Интегрированный урок музыки , технологии и ИЗО. Цель урока - показать взаимосвязь с этими предметами,создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (цвет и настроение). Познакомить с творчеством русского композитора Н.А. Римского-Корсакова на примере его симфонической поэмы "Шехеразада". Цвет – одно из самых выразительных средств в изобразительном искусстве. Он сильно влияет на чувства, состояние, настроение людей. Существенную роль играет в живописи цветовые отношения.Связь цвета и музыки необходимо было показать на примере музыки Римского -Корсакова.
Тема: Образ моря в искусстве. Цвет и настроение.
Цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (цвет и настроение)
Задачи: Образовательные:знакомим с эмоциональной характеристикой цвета, способами художественного выражения своего настроения и впечатлений.
формируем умение эмоционально воспринимать музыку
Воспитательные: воспитываем устойчивый интерес к получению знаний;
формируем умение работать в паре, группе, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.
Развивающие: развиваем речь (оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам);развиваем умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя имеющиеся знания, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: информационный и раздаточный материал, компьютер, мультимедийное оборудование.
Представление учителя.
- Мы рады встречи с вами. Желаем всем удачи!
1. Мотивация
Беседа.
Ребята вы когда-нибудь были на море?
Когда были?
Что делали?
Какое оно? Опишите его.
Кто видел море во время шторма? Какое оно в это время?
В какие цвета раскрашено море в солнечную погоду?
А вовремя шторма цвет моря меняется? Какой цвет появляется у моря?
Какое настроение возникает у вас
при
встречи с морем?
Море можно услышать?
Море шумит. Почему море шумит, как это у него получается? (волна)
Что может сравниться с ласкающим морем?
Медлительный плеск бирюзовой волны,
Оранжевость солнца и шёпот прибоя,
О грёзах любви романтичные сны…
Как много во всём этом яркого чувства!
Желание отдыха к морю манит.
Забвение прошлого – это искусство.
Оно нас влечёт к себе, словно магнит.
Образ моря в искусстве
Морская тема в музыке. Цвет и настроение.
Как вы думаете
,
на какую тему мы сегодня будем говорить?
2. Актуализация знаний
Может вы вспомните, кто из русских композиторов хотел посвятить свою жизнь морю, морским плаваниям и путешествиям?
Ник Андреевич Римский Корсаков был морским офицером. После окончания Морского корпуса Римский-Корсаков отправился в трёхлетнее кругосветное морское путешествие на клипере «Алмаз». После возвращения в 1865 г. Николай Андреевич поселился в Петербурге и, не оставляя службы во флоте, всецело занялся музыкальным образованием под руководством Балакирева.Карьера его складывалась удивительным образом, потому что он стал в - последствии композитором, профессором и ректором Петербургской консерватории.
Все свои морские впечатления и путешествия Римский Корсаков описал в музыке. Впечатления от морской жизни,изумительные морские пейзажи воплотились, через некоторое время, в его музыкальных произведениях средствами оркестровых красок.
Особенно в симфонической сюите «Шехеразада». Симфоническая сюита «Шехеразада», написана Римским-Корсаковым по сборнику арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Состоит из 4 частей: 1. Море и Синдбадов корабль. 3. Царевич и Царевна. 2. Рассказ Каландера-царевича. 4. Багдадский праздник.
- Сюжет сказки лег в основу программы симфонической сюиты Р-К «Шехеразада»
- Расскажите вкратце сюжет сказки.
- Программа сюиты такова.
Султан Шахрияр, убежденный в коварстве и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и, наконец, совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ. Султан Шахриар
- Начинается сюита с путешествия по морю Мореплавателя Синдбада.
- Давайте послушаем, какое море встретил на своем пути Синдбад?
СЛУШАНИЕ.
3. Постановка учебной цели.
Ответьте на вопросы:
Какое море нарисовал нам Римский Корсаков?
Как звучит музыка?
Музыка показывает нам, как волна набегает одна на другую.
Опишите музыку и море
в музыке сюиты
.
.
