отрадно хотя бы то, что многие подростки раскаиваются в содеянном, постепенно начинают понимать смысл жизни. Послушайте рассказ начальника отряда одной из колоний об осужденном Павле.
Начальник колонии: Павлу едва исполнилось 15 лет, когда его осудили. Он систематически, как записано в обвинительном заключении, совершал кражи. А как началось? Он с товарищем отбирал у младших классов мелочь, сотовые телефоны. Отобрали один раз, второй… Понравилось, тем более, что остались без наказания. Малыши, запуганные ими молчали. Дальше больше. Начали воровать из машин. Затем стали совершать кражи из квартир. Павла задерживали, разбирали на совете отцов, родительском собрании, педагогическим совете, поставили на внутри школьный учет трудных подростков. Выводов он так и не сделал. Конец его воровского пути – кража в государственном учреждении.
Первое время в колонии пытался напустить на себя браваду: все ни почем. Учиться наотрез отказался, профессию осваивал плохо. Потом понял: требования у нас жесткие - надо выполнять. Сейчас он стал иным, учится в 10 классе, освоил специальность слесаря. Говорит, что в жизни больше не притронется к чужой вещи. Хочется верить.
Ведущая. А сейчас предоставляется возможность задать свои вопросы нашим гостям и всем сидящим в зале ученикам.
Вопросы к зрителям:
Как мы уже говорили, уголовная ответственность за тяжкие и особо тяжкие преступления наступает с четырнадцати лет. Какие преступления являются тяжкими и особо тяжкими?
Ответ. Убийство – это особо тяжкое преступление. К тяжким преступлениям относятся кража, грабеж, разбой, изнасилование, вымогательство.
Что подразумевается под понятием кража?
Ответ. Кража - это тайное хищение чужого имущества.
Что такое грабеж?
Ответ Грабеж – это открытое хищение чужого имущества. Десятиклассники Саша, Оля, Наташа и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?
Ответ. Это правонарушение. Они распивали вино в общественном месте
Педагог. Сегодня, благодаря вопросам журналистки, мы рассмотрели некоторые правовые материалы, касающиеся несовершеннолетних.
Незыблемость и авторитет закона - непременное условие охраны общественного порядка, благополучия общества, гарантия того, что каждый гражданин может не опасаться покушения на свою жизнь, здоровье, имущество. Ни один гражданин в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает Уголовный кодекс РФ.
А ты? Входя в дома любые - и в серые, и в голубые, всходя на лестницы крутые, в квартиры, светом залитые, прислушиваясь к звону клавиш. И на вопрос даря ответ, скажи: Какой ты свет оставишь? След, Чтобы вытерли паркет. И посмотрели косо вслед, Или незримый прочный след В чужой душе на много лет?
Скачать работу
Преступление и наказание
Цель: ознакомить воспитанников с основами российского законодательства; проанализировать типичные правонарушения и преступления среди несовершеннолетних и указать способы поведения в критических ситуациях.
Задача: способствовать формированию навыков общения в процессе овладения знаниями через игровую ситуацию; эмоционально воздействовать на участников игры; стимулировать творческую активность воспитанников.
Предварительная работа.
- цикл воспитательских занятий по программе Подготовка воспитанников по праву, профориентации и трудоустройству;
- конкурс рисунков Милиция глазами детей
- встречи воспитанников с инспектором ПДН.
Оформление: Плакат Фемида, стол на столе табличками-указателями: Судья, Следователь, Учитель, Врач, Начальник колонии.
Эпиграфы на плакатах:
…Государство, в котором граждане наиболее повинуются закону, счастливо во время мира и незыблемо во время войны (китайская причта)
Уголовный кодекс РФ, Кодекс Российской Федерации об Административном правонарушениях, Конституция Российской Федерации
В актовом зале стулья для зрителей и участников игры, первый ряд для прессы.
Ход пресс-конференции
Участники пресс-конференции занимают места за столом напротив табличек, соответствующей их статусу.
