Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 05.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Приёмы развития диалогической речи у старших дошкольников. . Работа №289359

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Семинар на тему: Приёмы развития диалогической речи у старших дошкольников в совместной деятельности.

формирование диалогической речи осуществлять в процессе повседневного общения с детьми в детском саду и дома, используя различные педагогические методы и приемы,  при этом учитывать индивидуальные особенности детей, то к поступлению в школу ребенок овладеет правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно будет их произносить, иметь определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь, совершенствует умение при помощи речи выражать свои мысли.

Работа:

Семинар на тему: Приёмы развития диалогической речи у старших дошкольников в совместной деятельности.

 

Речь - сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком.

В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю.

Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Высказываться.

 

Знание специфики диалогической речи и особенностей её развития у детей позволяет определить задачи и содержание обучения.

Основная цель развития диалогической речи у дошкольников – научить их пользоваться диалогом как формой общения.

диалог — это непосредственное общение двух или нескольких человек.

Целенаправленное обучение диалогической речи происходит в специально организованных речевых ситуациях направленных на формирование навыков составления диалога по речевой ситуации.

 

Методами и приёмами развития диалога являются:

-- словесные поручения- можно дать ребёнку поручение – попросить у помощника воспитателя тряпочку для мытья кубиков, передать что-либо родителям и т.д. Воспитатель просит повторить поручение, что необходимо для усвоения информации и ее лучшего запоминания. После выполнения поручения надо узнать у ребёнка, как он с ним справился.

- групповые беседы, работа с подгруппами,

-деятельность кооперативного типа (совместное рисование, аппликация, конструирование, художественный труд).

-основной метод разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог). По мнению Е.И.Тихеевой, потребность разговаривать с другими людьми, делится с ними своими мыслями, чувствами и переживаниями присуща человеку. Ребёнку же она присуща ещё в большей мере. Воспитатель разговаривает с детьми по любому поводу, в разное время, коллективно и индивидуально. Для коллективных разговоров лучшим временем является прогулка. Для индивидуальных лучше подходят утренние и вечерние часы. Иногда разговоры возникают по инициативе ребенка, который подходит к воспитателю с каким-нибудь вопросом или сообщением, но не надо ждать этого. Воспитатель должен быть сам инициатором интересных разговоров. Разговоры могут быть преднамеренными и непреднамеренными. Преднамеренные разговоры планируются воспитателем заранее. Непреднамеренные – воспитатель не планирует, они возникают по инициативе детей или его самого во время прогулок, игр, режимных процессов.

- чтение литературных произведений- Чтение даёт детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очерёдности, усвоить различные виды интонации, помочь в развитии логики разговора.

- разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации, Театрализованные игры, народные подвижные игры и игры с правилами.). Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. По мнению Н.Я.Михайленко и Н.А.Коротковой, чем богаче и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Вместе с тем развитие у детей умений пользоваться разными диалогическими репликами, соблюдать правила поведения в диалоге содействует развитию самой игры. Для активизации детских диалогов в игре необходима соответствующая атрибутика (игрушечные телефоны, радио, телевизор, касса и другие). Дидактические игры закрепляют усвоенные детьми речевые навыки, развивают быстроту реакции на услышанное. В методике развития речи разработано много дидактических игр (А.К.Бондаренко, О.С.Ушакова и другие): «Факты», « Согласен, не согласен», « Магазин», «Разговор по телефону», « В гостях у куклы».

Игры- инсценировки и игры-драматизации объединяют детей, хорошо знакомым текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий. В этих играх ребёнок играет роль сказочного персонажа, принимает его позицию, и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм. Один и тот же текст может быть инсценирован разными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через выразительные движения и речь.

-работа с подгруппами,

-организации пространства общения, не дисциплинарные формы -К новым формам организации диалога детей со сверстниками относятся: работа с подгруппами, организации пространства общения, не дисциплинарные формы привлечения и удержания внимания, игровая и коммуникативная мотивация занятия.

Методами и приёмами развития диалога являются групповые беседы, деятельность кооперативного типа (совместное рисование, аппликация, конструирование, художественный труд).

привлечения и удержания внимания,

-игровая и коммуникативная мотивация занятия.

-беседа - Опыт работы по развитию диалогического общения детей со сверстниками говорит о том, что на разных возрастных этапах первостепенное значение приобретает та или иная задача, и в зависимости от этого воспитатель отбирает содержание, форму, метод обучения.

Диалог — это не просто вопросно-ответная форма речи, диалог предполагает

личностные, партнерские отношения между собеседниками. Поэтому

закономерно возникает еще один вид беседы, т.е. светская беседа, т.е.

свободный диалог на личностно значимые темы, свободный обмен мыслями и чувствами, при этом взрослый занимает позицию не «над» ребенком, а

позицию интересного, приятного собеседника, партнера.

