Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Приемы формирующего оценивания на уроках русского языка. Работа №308192. Номер работы: №308192

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Основные черты ФО:

 

-  Центрировано на ученике. Это оценивание фокусирует внимание учителя и ученика на отслеживании и улучшении учения. Оно дает учителю и ученику информацию, на основании которой они принимают решения, как улучшать и развивать учение.

 

-     Разносторонне результативно. Поскольку оценивание сфокусировано на учении, оно требует активного участия учащихся. Благодаря соучастию в оценивании ученики глубже погружаются в материал и развивают навыки самооценивания. Кроме того, растет их учебная мотивация, поскольку дети видят заинтересованность преподавателей,

стремящихся помочь им стать успешными в учебе.

(3 слайд) Существует множество приемов, с помощью которых можно осуществить формирующее оценивание.

Например: «Светофор», «Сигналы рукой», «Речевые образцы», «Карточки», «Умная зарядка» «Одноминутное эссе», «Цепочка заметок», «Карты приложений», «Недельный отчет», «Речевые образцы», «Матрица запоминания», «Две звезды и желание», «Вопросы для тестов», «Поиск ошибки», «Если бы я был учителем», «Матрица наблюдений», «Доска помощи» и др.

Мы рассмотрим несколько из них, которые, на наш взгляд, наиболее точно отражают методологию выставления формирующей отметки.

 

1.    Одноминутное эссе

2.    Рубрики

3.    Две звезды и желание

4.    Карты понятий

5.    Лестница успеха

6.    Недельный отчет

7.    Сигналы «Светофор»

Работа:

(1 слайд) Приемы формирующего оценивания на уроках русского языка

(2 слайд) Основные черты ФО:

 

Центрировано на ученике

. Это оценивание фокусирует внимание учителя и ученика на отслеживании и улучшении учения. Оно дает учителю и ученику информацию, на основании которой они принимают решения, как улучшать и развивать учение.

 

Разнос

торонне результативно.

Поскольку

оценивание сфокусировано на учении, оно требует активного участия учащихся. Благодаря соучастию в оценивании ученики глубже погружаются в материал и развивают навыки самооценивания. Кроме того, растет их учебная мотивация, поскольку дети видят заинтересованность преподавателей,

стремящихся помочь им стать успешными в учебе.

(3 слайд) Существует множество приемов, с помощью которых можно осуществить формирующее оценивание.

Например: «Светофор», «Сигналы рукой», «Речевые образцы», «Карточки», «Умная зарядка» «Одноминутное эссе», «Цепочка заметок», «Карты приложений», «Недельный отчет», «Речевые образцы», «Матрица запоминания», «Две звезды и желание», «Вопросы для тестов», «Поиск ошибки», «Если бы я был учителем», «Матрица наблюдений», «Доска помощи» и др.

Мы рассмотрим несколько из них, которые, на наш взгляд, наиболее точно отражают методологию выставления формирующей отметки.

 

Одноминутное эссе

Рубрики

Две звезды и желание

Карты понятий

Лестница успеха

Недельный отчет

Сигналы «Светофор»

(4 слайд) Начнем с первого приема, который называется «Одноминутное эссе». Проводится в виде написания письменных работ, отражающих процесс понимания обучающимися изученного материала. Проводится по итогам изучения тем, разделов, блоков и т.д. Форма работы – письменная, индивидуальная.

Формирующее оценивание призвано вовлечь учащегося в осмысление своего процесса обучения. С этой целью можно предложить учащимся ответить на вопросы по результатам изучения темы:

 

-добился ли я улучшения результатов в изучении темы?

 

-почему это произошло? (не произошло?)

 

-что мне осталось непонятным?

 

-предпринял ли я какие-либо действия для ликвидации того, что осталось для меня непонятным?

 

Или

 

Что ты главное узнал сегодня на уроке?

 

Какой материал остался для тебя непонятным?

Это может быть одноминутное эссе или отчет, выполненный в конце урока или изучения темы. Просмотреть ответы и отметить наиболее полезные комментарии. На следующем уроке акцентировать те пункты, которые высветились благодаря комментариям учеников.

(5 слайд) Следующий прием - «Рубрики». Рубрики обеспечивают приемлемый путь для взаимодействия с учениками и совместной выработки учебных целей и критериев их достижения.