Какими музыкальными красками рисует нам композитор море?
Какая музыка по характеру?
Можно нарисовать
картину моря
, используя краски?
Какое настроение у вас возникает, когда вы слушаете это музыку?
Правильно ребята. Первая часть - «Море и Синдбадов корабль» открывается медленным вступлением, в котором за суровой унисонной темой в басах, несомненно, рисующей грозный облик султана Шахриара, после ряда связующих аккордов следует узорчатая, нежная и изящная тема Шехеразады, порученная скрипке соло.
Сейчас вы с Ириной Михайловной попробуете нарисовать Море, которое нарисовал нам в музыке Римский-Корсаков, передать свое настроение от прослушанной музыки, используя краски.
4. Открытие новых знаний. И.М. Соломина
Цвет – одно из самых выразительных средств в изобразительном искусстве. Он сильно влияет на чувства, состояние, настроение людей. Существенную роль играет в живописи цветовые отношения.
- Какие вы знаете основные цвета?
- Желтый, красный и синий.
- Если смешать два из них, какой мы получим цвет?
- Дополнительный или составной.
- Покажите на цветовом круге дополнительные цвета. (Дети выходят к доске по желанию).
- Какие вы знаете основные характеристики цвета?
- Цветовой тон, насыщенность, светлота.
Цвета делятся на тёплые и холодные. Цвета красно-жёлтой части спектра радуют глаз, создают ощущение тепла, поэтому их назвали тёплыми. А цвета голубовато-синей части спектра назвали холодными. Отношение тёплого и холодного позволяет художнику определить характер любого цвета.
Взаимоотношение различных цветов в пределах одной картины называется колоритом . Колорит – это цветовой строй картины. Он помогает художнику передать её настроение : оно может быть спокойным, радостным, тревожным, грустным. Чувство колорита очень ценный дар. У каждого художника есть любимые сочетания цвета, которые выражают его чувства.
5. Закрепление знаний
Вы уже знакомы с техникой акварель. Используя приём жидкой краски, работу будем выполнять по очень сырой бумаге, позволяя цветам перетекать из одного в другой. Не рекомендуется смешивать более трех цветов. Для смешения красок вам пригодится палитра. Используйте полную цветовую гамму. С помощью сочных и прозрачных акварельных красок, мягких кистей и белой бумаги мы с вами станем волшебниками. Работая кистью по непросохшему слою краски или просто по увлажненной бумаге, можно добиться тончайших переходов от одного цвета к другому. (Учитель показывает принцип работы)
Сегодня вам предстоит выполнить работу, используя свое колористическое решение, применяя теплую или холодную цветовую гамму. А теперь смочите свои краски водой, слушаем музыку и творим… (Работа в группах)
Теперь отложим листы для высыхания. И пока наши листы сохнут, я передаю слово учителю технологии – Нине Кирилловне.
6. Включение в систему знаний.
Наше восприятие цвета связано со многими причинами. Оно зависит также от нашего настроения. Когда нам радостно на душе, то и все краски становятся ярче, звонче. А станет грустно, и мир вокруг сереет.
Предлагаю вам создать цветовую композицию, выбрав те цвета, которые сейчас соответствуют вашему настроению, эмоциям, впечатлениям. В качестве объекта композиции мы будем использовать топиарий. Его еще называют «Европейское дерево» - распространенное украшение интерьера. Для украшения декоративного деревца мы используем цветы. Пусть ваше настроение продиктует вам выбор цвета в создании композиции
7. Рефлексия учебной деятельности.
Посмотрим, что же у вас получилось?Сегодня вы выполняли работу, используя свое колористическое решение, применяя теплую или холодную цветовую гамму.
- Расскажите, что у вас получилось?
- Что открыли для себя нового?
- Каким образом вы сможете использовать полученные на уроке знания в будущей жизни?
- Какие затруднения на уроке испытали?
