Аннотация
В статье рассмотрены основные особенности дистанционного обучения специалистов среднего звена медицинского профиля на уроках информатики. Акцентировано внимание на использование элементов дистанционного образования.
Применение дистанционных технологий на уроках информатики
Бахматова Ю.В.,
преподаватель ОГАПОУ «СМК»
Аннотация
В статье рассмотрены основные особенности дистанционного обучения специалистов среднего звена медицинского профиля. Акцентировано внимание на использование элементов дистанционного образования.
Ключевые слова
Дистанционное образование, информационные технологии, обучение с элементами дистанционного образования, информационное пространство.
Современное развитие системы профессионального образования предопределяет изменения в работе образовательных учреждений в направлении использования новых образовательных и информационно-коммуникационных технологий. Профессиональная школа стоит сегодня перед необходимостью пересмотра форм и содержания обучения, методов профессионального развития специалистов среднего звена. Выстраивание для студентов образовательной траектории, принятой в развивающем обучении, должно стать нормой на всех ступенях обучения.
В настоящее время изменилось информационное пространство, увеличилась скорость получения и накопления информации. В современных условиях на первые позиции выходят не только качество знаний, но и быстрота их передачи, любому образовательному учреждению необходимо внедрять в свою практику информационные технологии обучения, интерактивные методы и методики.
Одна из основных задач, стоящая перед преподавательским коллективом медицинского колледжа, готовящего специалистов среднего звена, состоит не только в формировании у студентов необходимых профессиональных умений, но и в развитии профессионально – значимых качеств медицинских работников, их мировоззренческих позиций, стремления к профессиональному развитию.
Дистанционное образование открывает перед студентами и педагогами новые возможности, новые пути решения учебных задач, поскольку дает возможность получения образования вне зависимости от места и времени, основываясь только на самостоятельной работе и возможностях современных технических средств и информационно-коммуникационных технологий.
Основное преимущество дистанционного образования – это возможность обучаться в индивидуальном темпе, в зависимости от способностей и потребностей студента. Также следует отметить возможность выбирать курсы обучения, планировать свой график и нагрузку, вне зависимости от места и времени.
Также на получение дистанционного образования не влияют место проживания, состояния здоровья, материальная обеспеченность и другие социальные факторы.
Студент СПО при применении дистанционных образовательных технологий становится информационно компетентным. Приобретенные ИКТ компетенции, в свою очередь, способствуют развитию умения осуществлять поиск, анализ и оценку информации; формируют навыки критического мышления и навыки профессионального общения; учат студентов принимать взвешенные и обоснованные решения.
Конечно, все эти плюсы не исключают и определённых минусов дистанционного обучения. Далеко не всякую профессию можно успешно освоить дистанционно. Медицинская наука, например, вещь и без того необычайно сложная, а получение медицинского диплома налагает ещё и огромную ответственность.
Таким образом, с одной стороны медицинское образование требует усвоения очень большого объёма теоретического и практического материала. Нужно не только прослушать огромное количество лекций и увидеть бесконечное множество схем, таблиц, запомнить тысячи графиков, но ещё и быть уверенным, что всё это усвоено, верно. Ведь будущие специалисты медицинских колледжей имеют дело с человеческим здоровьем, которому может быть нанесён непоправимый ущерб, и даже с человеческими жизнями, которые могут быть оборваны в результате ошибки некомпетентного специалиста. С другой стороны, дистанционное обучение медицинским профессиям в значительной степени осложняется отсутствием возможности преподать студенту практическую строну дела. Учащимся медицинских образовательных учреждений приходится немало практиковаться, прежде чем они получат свои долгожданные дипломы. Выпустить из учебного заведения "чистого" теоретика непозволительно, опять же по причине высокой ответственности перед людьми, чьи жизни и здоровье будут от него зависеть. Оба этих фактора - объём знаний и необходимость в практике, ставят дистанционное обучение медицинским профессиям, фактически, на грань невозможного.
Однако возможно использование элементов дистанционного обучения, особенно этот вариант обучения незаменим при работе:
с
о
студентами, которые не посещают занятия по состоянию здоровья;
дистанционные консультации приносят пользу тем, кто пропустил занятия в силу разных причин (спортивные соревнования, выступления в конкурсах, конференциях) или просто не всё понял на занятии;
при
выполнени
и
проектов и исследовательских работ.
Сегодня дистанционное образование немыслимо без использования виртуальной образовательной среды – совокупности информационных ресурсов, обеспечивающую комплексную методическую и технологическую поддержку дистанционного процесса, включая обучения, управление образовательным процессом и его качество.
В нашем колледже ведется работа в направлении использование элементов дистанционного обучения, в частности, для повышения квалификации средних медицинских работников с использованием виртуальной среды - онлайн - платформы uchi.pro. Uchi.pro - это программный комплекс, который помогает создавать курсы, контролировать процесс обучения и уровень знаний наших студентов. Uchi.pro позволяет добавлять учебные материалы: лекции, видеоуроки, презентации, создавать тесты, которые могут быть обязательными или тренировочными, тесты-тренажеры с комментариями и т.д. Кроме этого, достаточно удобный функционал и интуитивно понятный интерфейс.
Подводя итог, можно сказать, что дистанционное образование в медицине возможно только параллельно с традиционными методами обучения. Основой для внедрения данных технологий могут послужить пробные курсы различной направленности, теоретическая подготовка и упражнения в принятии решений, возможность повышения квалификации по различным направлениям. На сегодняшний день в нашем колледже созданы все условия для обеспечения эффективного дистанционного медицинского обучения.
Список литературы:
Вайндорф
-Сысоева
М.Е.
, Грязнова
Т.С.
,
Шитова
В.А
. Методика дистанционного обучения. Учебное пособие. – М.:
Юрайт
, 2017. – 196 с.
Коротаев
Александр
. Использование технологий и средств дистан
ционного обучения в вузе. – М.:
, 2015. – 60 с.
Тюрина
Нина
. Дистанционное обучение: от теории к практике. – М.:
Palmarium
Academic
Publishing
, 2015. – 256 с.
Жукова Л.В,
Шабарова
М.Н.
Д
истанционные технологии как способ профессионального развития студентов медицинского колледжа // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 12-3. – С. 443-444;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=11024 (дата обращения: 07.02.2019).