Педагог:
Во мне два я - два полюса планеты,
Два разных человека, два врага.
Когда один стремиться на балеты,
Другой, стремиться прямо на бега.
Я лишнего и в мыслях не позволю,
Когда живу от первого лица,-
Но часто вырывается на волю
Второе я в обличье подлеца.
И я борюсь, давлю в себе мерзавца,
О, участь беспокойная моя,
Боюсь ошибки: может оказаться,
Что я давно не то второе я.
В каждом из нас живет два человека. В каждом из нас живут противоречивые чувства. Но в том-то и дело, что нужно уметь на первый план всегда выводить свое лучшее я. В подростковом возрасте это делать сложнее. Не отступить в жизни трудно. Стать настоящим гражданином своей страны, сильной личностью очень сложно. Некоторые думают: Вот преступлю закон, значит, я сильный, ничего не боюсь.
Все не так, а наоборот. Преступил закон, пошел по легкому пути добычи или чего-то еще, а что будет завтра?
Ведущая: Тема нашей сегодняшней пресс-конференции
Преступление и наказание
Каждый человек нашего государства имеет право на достойную жизнь, на возможность общаться с родными и близкими, полноценный отдых, спокойный проезд в общественном транспорте, прогулка по городу в вечернее время ит.д.
Основной закон нашего государства , Конституция РФ, закрепляет основы общественно-государственного строя, основные права и обязанности граждан. Система же принципов и правил, норм поведения, выражающих принятые в обществе взгляды на добро и зло, честь и совесть, долг и справедливость, есть мораль.
Сегодня мы проводим необычную пресс-конференцию. Согласие на участие в ней дали и представители органов правопорядка, и потерпевшие; здесь же присутствуют учитель, врач, сестра осужденного.
Все эти люди дали согласие ответить на любые вопросы, ведь борьба с хулиганством и преступностью – наша общая задача.
Прошу представителя прессы начать работу.
Журналистка. Я хотела бы задать вопрос господину Судье. Назовите пожалуйста, одну из самых распространенных причин совершения подростками правонарушений.
Судья: Как показывает юридическая практика, а также исследования ученых и педагогов, одной из таких причин является слабая правовая осведомленность подростков, искаженное представление о требованиях российских законов и ответственности за их нарушения.
До одной трети несовершеннолетних преступников были уверены, что уголовная ответственность наступает с 18 лет; 40-50% из их числа надеялись остаться безнаказанными; две трети воспитанников трудовых колоний для несовершеннолетних считали, что их преступления будут раскрыты, но не скоро. В качестве доказательства моих слов я попрошу прочитать письмо бывшего десятиклассника Леонида, которое он прислал своей учительнице
Педагог читает письмо: Сейчас, когда прошло два года моего пребывания в колонии, я оглядываюсь назад и проклинаю тот день, когда пошел за своими друзьями. Мне казалось это каким-то геройством, чем-то необыкновенным. Думал ли я о тех Последствиях, к которым все это приведет. Конечно, нет. Откровенно говоря, я и не знал, что закон так строг и что в нем есть Конкретные статьи, называющие наши действия преступлением и только, сидя перед следователем, стал
вникать в понятия: закон, преступление, наказание. Не думайте, что я не слышал этих слов раньше. Я просто не знал их значение и содержание. А теперь считаю оставшиеся до освобождения недели и дни.. Еще три года, почти одна тысяча дней и ночей. Как хочется на свободу! Если бы я знал Закон раньше…
Ведущая: Если бы я знал Закон….. Подобные слова нередко можно услышать от подростков. К сожалению, порой такое раскаяние бывает запоздалым, когда уже приходится отвечать перед законом, отбывать наказание. Прошу продолжить работу, задавайте ваш вопрос, госпожа журналистка.
Журналист: Уважаемый учитель, скажите, почему подростковый возраст называют трудным.