Завершение.Никушина
С помощью музыки, изобразительного искусства и технологии вы смогли показать в красках свои эмоции, свое настроение. И сегодня на уроке мы вместе с вами создали колорит чего??? Своего настроения. Своего душевного состояния. В этом нам помогли наши виды искусства: музыка, изобразительное искусство и технология. Как нам сохранить это хорошее настроение? Я думаю, что сохранить его нам поможет песня «Краски». Давайте исполним ее.
ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ
У вас на столах кружки – краски, цветовая палитра, расскрасте свое настроение от урока! Вот какая яркая цветовая палитра, эмоциональная, у нас получилось.
Это плавно скользит по волнам корабль
Синдбада
-морехода. Постепенно поднимается волнение. Вот уже грозно бушует стихия. Сплетаются ранее звучавшие
музыкальные
темы, тревожными становятся фигурацииструнных. Картину бури дополняют возгласы
духовых
, полные отчаяния. Но буря стихает.
Повторяется перв
ый раздел части (реприза). В ее
заключении тема моря звучит спокойно и ласково.
Первая часть - это морское путешествие
.В
семи своими красками оркестр описывает сначал
а спокойное море, путь корабля,
затем тревогу и смятение и картину сильнейшег
о шторма. Буря утихает, корабль
плавно скользит по морским просторам.
Состав оркестра:
2 флейты, 2 флейты-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, треугольник, бубен, малый барабан, тарелки, большой барабан, тамтам, арфа, струнные.
С помощью музыки, изобразительного искусства и технологии вы смогли показать в красках свои эмоции, свое настроение. И сегодня на уроке мы вместе с вами создали колорит чего??? Своего душевного состояния.Давайте завершим наши хорошее настроение закрепим (наши эмоции и чувства от прослушанной музыки, выраженных в ваших изобразительных работах продолжим звучанием исполнением песни, которой завершим наш урок)наш урок песней «Краски».
Табарова Нина Кирилловна - учитель технологии
Соломина Ирина Михайловна - учитель изобразительного искусства и музыки
Никушина Надежда Викторовна - учитель музыки и ОРКСЭ
МБОУ «СОШ №3»
СЦЕНАРИЙ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА НА ТЕМУ «ЦВЕТ И НАСТРОЕНИЕ»
Предмет: музыка, ИЗО, технология
Класс: 5
Цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (цвет и настроение)
Задачи:
Образовательные:
знакомим с эмоциональной характеристикой цвета, способами художественного выражения своего настроения и впечатлений.
формируем умение эмоционально воспринимать музыку
Воспитательные:
воспитываем устойчивый интерес к получению знаний;
формируем умение работать в паре, группе, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.
Развивающие:
развиваем речь (оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам);
развиваем умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя имеющиеся знания, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: информационный и раздаточный материал, компьютер, мультимедийное оборудование.
Представление учителя.
- Мы рады встречи с вами. Желаем всем удачи!
1. Мотивация
Беседа. Ребята, ответьте, пожалуйста, вы когда-нибудь были на море?
- Когда были?
- Что делали?
- Какое оно? Опишите его.
- Кто видел море во время шторма? Какое оно в это время?
- В какие цвета раскрашено море в солнечную погоду?
- А во время шторма цвет моря меняется? Какой цвет появляется у моря?
- Какое настроение возникает у вас при встречи с морем?
- Море можно услышать?
- Море шумит. Почему море шумит, как это у него получается? (волна)
- Как вы думаете, на какую тему мы сегодня будем говорить?
Морская тема в музыке
2. Актуализация знаний
- Может, вы вспомните, кто из русских композиторов хотел посвятить свою жизнь морю, морским плаваниям и путешествиям?
Ник. Андреевич Римский - Корсаков был морским офицером. После окончания Морского корпуса Римский-Корсаков отправился в трёхлетнее кругосветное морское путешествие на клипере «Алмаз». После возвращения в 1865 г. Николай Андреевич поселился в Петербурге и, не оставляя службы во флоте, всецело занялся музыкальным образованием под руководством Балакирева. Все свои морские впечатления Римский Корсаков нарисовал в музыке. Особенно в симфонической сюите «Шехеразада». Начинается сюита с путешествия по морю Мореплавателя Синдбада. Давайте послушаем, какое море встретил на своем пути Синдбад?