Рубрики – это способ описания оценочных критериев, которые опираются на ожидаемые учебные результаты и достижения учеников. Обычно их используют при письменном оценивании и устных презентациях.

Но они могут применяться для оценивания любых форм учебных достижений. Каждая рубрика содержит набор оценочных критериев и соответствующих им баллов. При использовании в классе рубрики обеспечивают объективный внешний стандарт, с которым сравниваются различные достижения разных учеников.

Цели оценивания:

·Повысить достоверность количественного оценивания письменных заданий и устных презентаций.

·Представить цели и ожидаемые достижения в четком однозначном виде.

·Представить стандарты оценивания или балльные оценки и соотнести их с достижением учебных целей.

·Вовлечь учеников в критическое оценивание собственных работ

Рубрики применимы к различным формам оценивания:

- короткие письменные пробы, эссе,

- выставка плакатов, устные презентации, листы исследований,

- недельные домашние задания, карты понятий.

(6,7,8 слайды) Шкала может быть пятибалльной (обратите внимание на слайд), четырехбалльной (на слайд), трехбалльной (на слайд). Главное, чтобы критерии для оценки были ясными и понятными.

·Полезно включить учеников в диалог по поводу критериев, используемых в рубрике.

 

·Ученикам можно предложить выработать критерии для определенного оценивания. Когда они описывают критерии, определяющие их собственные достижения, то часто увереннее достигают установленных стандартов.

 

(9 слайд) Ученики используют рубрики, выполняя различные проверочные задания, такие, как экзаменационные и классные письменные работы, выполнение исследования, подготовка листа исследования. Рубрики позволяют оценить в баллах различные задания и тесты. Эти баллы аккумулируются и определяют рейтинг ученика на определенном этапе.

 

 

(10 слайд) Значение формирующего оценивания, которое обеспечивают рубрики, весьма велико. Классные письменные работы служат обратной связью, которая дает информацию о природе заданий и вопросов, поставленных перед учениками. На основе рубрик выделяются такие компоненты вопросов и заданий, которые делают возможным инсайт, открывающий сильные и слабые стороны учеников.

 

(11 слайд) Суть приема «Две звезды и желание» заключается в том, что учитель предлагает проверить работы одноклассников. В своих комментариях обучающиеся не оценивают работы, а определяют и указывают на 2 положительных момента – 2 звезды и на 1 момент, который заслуживает доработки – желание.

(12 слайд) «Карты понятий». Карты понятий позволяют оценить, как хорошо ученики могут видеть «общую картину» предмета или отдельной темы. Карта понятий представляет собой двумерную иерархически организованную сетевую диаграмму, которая отражает структуру знаний в определенной предметной области, какой ее видит ученик или преподаватель или эксперт. Карта состоит из названий понятий, помещенных в рамки; они связаны линиями, фиксирующими соотношения этих понятий в направлении от общего к частному. Рассматривая карту от вершины к основанию, преподаватель может:

·проникнуть в то, как ученики воспринимают научные темы;

·проверить уровень понимания учеников и возникшее у них ложное толкование понятий;

·оценить сложность установленных учеником структурных взаимосвязей.

(13 слайд) Карты понятий создают удобную возможность наглядно представить структуру концептуальных знаний, хранящуюся в долговременной памяти. В результате преподаватель может судить о том, насколько хорошо ученики охватывают «целостную картину» (широкую панораму) предмета.

 

Цели с точки зрения обучения:

 

·изучение терминов, фактов и понятий данного предмета;

 

·организация информации в точные категории;

 

·синтез и интеграция информации, понятий, идей;

 

·видение «широкой панорамы» и связей между отдельными понятиями;

 

·креативное мышление в данном предмете;

 

·расширение возможностей долговременной памяти и усвоение новых знаний;

 

·развитие сложных мыслительных навыков, стратегий и привычек; ·эффективное использование графических иллюстраций.

 

Карты понятий:

 

-Помогают ученикам сфокусировать внимание на «широкой панораме» предмета,

 

поэтому они уделяют значительно больше времени концептуальному пониманию, а не механическому заучиванию.

 

-Помогают школьникам и преподавателям устанавливать существенные связи между понятиями.