Учитель: Однажды я попросила учеников класса, в котором работаю, определить, в какой цвет превратились бы окружающие и взрослые. Среди цветовых гамм преобладали черный, синий и серый цвета. Это – ничего, пустота, скука. А наши дети не хотят быть серыми, им хочется вырваться на простор, жить более интересной жизнью, двигаться, чаще общаться к себе равными, побывать в экстремальных условиях, испытать что-то новое, удивить своими поступками друзей, показать свою смелость, храбрость, независимость. Все, что угодно, лишь бы не показаться скучным, унылым, чтобы хоть чем-то скрасить будни своей жизни. Это могут быть и компании с отклоняющимся об общепринятого типом поведения, которые не только ломают скамейки, бьют стекла и лампочки в подъездах, но и распивают спиртное, задевают прохожих и девчонок….
Хулиганство как форма протеста. А рядом с ним и наркотики, алкоголизм, бродяжничество.
Видимо, все это происходит оттого, что личность и собственное Я еще не сформированы. Именно в этом возрасте и появляются страшные девизы: Лишь бы не было скучно, Живем один раз, бери от жизни все, пока ты молодой никаких проблем. Этот возраст называют трудным, потому что у наших подростков пока низкое самосознание и часто авторитетом для них становятся крутые ребята из подворотни, которым подростки нужны для того, чтобы использовать их в роли шестерок: принеси, подай, укради, ударь, отомсти и т.д.
Рядом с ними вовремя не нашлось человека, чей авторитет мог бы направить их деятельность в другое русло, который мог бы их отвести в различные клубы, школу танцев, где они смогли реализовать свои неумные фантазии.
Школьница из зала: Разрешите мне выступить. Я и мои сверстники хотим выразить благодарность выступавшей учительнице, которая все сказала верно. читает стихотворение.
Весь день, прогретый солнцем-спичкой,
И новый дом стоит вдали.
Идет подросток безразличный,
Ногами шаркая в пыли.
Уже в глазах усталость злая,
Взор, обращений ни к чему,
Идет он землю призирая,
И никого не жаль ему.
Уже не мальчик, еще не взрослый,
Угрюмый, хмурый и чужой,
Все презирающий подросток
Идет по пыльной мостовой.
Но мат, под сердцем, темной коркой
Так много горечи и бед,
Звучат слова скороговоркой,
Как школьный маленький секрет.
Когда во сне через ресницы
Свет лунный льется хрупок тих,
Так много могут эти лица
Сказать для тех, кто любит их.
А мать, склоняясь в тихой муке,
Тиха, как белый лунный свет,
Тайком целует его руки
Что пахнут дымом сигарет.
Учитель. Насколько равнодушным должно быть сердце, если оно не содрогнется от этих детских слов. Неужели наша душа настолько остыла и очерствела, что не найдется у нас немного добрых и теплых слов для любого ребенка. А всего-то и надо – побыть с ним рядом, а не бежать от его проблем. Может быть, тогда и преступлений будет меньше и ожесточенных детских сердец.
Ведущая. Неотвратимость наказания – принцип нашего общества. Он имеет значение не только для борьбы с правонарушениями, но и для воспитания и уважения к Закону, упрочения законности в целом, воспитание у всех людей привычки соблюдать правовые предписания.
Журналистка. Господин Судья, что такое возраст уголовной ответственности?
Судья: Это возраст, с достижение которого человек несет ответственность за совершенные им преступления.
Уголовной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.
Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, кражу, грабеж, разбой, терроризм, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хищение оружия либо вымогательство наркотических средств.
Ведущая: В жизни каждого человека бывает много различных обстоятельств, один из которых способствует воспитанию благородных, положительных черт личности, другие – проявлению антиобщественных, аморальных взглядов и представлений.
Человек, прежде всего сам хозяин своей судьбы, в своей жизни. И как бы обстоятельство ни складывались, он должен оставаться человеком честным, мужественным и твердым.
Журналист. У меня вопрос к судье. Легко ли судить подростков?
