Среди множества современных технологий учителя именно игра активизирует, умственную деятельность детей, развивает наблюдательность, креативность и творческие способности. Поэтому применение игровой деятельности на уроках технологии было и остается актуальным.
Известно, что игра – это сочетание повторения и неожиданности. Она должна строиться на полученных знаниях и умениях и обеспечивать приобретение новых. Игра позволяет установить более тесный контакт с одноклассниками, помогает лучше узнать друг друга, развивает коммуникабельность. Порой именно в игре школьник проявляет себя с совершенно неожиданной стороны. Участие ребят в самой игре, а лучше в ее подготовке и проведении развивает фантазию, речь, выявляет творческие способности. В процессе игры постоянно создаются ситуации, требующие немедленного разрешения, что ведет к формированию умения делать выбор и неси за него ответственность. А это требует самостоятельного решения, инициативы и развитого мышления.
Бушмина Марина Александровна
учитель технологии
МБОУ «Школа №3 имени героя России Сергея Медведева»
МО г. Саяногорск, республика Хакасия
«ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ»
Каждый урок должен учить школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач, ценить прекрасное. Среди множества современных технологии именно игра активизирует, стимулирует и развивает память, мышление, внимание, наблюдательность, сообразительность, точность, креативность, пространственные представление и творческие способности. Поэтому применение игровой деятельности на уроках технологии было и остается актуальным. Игровая технология характеризуется тем, что средства, активизирующие деятельность учащихся, составляют главную её идею и основу результативности. «В игре формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце и его воля», - высказывался великий русский педагог К.Д.Ушинский.
Для успешного проведения игровых уроков учителю нужно иметь склонность к творчеству, учитывать подготовку класса, материальные возможности и др., учитель самостоятельно разрабатывает игровые моменты уроков. При этом можно заимствовать идею, какие-либо элементы, привлекать обучающихся. Проведение таких уроков отличительно повышают активность ребят, создают эмоциональную атмосферу сотрудничества. Известно, что игра – это сочетание повторения и неожиданности. Она должна строиться на полученных знаниях и умениях и обеспечивать приобретение новых. Игра способствует формированию у обучающихся такого целостного опыта, который пригодится им в будущей учебной и практической деятельности. Она позволяет установить более тесный контакт с одноклассниками, помогает лучше узнать друг друга, развивает коммуникабельность. Порой именно в игре школьник проявляет себя с совершенно неожиданной стороны. Участие ребят в самой игре, а лучше в ее подготовке и проведении развивает фантазию, речь, выявляет творческие способности. Игра вызывает чувство соревнования, желание победить, учит сопереживанию, содействует развитию эмоционально-волевой сферы, стимулирует деятельность. В процессе игры постоянно создаются ситуации, требующие немедленного разрешения, что ведет к формированию умения делать выбор и неси за него ответственность. А это требует самостоятельного решения, инициативы и развитого мышления.
В процессе ролевых игр часть функций (контрольные, организационные и др.) передаются обучающимся, которые могут быть: контролеры, докладчики, консультанты, бригадиры и т.д. важно заинтересовать ребят, увлечь, заставить удивиться, искать ответы и размышлять. Вся инициатива должна поощряться, подбадриваться. Например, чтобы повысить активность обучающихся во время опроса, можно использовать различные простейшие приемы. Задавая вопрос по теме урока, учитель бросает в руки мяч любой ученице, если ответ неверный она передает мяч другой девочке, а если правильно ответила, то мяч возвращается к учителю. Или отвечает та, у кого на столе лежит синий жетон, или та, которая зашла в кабинет первой и т.д.
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках дидактических игр, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. На уроках технологии дидактические игры можно проводить в виде эстафет, различных конкурсов, викторин. Создавая игровые моменты на уроках необходимо учитывать интересы обучающихся. Ведь многие игры, которые были интересны нам в детстве, совсем не заинтересуют современных ребят. И наоборот, то, чем увлекаются сейчас школьники, может вызвать у учителя, в лучшем случае, недоумение. В свое время была игра, напоминающая мозаику: нужно было составить красивый узор из разноцветных элементов. Теперь появилась игра под названием «Пазлы», где дети охотно собирают из деталей картинку. Такую игру можно запросто применить при проверке знаний обучающихся чертежа швейного изделия. При усложнении или разнообразия данного виды игры можно включить момент соревнования, и запустить данные «Пазлы» на скорость, (кто быстрее). Особенностью проверки знаний при данной игре является не только закрепление материала, но и тренировка зрительной пространственной памяти, внимания и логического мышления, а так же воспитания аккуратности и усидчивости. С целью закрепления изученного материала и контроля знаний по конструированию швейных изделий можно применять игру «Цветочек», где на представленных лепестках записаны мерки данного изделия, которые нужно вставить в формы лепестков у цветочка.
При изучении новых тем можно использовать такую игру, как «Лото», на особых картах с номерами или картинками, которые закрываются фишками, которую можно проводить и индивидуально, и группой.
Игра «Домино».
а) Участники игры, назначают одного из своих одноклассников судьей, перемешивают карточки и набирают их по равному количеству.
б) Судья может потребовать пояснения, почему именно выставлена данная карточка.
Если карточка выставлена неверно, судья записывает одно штрафное очко и возвращает её обратно.
в) Игра продолжается до тех пор, пока все карточки не будут выставлены. Победителем считается тот, кто меньше получит штрафных очков.
После того как участники усвоят игру, карточки будут выставляться без особых затруднений, в игру можно ввести следующий элемент - учет времени.
Для закрепления изученного материала можно применять такую игру, как «Модельер». На карточке нарисован эскиз или вырезка из журнала мод, предложенный учителем модели юбки. По этому эскизу надо определить покрой юбки. По выбранному шаблону перевести контур основного чертежа и нанести фасонные линии.
Игра «Ажур». Учащиеся должны соединить карточки одного узора:
вязанный контрольный образец и схема контрольного образца.
Оценивают результаты игры, как правило, сами её участники. В большинстве игр введен элемент состязательности за счет сравнения оценок результатов индивидуальных достижений или соревнования команд. При оценивании результатов игры преобладают качественные показатели, причем не только «кто лучше» и «кто быстрее», но и «кто остроумнее», «кто ярче», «кто увлекательнее» и т.д. Принципы состязательности и оценочности позволяют упростить подведение итогов игр и тем самым дают возможность максимального усвоения знаний учениками с разным уровнем знаний.
Во время игр ученик – полноправный участник, поэтому он сам стремится преодолеть трудности, ставит перед собой задачи и решает их. Это не беззаботное и легкое времяпрепровождение, а большой труд. Она требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.
В любой игре заложены одновременно огромные воспитательные и образовательные возможности. Она развивает подростковую наблюдательность и способность различать отдельные свойства предметов, выявлять их существенные признаки. Таким образом, технологии игрового обучения оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание и творческие способности.