 

-Обеспечивают ученикам доступную и простую возможность представить графически свои знания и таким образом поделиться ими с соучениками и преподавателями.

 

Преподаватель может представить экспертную или эталонную карту понятий на уроке, чтобы показать основные понятия и их взаимосвязи. Преподаватель может постоянно ссылаться на эту карту, показывая классу, как разрастается сеть понятий, и фокусируя на ней преподавание.

 

Варианты использования

Надо предложить

каждому ученику

составить свою собственную карту

понятий, покрывающую какой-либо раздел курса, изученного на уроке или изложенного в учебнике.

(14 слайд)

Составление карт в группе

.

Чтобы поддержать учеников и придать им смелости в

рефлексии собственных знаний, надо предложить им выполнять картирование в группах по

3–4 человека. Это упражнение обычно дает детям весьма богатый и полезный опыт обсуждения, аргументирования и защиты своей позиции. В результате они прикладывают очень серьезные усилия, чтобы договориться о значении научных понятий, попытаться расширить свое понимание (как это делают ученые) или зафиксировать разные точки зрения. Результат этого процесса – обмен и взаимное обогащение идеями, которые к тому же становятся очевидными для учителя.

(15 слайд)

Заполнение карт.

Преподаватель предварительно строит карту понятий, а затем убирает все подписи в рамках (т.е. собственно названия

понятий),

сохраняя подписанные связи-лини

и. Затем учеников просят подписать пустые рамки так, чтобы вся структура, изображенная на карте, приобрела смысл.

 

Варианты:

(16 слайд)

Выборочное заполнение карты понятий

. Возможно сделать карту и убрать часть понятий из рамок – примерно 1/3. Извлеченные из карты понятия надо поместить в пронумерованный список, приложенный к карте, для того чтобы ученики выбрали нужные и вставили их в соответствующие рамки. Оценивать выполнение этого задания можно по проценту правильных ответов.

Карта для выборочных понятий

. Можно приготовить список из 10–20 понятий и попросить учеников построить карту, используя только эти термины. Акцент здесь делается на установлении взаимосвязей и постепенном усложнении тех структурных конструкций, которые могут построить ученики, опираясь

на свои знания в данной области

.

 

Если преподаватель и ученики приобрели опыт работы с картами, можно попробовать применить для их количественного оценивания одну или несколько оценочных рубрик.

В наиболее распространенной схеме оценивания 1 балл дается за каждую корректную связь между двумя соседними понятиями; 5 баллов – за каждый правильно установленный иерархический уровень, 10 – за каждую содержательную и точную связь понятий из разных частей карты (сквозной линии) и 1 балл – за каждый пример.

 

(17 слайд) Следующим приемом формирующего оценивания является «Лестница успеха». Обучающиеся оценивают собственную работу, расположив на одной из ступеней лестницы знак (кружок, плюс или человечка), тем самым показывая, насколько хорошо он владеет материалом. (18 слайд) Второй вариант лестницы успеха представлен на слайде.

Например, планируя работу по конкретной учебной теме (допустим, это будет тема «Сложносочинённые предложения», 9 класс) определяем учебную цель, которую необходимо достигнуть: знание учащимися определения понятия «сложносочинённое предложение», сочинительных союзов и особенностей пунктуации в данном виде предложений (предметная цель); умение отличать сложносочинённое предложение от других видов предложений и умение пунктуационно его оформлять, то есть анализировать предложение с точки зрения его синтаксических особенностей, понимание роли сочинительной связи в языке (личностная цель).

 

Далее следует познакомить учащихся с необходимым объёмом знаний и умений, который им придётся освоить в процессе работы над темой, учитывая, что работа над ней не является для учащихся новой, так как это знакомство состоялось в 5 классе. Также учащиеся встречались со сложносочинёнными предложениями, когда выполняли упражнения учебника, в которых было необходимо расставить знаки препинания. (19 слайд) Поэтому можно предложить учащимся заполнить следующую таблицу самооценки знаний и умений по теме «Сложносочинённые предложения», которая представлена на слайде.

