Применение информационно - коммуникационных технологий в ДОУ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Д/с «Капитошка»
г. Абакан
Семинар-практикум
«Применение информационно-коммуникационных средств в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования»
Разработала: Филиппова Кристина Михайловна
2020 год
Информационные технологии
в дошкольном образовании
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Всего каких-то двадцать лет назад жизнь людей в нашей стране кардинально отличалась от нынешней. Практически все сферы жизни претерпели серьезные изменения, появилась масса новых возможностей, некоторые из них очень сильно продвинулись вперед, причем имеется дальнейшая перспектива роста. Такую серьезную сферу жизни каждой семьи, как дошкольное образование, прогресс не обошел стороной.
При подготовке сегодняшнего доклада я выделила основной задачей рассказать, для чего нужны ИКТ в ДОУ, как они могут быть применены для пользы детей, родителей и педагогов, познакомить присутствующих с основными сайтами, которые облегчат работу по поиску необходимой вам информации.
Стоит сразу оговориться, что под информационными технологиями для дошкольного учреждения следует понимать не только компьютер, но и интерактивную доску, мультимедийный проектор, ноутбук, а также более привычные всем телевизор и немного теряющий свои позиции видеомагнитофон. Фотоаппарат, видеокамера, магнитофон, сканер и принтер тоже могут помочь в освоении информационных технологий, увеличивая их возможности и делая этот процесс более полным.
Любые нововведения в системе образования встречаются педагогами с осторожностью и даже негативом. Представляю вашему вниманию события, способствовавшие внедрению ИКТ в образовательных учреждениях. Все эти события постепенно ведут к изменению содержания, методов и организационных форм всей системы образования, а следовательно и работы детских садов, их взаимоотношений с вышестоящими организациями и родителями. Останавливаться подробно на них мы не станем, так как это достаточно объемные документы. Однако вы всегда можете их просмотреть на сайтах Министерства образования и науки РФ, а так же на сайте «Рособранадзора».
В своей деятельности, при использовании ИКТ педагоги чаще всего обращаются к интернету. В сети интернет чрезвычайно много полезных для работников системы дошкольного образования ресурсов. Об их применении и значимости мы сегодня также поговорим. На данном слайде вы можете наблюдать перечень ресурсов, которые являются наиболее полезными для нашей с вами деятельности. Чтобы не тратить время на их перечисление и обсуждение я подготовила буклеты, где представлены ресурсы и краткое их содержание. Надеюсь, они окажутся вам полезными.
ИКТ и медиатехнологии – все эти многочисленные понятия характеризуют механизмы, позволившие поставить на новый уровень процессы получения, обработки, хранения и передачи информации. Международные исследования проблемы использования медиатехнологий в семьях показали, что образовательные программы способствуют приобретению детьми знаний. Более того, многие полагают, что телевидение и компьютер, подключенный к интернету, могут обеспечить детям младшего возраста широкое знакомство с жизненными ситуациями и возможностями. Дети могут использовать компьютер и другие технологии для ознакомления с окружающим миром, приобретения социального опыта. Каждое занятие с применением компьютера вызывает у дошкольников эмоциональный подъем, желание добиться успехов, выполнить задание до конца. Современные информационные технологии в дошкольном образовании позволяют не только узнавать много нового, но и выявить и укрепить интерес детей к обсуждаемой теме. Они изменяют методы представления информации. Информационные технологии позволяют создать увлекательное познавательное занятие. Например, с помощью мультимедийного проектора дошкольники могут увидеть те предметы и явления природы, которые невозможно увидеть в ближайшем окружении.
Однако при организации работы ребенка на компьютере необходимо учитывать многие факторы, о которых мы так же упомянем в нашем разговоре.
Казалось бы, а что раньше было не так? Почему привычные карточки, фотографии не способны дать дошкольнику представление об окружающем мире?
Информационные технологии имеют ряд преимуществ перед старой системой подачи материала:
Современный демонстрационный материал обойдется гораздо дешевле бумажных носителей. Стоит только единожды приобрести устройство воспроизведения, а сами слайды можно вполне найти в интернете, и совершенно бесплатно. К тому же, бумажные и другие носители имеют способность устаревать физически, а вероятность порчи информационных файлов ничтожно мала, к тому же они могут быть легко восстановлены.
Несмотря на то, что для представления информации через электронные носители требуется специально оборудованное помещение, хранение информации теперь не требует большого помещения. Достаточно и мощного компьютера, куда по мере необходимости педагог сохраняет информацию, необходимую ему для работы с дошкольниками.
Раньше сам поиск иллюстраций отнимал много времени у педагогов. Сейчас практически любую иллюстрацию, даже самую редкую, можно найти в интернете, причем времени с современными поисковиками это занимает совсем немного.
Информационные технологии в дошкольном образовании способны преподать материал в игровой форме, а, как известно, это одна из самых запоминающихся для дошкольников форм.
Видеофайлы позволяют более образно преподнести многие явления природы.
Например, раньше снежную лавину педагогу приходилось расписывать своими словами, причем это далеко не всегда было убедительным и понятным для маленьких детей. Сейчас это явление можно показать полностью, от самого начала до полного схода лавины.
Такие видеоуроки оставляют неизгладимый след в памяти дошкольника, дарят ему новые эмоции и способствуют наглядно-образному мышлению ребенка.
Одновременное воспроизведение картинки и звука делает воспроизведение более понятным для ребенка. Раньше о звуковом сопровождении педагогам приходилось только мечтать.
Интерактивные экскурсии, например, в Эрмитаж, позволяют очутиться в другом месте, не выходя из игрового зала. Дети с радостью воспринимают такие виртуальные туры, а информация, которая при этом им преподносится, воспринимается гораздо лучше, чем просто рассказ о музее с вывешенными фотографиями на доске.
Нельзя быть ханжой и полностью отстранять дошкольников от любой техники, потому что когда-нибудь ребенок пойдет в школу, и там хорошее знание и умение пользоваться современной техникой ему очень пригодится. Поэтому лучше быть подготовленным и еще с дошкольного учреждения привыкать к огромным возможностям, которые дарят информационные технологии в дошкольном образовании.
В результате работы по внедрению ИКТ в воспитательно-образовательный процесс детского сада педагоги могут столкнуться со следующими проблемами:
• Нередко происходит перенасыщение занятия анимацией, слайдами, перегруженность рисунками.
• Не каждый педагог обладает квалификацией для работы с компьютером.
• Недостаточная оснащенность дошкольных учреждений современной технической аппаратурой.
Нужно помнить и о безопасности детей в моментах применения ИКТ. Должны неукоснительно соблюдаться нормы СанПиНа 2.4.1.2660-10 – «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», в котором говорится о выделении отдельного помещения для занятий с компьютерной техникой, а также подробно расписаны все нормы, вплоть до рекомендуемых метражей от экрана до ребенка, расположение зрительных мест и диагоналей экранов. Это очень сложный и серьезный документ, который должен изучить каждый педагог в дошкольном учреждении. После занятия с дошкольниками проводят специальную гимнастику для глаз.
На этом теоретическая часть нашей встречи окончена. Предлагаю немного поразмышлять. И применить знания, полученные сегодня.
Предлагаю вам разделиться на две команды. Каждой команде будет дан конспект НОД для детей дошкольного возраста. Ваша задача - за 15 минут придумать, какие ИКТ возможно применить при проведении данного мероприятия, а также продумать содержание презентации к данному конспекту. Желаю удачи!
Используемые источники информации
Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. «ИКТ в дошкольном образовании» - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2011