 

Организованный разговор педагога со всей группой детей, посвященный одному какому-либо вопросу. В беседе педагог: уточняет и упорядочивает опыт детей, т. е. те представления и знания

о жизни людей и природы, которые дети приобрели во время наблюдений под руководством педагога и в разнообразной деятельности в семье и в детском саду;

воспитывает у детей правильное отношение к окружающему;

3) приучает детей целеустремленно и последовательно мыслить, не отвлекаясь от темы беседы;

4) учит просто и понятно излагать свои мысли. Кроме того, во время беседы педагог воспитывает у детей устойчивое внимание, умение слушать и

понимать речь других, сдерживать непосредственное желание сразу отвечать

на вопрос, не подождав вызова, привычку говорить достаточно громко и

отчетливо, чтобы все слышали.

В беседах дети приобретают знания, умения и навыки, которые необходимы

для обучения в школе. Беседы оказывают большое влияние на всю

разнообразную деятельность детей и их поведение. Так, после бесед о

семье, о труде матери дети стремятся действенно проявить свое отношение

к близким людям. «Посоветуйте, что мне подарить маме, у нее скоро день

рождения»,— обращается девочка к воспитательнице после одной из таких

бесед. Беседы о средствах передвижения, например, вызывают усиленный

интерес к транспортным машинам. И мальчики, и девочки с большим вниманием наблюдают за проезжающими по улицам машинами, у них возникает много интересных вопросов по этому поводу, заметно обогащается содержание творческих игр детей.

-общение со сверстниками

-прием драматизации

-прием совместного составления детьми рассказа

-совместная изобразительная деятельность, конструирование, ручной труд.

 

А.Г.Арушанова выделяет основные педагогические условия развития диалогического общения детей. Ими являются:

- развивающая педагогическая среда, пространство общения;

- правила организации жизни детей;

- неурочные формы обучения родному языку;

- недисциплинарные методы привлечения и удержания внимания;

- эмоциональный комфорт, творческая атмосфера в группе.

В качестве основной формы обучения диалогу со сверстниками младших дошкольников (3-5 лет) была выбрана форма игры-занятия (фронтальная и подгрупповая). На занятиях ставились и решались две основные задачи:

1) в области языкового развития - развитие речевого внимания, фонематического слуха, речевого дыхания, артикуляционного аппарата детей;

2) в области связной речи – налаживание игрового и речевого взаимодействия со сверстниками.

Эти задачи взаимосвязаны. Воспитание звуковой культуры речи осуществляется в форме игрового взаимодействия детей, а речевое и игровое общение между детьми активизируется с помощью проблемных речевых ситуаций.

 

 Можно выделить несколько групп диалогических умений:

Собственно речевые умения:

— вступать в общение   (уметь и знать, когда и как можно начать разговор

со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);

— поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию

общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении,

переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к

предмету разговора — сравнивать, излагать свое мнение, приводить

примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать;

высказываться логично, связно;

— говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией

диалога.

2. Умения речевого этикета. В речевой этикет включаются: обращение,

знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба,

согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.

3. Умение общаться в паре, группе из 3–5 человек, в коллективе.

4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения

результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.

5. Неречевые (невербальные) умения — уместное использование мимики,

жестов.

 

Требований к диалогической речи в старшей группе:

В старших группах следует учить:

- более точно отвечать на вопросы,

-объединять в распространенном ответе реплики товарищей,

-отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно.

-закреплять умение участвовать в общей беседе,

-внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться.

- особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей.

- рассказывать о своих новостях другим детям.

-учить отвечать по телефону, не вмешиваться в разговор взрослых, вступать в разговор с незнакомыми людьми, встречать гостя, общаться с ним.

- пересказывать сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам.

 

Вывод: таким образом, взрослым (воспитателям и родителям) следует помнить, что для ребенка дошкольного возраста первостепенное значение имеет овладение диалогической речью — необходимым условием полноценного социального развития ребенка. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Психологи считают, что сензитивным (благоприятным в смысле восприимчивости) периодом развития речи является возраст 2—7 лет. Содержательность речи зависит от содержательности жизни детей. Запас интересных наблюдений, впечатлений, переживаний, мыслей при воспитанной потребности в речевом выражении обогащает детскую речь.

Успешно овладение диалогической речью подразумевает целое направленное обучение, формирование определенных навыков построение связных высказываний.

 

Для успешного речевого развития дошкольников в детском саду создается предметно – развивающая среда.

1. Игровая зона

2. Зона «Речевое развитие»

3. 3. Наглядно – дидактические пособия

Также создаются условия для предоставления права выбора деятельности и реализации индивидуальных интересов и возможностей детей группы. А также образовательная среда в группе дополняется таким методическим средством как театрализация. Театрализация активизирует речь детей: с помощью воспитателя, а в старших группах и самостоятельно дети «режиссируют» кукол, вырезанные картинки, охотно говорят за них, тем самым развивая навыки речи.

Вывод: Таким образом, если формирование диалогической речи осуществлять в процессе повседневного общения с детьми в детском саду и дома, используя различные педагогические методы и приемы, при этом учитывать индивидуальные особенности детей, то к поступлению в школу ребенок овладеет правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно будет их произносить, иметь определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь, совершенствует умение при помощи речи выражать свои мысли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×