Как можно организовать работу с учащимися с помощью этой таблицы? При первоначальном заполнении учащиеся оценивают свои знания и умения настолько, насколько они в них уверены, исходя из своего личностного опыта предшествующей работы с понятием «сложносочинённое предложение». Далее можно предложить детям воспроизвести понятия, необходимые для изучения, в письменном виде, а затем сравнить с эталоном (с учебником) и провести корректировку своих знаний, критически оценив их первоначальное состояние и изменить при необходимости пометки в таблице самооценки.

 

На уроке изучаемое понятие («сложносочинённое предложение», «сочинительные союзы», «пунктуация в сложносочинённом предложении») анализируется, при этом делается акцент на необходимых для понимания и последующего воспроизведения элементах изучаемых понятий.

 

(20 слайд) Необходимо вместе с учащимися выработать критерии, по которым будет оцениваться правильность запоминания и воспроизведения учащимися нужной терминологии. Например, правильное воспроизведение каждого элемента определения сложносочинённого предложения будет оцениваться баллом. Подсчитывается максимальное количество баллов, которое ученик может получить за правильно выученное и воспроизведённое понятие, и осуществляется их перевод в традиционную отметку. Теперь учащийся, запоминая дома правило и пытаясь его воспроизвести, может контролировать себя по количеству баллов, которые надо набрать, чтобы правило считалось хорошо выученным и правильно воспроизведённым.

 

Последующую проверку можно провести у всего класса одновременно, предложив учащимся письменно воспроизвести определение сложносочинённого предложения, подчёркивая все необходимые элементы., добавив ещё и виды сочинительных союзов, плюс пунктуация… Затем учащиеся обмениваются работами и производят взаимопроверку, сначала сравнивая работу одноклассника со своим представлением о правиле, а затем с помощью правила учебника. Баллы начисляются, подсчитываются, и выставляется отметка по «предварительной договорённости». Кроме того, ученик, получив свою работу обратно, может сразу увидеть свой недостаток в воспроизведении правила и подумать, по какой причине он забыл воспроизвести недостающий элемент. Задача учителя – сделать повторный акцент на значимости тех элементов, о которых ученики забыли.

 

(21 слайд) Прием «Недельные отчеты». Использование методики «Недельные отчёты» позволяет обеспечивать быструю обратную связь, с помощью которой ученики сообщают, чему они научились за неделю и какие трудности у них возникли. «Недельные отчёты» – это опросные листы, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на 3 вопроса:

1. Чему я научился за эту неделю?

2. Какие вопросы остались для меня неясными?

3. Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

 

(22 слайд) Сигналы «Светофор». Обучающиеся подают различные сигналы, которые свидетельствуют об уровне понимания объясняемого им материала. Форма работы устная, групповая. У учеников на столах могут быть карточки трех цветов: красный, желтый и зеленый. Ученик должен показать карточку определенного цвета, когда учитель задает вопросы по теме для того, чтобы выяснить, насколько учениками усвоен материл и какие задания нужно дать ребятам для того, чтобы восполнить пробелы в знаниях.

 

Охарактеризовав основные приемы формирующего оценивания, мы пришли к выводу, что целью формирующего оценивания является улучшение качества учения, а не обеспечение основания для выставления отметок.

Ключевыми, на наш взгляд, на таких уроках характеристиками формирующего оценивания являются следующие:

предполагается

обсуждение учебных

целей с учениками;

ученик

вовлекается в

процесс самооценки или партнёрское оценивание;

обеспечивается обратная связь: оценивание помогает

ученикам наметить

следующие шаги в учении;

укрепляется уверенность в том,

что каждый

ученик может добиться улучшений в учении;

оценивание вовлекает и учителя, и учеников в процесс рассмотрения и рефлексии данных оценивания.

(23 слайд) Мы хотели бы обратить ваше внимание на рекомендации, которые подходят любому учителю-предметнику при формирующем оценивании:

 

Рекомендации учителю

 

Будьте уверены, что каждый ученик может стать лучше

Создавайте среду, способствующую партнёрству учителя и учеников

Используйте оценивание, чтобы получать информацию об учении и преподавании

Обсуждайте с учениками результаты оценивания и вместе устанавливайте ясные и достижимые учебные цели

Используйте обратную связь, помогая ученикам определить свои следующи

е

шаги и то, как их осуществить.

 

(24 слайд) Благодарим за внимание!

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×