СЛУШАНИЕ музыкального фрагмента «Море» из «Шехеразады» Римского-Корсакова
3. Постановка учебной цели
Ответьте на вопросы:
- Какое море нарисовал нам Римский Корсаков?
- Как звучит музыка?
Музыка показывает нам, как волна набегает одна на другую.
- Опишите музыку и море в музыке сюиты..
- Какими музыкальными красками рисует нам композитор море?
- Какая музыка по характеру?
- Можно нарисовать картину моря, используя краски?
- Какое настроение у вас возникает, когда вы слушаете это музыку?
4. Открытие новых знаний
Цвет – одно из самых выразительных средств в изобразительном искусстве. Он сильно влияет на чувства, состояние, настроение людей. Существенную роль играет в живописи цветовые отношения.
- Какие вы знаете основные цвета?
- Желтый, красный и синий.
- Если смешать два из них, какой мы получим цвет?
- Дополнительный или составной.
- Покажите на цветовом круге дополнительные цвета. (Дети выходят к доске по желанию).
- Какие вы знаете основные характеристики цвета?
- Цветовой тон, насыщенность, светлота.
Цвета делятся на тёплые и холодные. Цвета красно-жёлтой части спектра радуют глаз, создают ощущение тепла, поэтому их назвали тёплыми. А цвета голубовато-синей части спектра назвали холодными. Отношение тёплого и холодного позволяет художнику определить характер любого цвета.
Взаимоотношение различных цветов в пределах одной картины называется колоритом . Колорит – это цветовой строй картины. Он помогает художнику передать её настроение : оно может быть спокойным, радостным, тревожным, грустным. Чувство колорита очень ценный дар. У каждого художника есть любимые сочетания цвета, которые выражают его чувства.
5. Закрепление знаний
Вы уже знакомы с техникой акварель. Используя приём жидкой краски, работу будем выполнять по очень сырой бумаге, позволяя цветам перетекать из одного в другой. Не рекомендуется смешивать более трех цветов. Для смешения красок вам пригодится палитра. Используйте полную цветовую гамму. С помощью сочных и прозрачных акварельных красок, мягких кистей и белой бумаги мы с вами станем волшебниками. Работая кистью по непросохшему слою краски или просто по увлажненной бумаге, можно добиться тончайших переходов от одного цвета к другому. (Учитель показывает принцип работы)
Сегодня вам предстоит выполнить работу, используя свое колористическое решение, применяя теплую или холодную цветовую гамму. А теперь смочите свои краски водой, слушаем музыку и творим… (Работа в группах)
Теперь отложим листы для высыхания. И пока наши листы сохнут, я передаю слово учителю технологии – Нине Кирилловне.
6. Включение в систему знаний
Наше восприятие цвета связано со многими причинами. Оно зависит также от нашего настроения. Когда нам радостно на душе, то и все краски становятся ярче, звонче. А станет грустно, и мир вокруг сереет.
Предлагаю вам создать цветовую композицию, выбрав те цвета, которые сейчас соответствуют вашему настроению, эмоциям, впечатлениям. В качестве объекта композиции мы будем использовать топиарий. Его еще называют «Европейское дерево» - распространенное украшение интерьера. Для украшения декоративного деревца мы используем цветы. Пусть ваше настроение продиктует вам выбор цвета в создании композиции.
7. Рефлексия учебной деятельности
Посмотрим, что же у вас получилось?
Сегодня вы выполняли работу, используя свое колористическое решение, применяя теплую или холодную цветовую гамму. Расскажите, что у вас получилось?
- Что открыли для себя нового?
- Каким образом вы сможете использовать полученные на уроке знания в будущей жизни?
- Какие затруднения на уроке испытали?
С помощью музыки, изобразительного искусства и технологии вы смогли показать в красках свои эмоции, свое настроение. И сегодня на уроке мы вместе с вами создали колорит чего??? Своего душевного состояния.
Давайте завершим наш урок песней «Краски».