Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 07.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ. ОПЫТ РАБОТЫ. Работа №305845

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В современных   условиях   развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с особыми возможностями здоровья и различными патологиями, в структуру которых входят и нарушения речи. В условиях реализации ФГОС ДО,  модернизация образовательного процесса предполагает:

-    получение без дискриминации качественного образования детьми с ОВЗ;

-    создание  необходимых условий для диагностики и коррекции нарушений развития,

-    создание современных компонентов и приемов,

 

-    применение  инновационных технологий.

К числу современных (инновационных)  образовательных технологий относятся:

-    здоровьесберегающие технологии;

-    технологии проектной деятельности;

-    технологии исследовательской деятельности;

-    развивающие технологии;

-    коррекционные технологии;

-    личностно-ориентированные технологии;

-    информационно-коммуникационные технологии. 

Работа:

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ

 

Краснова Ольга Владимировна,

учитель-логопед,

МБДОУ № 61 г. Апатиты

 

В современных условиях   развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят  задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания  детей с особыми возможностями здоровья и различными патологиями, в структуру которых входят и нарушения речи.
В условиях реализации ФГОС ДО, модернизация образовательного процесса предполагает:

получени

е

без дискриминации каче

ственного образования детьми с ОВЗ

;

с

озда

ние

необходим

ых условий

для диагностики и коррекции нарушений развития,

создание современных компонентов и приемов,

примен

ение

инновационных

технологи

й.

К числу современных (инновационных) образовательных технологий относятся:

здоровьесберегающие технологии

;

технологии проектной деятельности

;

технологии исследовательской деятельности

;

развивающие технологии;

коррекционные технологии;

личностно

-

ориентированные технологии;

информационно-коммуникационные технологии.

В соответствии с ФГОС ДО: «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Эти задачи трудно решаемы в работе с детьми с ОВЗ, так как дети, имеющие нарушения речи, часто не желают участвовать в образовательной деятельности. У детей преобладает непроизвольное поведение и дошкольник не может постоянно подчиняться правилам совместного взаимодействия в коллективе. У многих детей в организованной образовательной деятельности отмечается тревожность, негативизм, неустойчивость внимания. Выготский Л.С. говорил о «единстве аффекта и интеллекта» у дошкольников. Обучение по «жестким правилам» - малоэффективно. Необходимо, чтобы педагогическое «я хочу научить» совпадало с желанием ребенка «я хочу научиться».

Основная идея коррекционно – педагогического опыта заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными методами развития речи ребенка, в обогащении знаниями детей с речевыми нарушениями, в усилении мотивации к занятиям по исправлению речевых недостатков.

Цель работы: повысить уровень коррекционно – развивающей работы по развитию речи детей с ОВЗ посредством применения ИКТ.

Сформулировали задачи:

изучить нормативные законодательные документы, психологическую и педагогическую литературу по вопросу использования ИКТ в

 

работе с дошкольниками

;

обосновать формы и методы

 

работы

 

при использовании ИКТ в

 

работе с детьми по развитию речи

;

использовать средства ИКТ для взаимодействия с родителями по вопросам

 

развития речи детей

;

создать банк компьютерных дидактических и методических материалов по использованию ИКТ для

 

работы воспитателя по развитию речи

.

Теоретическую основу нашего опыта составили: концепция системного подхода к изучению и коррекции речевых расстройств (Р.Е.Левина, А.Н. Корнев); деятельностный подход в обучении (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина); концепция применения компьютерных учебных средств (В.В.Давыдов, В.В.Рубцов, И.А. Морев и др.); концептуальные основы применения информационных технологий в специальном образовании (О.И.Кукушкина).

Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и, в целом, личности ребёнка (исследования С. Новосёловой, И. Пашелите, Г. П. Петку, Б. Хантер и др.).

Конструирование образовательной деятельности с детьми с использованием ИКТ требует соблюдения определенных дидактических принципов:

1. Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике.

2. Руководствуясь принципом научности, мы преследуем одну цель – помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность.

3. Реализуя принцип доступности, мы отбираем наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности, чтобы они соответствовали уровню подготовки детей, их возрастным особенностям, учитываю специфику детей с нарушениями речи.

4. Принцип систематичности и последовательности обучения состоит в том, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. Мультимедийные презентации мы создаём и подбираем в соответствии с тематическим планом, лексическими темами.

5. Принцип наглядности Ян Амос Коменский справедливо считал «золотым правилом» дидактики, так как «ничего нет в уме, чего не было в ощущениях». Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта.

Этапы создания ОД – презентации:

Разработка сюжета с учётом методических требований к ОД по развитию речи.

Отбор речевого и наглядного материала.

Техническое

исполнение презентации

.

Развитие речи включает в себя следующие направления использования мультимедийных презентаций в развитии речи воспитанников:

Звуковая культура речи.

Развитие фонематического восприятия, овладение элементами грамоты.

Формирование лексико - грамматического строя речи.

Развитие связной речи.

Звуковая культура

 

речи

.

Работу

 

над звуковой

к

ультурой

 

речи

 

можно начинать с восприятия

неречевых звуков,

используя

 

презентации

:

 

«Звуки дома»

,

 

«Инструменты»

. Они не только демонстрируют определенные явления или предметы, но и воссоздают необходимые слуховые ассоциации,

 

например такие

:

 

«вода капает»

,

 

«часы тикают»

,

 

«молоток стучит»

 

и т. д. Чтобы разнообразить и сделать интересной

 

работу

 

над звуковой культурой

 

речи

, используем различные компьютерные игры.