Судья: О преступлениях писать и говорить всегда тяжело, особенно о подростках. А судить их.
Казалось бы, дело несложное: есть закон, налицо его нарушения, есть Уголовный кодекс, статья, квалифицирующая содеянное. Суду остается принять решение. Но принимать решение, когда речь идет о подростках, всегда трудно. Решается судьба 14-16 летнего человека, у которого жизнь только начинается.
Иногда во время судебного заседания думаешь: нужно ли определять меру наказания и какую? Если бы у подростка были хоть какие-то моральные устои, то хватило бы и воспитательного воздействия. Но когда таких устоев нет вовсе, необходимо суровое наказание вплоть до лишения свободы. А вместе с тем суть не в том, чтобы осудить. Суть в том, любое новое преступление, будет караться законом еще строже.
Журналистка: Расскажите об условном наказании несовершеннолетних.
Судья: Наш закон гуманен и позволяет в некоторых случаях осуждать виновных условно. Эта мера часто применяется судьями в отношении подростков, совершенных преступления. Учитываются обстоятельства дела, раскаяние виновного, его добровольное признание вины, его личность, возраст, характеристика из образовательного учреждения, хадатайства педагогического коллектива, родительского комитета. Суд решает не приводить приговор в исполнение, если в течение определенного испытательного срока осужденный не совершит нового, умышленного преступления и не будет подвергаться административным наказаниям.
Суд может сократить испытательный срок, когда истекло не менее полвина времени с дня его установления. Это делается при условии положительного мнения о поведении и учебе условно осужденного. В то же время, суд может освободить подростка от уголовной ответственности, передав следственные материалы, например, в Комиссию по делам несовершеннолетних.
Журналист: Все ли виды наказания действуют в отношении несовершеннолетних?
Судья: Существуют определенные ограничения применения уголовного наказания в отношении несовершеннолетних. К ним применяются не все виды наказания: их нельзя приговорить к пожизненному заключению, к смертной казне, ссылке и высылке.
Журналистка, Совсем недавно состоялся суд над тремя друзьями, совершившими убийство. Хотелось бы знать подробности этого дела: как было совершено преступление, что собой представляли осужденные подростки, какими они были, что заставило их лишить человека жизни?
Следователь. Их было трое друзей: Егор В., Станислав Д., Константин Ж. По крайней мере, они считали себя друзьями. Учились в одной школе, но в
разных классах, встречались, как правило, во дворе. Егор был из очень обеспеченной семьи.
Однажды вечером они купили вино, и пошли в городской сквер. Опорожняя бутылки, ребята кашляли, но пили. Потом решили развлечься. Как? Просто побродить по улице? Пойти к девочкам? На дискотеку?
По улице шли не просто озорные мальчишки, шли разрушители, садисты, шли люди пьяные и душевно нездоровые. У нас есть свидетель их поведения. Давайте выслушаем его.
Свидетель: Вечером я вышел из дома, чтобы проводить своего гостя. Мы спокойно беседовали. К нам приближалась группа подростков. Вдруг кто-то из них подскочил ко мне и с размаху ударил по голове. Я упал. Когда очнулся, никого уже не было. Не нашел я и своей шапки. Друг тоже пострадал: его избили и тоже отобрали шапку.
Следователь: Это было только начало. Трое подростков продолжили столь же лихо развлекаться. К их компании примкнули и другие праздношатающиеся подростки: один просто смотрел, другие подзуживали, а кое - кто помогал. Так они избили еще трех человек.
Увидев, что из магазина вышел мужчина, трое подростков набросились на него и стали избивать. Мужчина упал без сознания. Один из парней каким-то тяжелым предметом ударил его по голове. Увидев прохожего, подростки скрылись. Подошли люди, помогли отнести избитого домой. Жена и дочь вызвали Скорую помощь. Здесь присутствует врач, который объяснит, что было дальше.
