Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир.
Игровые педагогические технологии – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр; последовательная деятельность педагога по:
· отбору, разработке, подготовке игр;
· включению детей в игровую деятельность;
· осуществлению самой игры;
· подведению итогов, результатов игровой деятельности.
Применение игровых технологий в образовательном процессе
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир.
«Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…» А.С. Макаренко
Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится:
способом обучения;
деятельностью для реализации творчества;
методом терапии;
первым шагом социализации ребёнка в обществе.
Игровые педагогические технологии – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр; последовательная деятельность педагога по:
отбору, разработке, подготовке игр;
включению детей в игровую деятельность;
осуществлению самой игры;
подведению итогов, результатов игровой деятельности.
Цель игровой технологии – не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Задачи игровой технологии:
Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в условии знаний и умений за счёт собственной активности ребенка.
Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышение ее результативности.
Сделать воспитательный процесс управляемым.
Виды педагогических игр очень разнообразны.
Они могут различаться:
По виду деятельности — двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.;
По характеру педагогического процесса — обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
По характеру игровой методики — игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а другая устанавливается в зависимости от её хода.
По содержанию —
музыкальные
, математические, социализирующие, логические и т. д.
По игровому оборудованию — настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.
Главный компонент игровой технологии — непосредственное и систематическое общение педагога и детей.
Её значение:
активизирует воспитанников;
повышает познавательный интерес;
вызывает эмоциональный подъём;
способствует развитию творчества;
максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;
позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к образовательной деятельности. Деятельность детей должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в воспитательно-образовательном процессе, наиболее удовлетворяющей возрастные потребности дошкольников.
В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы:
восприятие,
внимание,
память,
воображение,
мышление.
Рассмотрим применение игровых технологий в образовательном процессе по каждой образовательной области.
Социально-коммуникативное развитие.
Игровая технология включает в себя:
игровые тренинги;
сюжетно – ролевые игры;
театрализованные игры.
Познавательное развитие.
Здесь выбор игр огромен и разнообразен, но следует выделить игровые технологии, направленные на формирование знаний, умений и навыков – это так называемые обучающие игры, проблемные игровые ситуации и игровые технологии, направленные на закрепление полученных знаний, развитие познавательных способностей.
Речевое развитие.
Применение игровых технологий позволяет создавать максимально благоприятные условия для развития речи детей:
игровые технологии, направленные на развитие мелкой моторики;
игровые технологии, направленные на развитие артикуляционной моторики;
игровые технологии, направленные на развитие дыхания и голоса.
Художественно-эстетическое развитие.
Игровые технологии, направленные на развитие восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, изобразительного искусства.
Физическое развитие включает игровые технологии, направленные на развитие двигательной деятельности детей, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук и т.д.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы дошкольного учреждения и решением его основных задач.
Существует аспект их использования, который направлен на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления.
Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в дошкольном учреждении.