 

Например

, игра

 

«

Угадай, какой звук заблудился»

.

Педагог читает текст, демонстрируя слайд, ребенок определяет

заблудившийся звук

лоЖку-лоДку

,

на экране

появляется

картинка.

Сели в лоЖку и айда,

По реке, туда-сюда

Развитие

 

фонематического восприятия, овладение элементами грамоты. Используем презентации,

 например

:

 

«Игры со звуками»

,

 

«Учим азбуку»

,

 

«Буква заблудилась»

 

и др.

Формирование лексико - грамматического строя

 

речи

.

Для создания презентации по формированию лексико - грамматических средств языка, используются картинки для

 

развития мышления и речи дошкольников

. Рассмотрев картинку, дети отвечают на вопросы по содержанию данной картинки. Таким образом, они анализируют и рассуждают. Также, отвечая на некоторые вопросы, поставленные воспитателем, ребёнок может фантазировать, сочинять. По картинке можно также составлять предложения,

используя опорные слова, из которых ребёнок должен составить грамматически правильное предложение.

Развитие связной речи

. При составлении описательных рассказов используем опорные картинки. Последовательно меняющиеся иллюстрации или схемы служат наглядным планом для пересказа или заучивания стихотворений. Очень удобно использовать электронный вариант, как сюжетных картинок, так и репродукций картин известных художников для составления рассказов. Для

 

развития связной речи

используем такие игры,

как

:

 

«Расскажи сказку

»

. На экране появляется фрагмент из сказки, дети должны отгадать, что это за сказка и воспроизвести небольшой фрагмент из данной сказки.

Назови сказку

»

Педагог зачитывает

фрагмент сказки, дети должны отгадать, что это за сказка

, картина появляется на экране, дети должны

воспроизвести небольшой фрагмент из данной сказки.

«Найди недостающего героя сказки».

На экране появляется фрагмент из сказки, дети должны отгадать ее

название, определить

кого нет на картине и воспроизвести небольшой фрагмент из данной сказки.

Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта, чем при традиционном изучении учебного материала.

Используя ИКТ, мы стимулируем познавательную активность детей, тем самым, повышая интерес к занятиям за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов.

Например, авторская интерактивная дидактическая игра для развития процессов обобщения и классификации «В мире вещей» предоставляет широкие возможности для применения в образовательной деятельности: индивидуально (на ПК), подгруппами или фронтально (используя проектор), соблюдая требования к работе с ПК. В игре ребенок осваивает следующие обобщающие понятия: «Одежда», «Мебель», «Игрушки», «Посуда», «Школьные принадлежности», «Спортивный инвентарь».

В игре представлены задания типа «Четвёртый лишний. Ребёнку нужно выбрать лишнее изображение и удалить его щелчком. Если ребёнок ошибается и пытается удалить несоответствующую заданию картинку, этого не произойдёт. Все картинки на слайде анимированы (движение, звук), что делает задание весёлым, стимулирует ребёнка к поисковой деятельности.

Второй вариант игры представляет собой задание на поиск обобщающего слова, при условии, что ребенок умеет читать. Кнопки управляются по щелчку. Если выбрано верное слово – звучат аплодисменты, если слово выбрано неправильно – звук отсутствует.

Внедряя   в   практику коррекционно - образовательной  работы с детьми, имеющими нарушения речи, информационные технологии, можно проследить положительную динамику речевого развития детей и результативность:

обеспечение психологического комфорта

во время проведения ОД и коррекционных занятий

;  

повышение мотивации для преодоления речевых дефектов;

развитие восприятия, внимания, памяти и мышления;

совершенствование навыков ориентировки в пространстве,

развитие артикуляционной и мелкой моторики рук;

всестороннее развитие речи;

стимулирование познавательной активности детей;

обеспечение индивидуализации обучения;

формирование и

развитие начальных навыков учебной деятельности;

развитие самоконтроля;

повышение самооценки ребенка;

повышение качества коррекционного воздействия.

Однако следует помнить, что использование ИКТ не заменяет живое общение учителя-логопеда, воспитателя и ребенкаучителя-логопеда и родителей, педагога и ребёнка, а дополняет его. Применение ИКТ в сочетании с традиционными методами позволяет  оптимизировать, систематизировать работу с детьми, имеющими нарушения речи, значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература

Антошин М. К. Учимся работать на компьютере. М.:

Айрисс

-пресс, 2008.

Вренёва

Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. – ж. Логопед, № 5, 2010, с. 46

Гаргуша

Ю.Ф.

Черлина

Н.А. Новые информационные технологии в логопедической работе. Журнал «Логопед» №2 2004г.

Говиц

Ю.М., Зворыгина Е.В.,

Поддьяков

Н.Н. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.

Иванова Е.В. Повышение ИКТ – компетентности педагогов. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения». №12 2009

Левина Е.В. Использование компьютерных технологий на индивидуальных логопедических занятиях. – ж. Логопед, № 3, 2011, с. 68

Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Пермь, 2005

Репина 3. А., Лизунова Л.Р.

 Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5.

Репина 3. А., Лизунова Л. Р. 

Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для

Тигры» /

/ Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5

ИНТЕРНЕТ- РЕСУРСЫ:

www

.

iteach

.

ru

http://www.solnet.ee

http

: //scdiv38.

kob

.

ru

/

Infomatic

/ PowerPoint/L 1.

htm

http:// http://www.logopedia.ru

http:// festival .1

september

.

ru

/ articles


 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×