Врач: Увы, врачи оказались бессильны. Цитирую медицинский акт: Окончательный диагноз: колотое ранение мозга через лицевой скелет и основания черепа. При нанесении ранения использован колющий предмет типа шила, имеющий длину не менее 10-15 см.
Совершено убийство. Без всякого повода. Без причин. Погибшему было всего 47 лет. Остались двое несовершеннолетних детей.
Сестра: Мой брат Егор – участник этого ужасного преступления. Ездила я к брату в колонию. Говорю: Почему ты, Егор, пошел с ними вместе? А он отвечает: Не мог я, сестра поступить иначе. Все пошли, и я пошел. – Сам ты бил его? - Не помню. Нас ведь было трое, а это группа. И суд подошел. Строго. Сам виноват, что пошел. Не плачь, сестра.
Судья. Егор совершил преступление из чувства ложно понимаемой солидарности, но это не умаляет его вины. Суд квалифицировал преступление как умышленное убийство, совершенное из хулиганских побуждений, а поэтому каждый из участников получил свой срок наказания.
Ведущая. Да очень часто можно видеть группы ребят, стоящих в подъездах домов, склоняющихся без дела. Им ни чего не стоит бранными словами оскорбить женщину, задеть прохожего, совершить кражу. И тем не менее отрадно хотя бы то, что многие подростки раскаиваются в содеянном, постепенно начинают понимать смысл жизни. Послушайте рассказ начальника отряда одной из колоний об осужденном Павле.
Начальник колонии: Павлу едва исполнилось 15 лет, когда его осудили. Он систематически, как записано в обвинительном заключении, совершал кражи. А как началось? Он с товарищем отбирал у младших классов мелочь, сотовые телефоны. Отобрали один раз, второй… Понравилось, тем более, что остались без наказания. Малыши, запуганные ими молчали. Дальше больше. Начали воровать из машин. Затем стали совершать кражи из квартир. Павла задерживали, разбирали на совете отцов, родительском собрании, педагогическим совете, поставили на внутри школьный учет трудных подростков. Выводов он так и не сделал. Конец его воровского пути – кража в государственном учреждении.
Первое время в колонии пытался напустить на себя браваду: все ни почем. Учиться наотрез отказался, профессию осваивал плохо. Потом понял: требования у нас жесткие - надо выполнять. Сейчас он стал иным, учится в 10 классе, освоил специальность слесаря. Говорит, что в жизни больше не притронется к чужой вещи. Хочется верить.
Ведущая. А сейчас предоставляется возможность задать свои вопросы нашим гостям и всем сидящим в зале ученикам.
Вопросы к зрителям:
Как мы уже говорили, уголовная ответственность за тяжкие и особо тяжкие преступления наступает с четырнадцати лет. Какие преступления являются тяжкими и особо тяжкими?
Ответ. Убийство – это особо тяжкое преступление. К тяжким преступлениям относятся кража, грабеж, разбой, изнасилование, вымогательство.
Что подразумевается под понятием кража?
Ответ. Кража - это тайное хищение чужого имущества.
Что такое грабеж?
Ответ Грабеж – это открытое хищение чужого имущества. Десятиклассники Саша, Оля, Наташа и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?
Ответ. Это правонарушение. Они распивали вино в общественном месте
Педагог. Сегодня, благодаря вопросам журналистки, мы рассмотрели некоторые правовые материалы, касающиеся несовершеннолетних.
Незыблемость и авторитет закона - непременное условие охраны общественного порядка, благополучия общества, гарантия того, что каждый гражданин может не опасаться покушения на свою жизнь, здоровье, имущество. Ни один гражданин в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает Уголовный кодекс РФ.
А ты? Входя в дома любые - и в серые, и в голубые, всходя на лестницы крутые, в квартиры, светом залитые, прислушиваясь к звону клавиш. И на вопрос даря ответ, скажи: Какой ты свет оставишь? След, Чтобы вытерли паркет. И посмотрели косо вслед, Или незримый прочный след В чужой душе на много лет?