Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Применение интерактивных технологий на уроках сольфеджио в детской школе искусств. Работа №240456

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Моя методическая разработка о том, как можно интересно проводить урок сольфеджио, не утомляя учащихся.

Работа:

 

 

 

 

Саталкина Мария Васильевна

 

Районное муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Знаменская Детская школа искусств»

 

 

Методическая разработка

 

Применение интерактивных технологий на занятиях сольфеджио в младших классах детской школы искусств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В настоящее время детская школа искусств имеет огромные возможности в воспитании и образовании детей. Но, как известно, перед дополнительным образованием на протяжении многих лет встаёт проблема заинтересованности детей и родителей в обучении музыки. И наша задача сделать теоретические занятия настолько интересными, чтобы дети с удовольствием бежали бы на них.

Новое поколение детей заставляет нас выстраивать учебный процесс с позиций современных подходов, методов и технологий.

В своей практике я акцентирую внимание на применение интерактивных технологий на уроках сольфеджио именно в младших классах, так как абсолютно уверена, что это приведёт к отличным результатам в образовательном процессе.

Интерактивное обучение сводится к активному взаимодействию в процессе занятий учителя с учеником, учеников между собой. Обучающиеся постоянно должны находиться в общении друг с другом и с учителем. В этом случае роль педагога становится направляющей, а роль ученика главенствующей.

Взаимодействие обучающихся происходит в процессе игры, так как этот метод наиболее эффективен и повышает интерес младших школьников к предмету.

Интерактивное обучение возможно применять на разных этапах урока: изучение новой темы, выполнение упражнений для закрепления, обобщение пройденного материала, проверка домашнего задания и др. И осуществлять интерактивное обучение также можно различными способами: интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, ученик может поменяться ролями с педагогом, или, разделившись на пары, обучающиеся учат друг друга, а также используется метод вопросов, который можно представить, например, в виде интервью (детям очень нравится). При этом не исключается интерактивное тестирование, разминки, различные тренажёры и упражнения, например, воспроизвести услышанный ритм, распознать звуки, угадать музыкальный инструмент и прочее.

При помощи интерактивных игр дети намного быстрее устанавливают общение друг с другом. Учащимся нравится придумывать что-то самим и в этом случае можно применять инновации, составлять кроссворды на разные темы, подбирать картинки, делать простейшие презентации по темам, придумывать музыкальные ребусы, примеры, загадки и многое другое.

На сегодняшний день мной разработано несколько наглядных материалов для обучения детей младших классов: настольная маршрутная игра «Музыкальные приключения Маши», Музыкальные ребусы «Нотки играют с буквами» и Домино «Что ты знаешь о сольфеджио?». Расскажу в чём суть данных интерактивных игр…

Слайд «Музыкальные приключения Маши» - это ходилка, в которой принимают участие герои известного мультфильма «Маша и медведь»… у нас есть кубики, на которых написаны цифры, обозначающие не что иное, как интервалы, естественно, что это только ступеневая величина, что и требуется для 1 класса. Количество выпавших ступеней является количеством шагов в ходилке. Попадая на красную звезду герой пропускает ход, на зелёную – осущ. Доп. Ход, ну а если попадает на звезду с номером – тянет вопрос.

Причём, вопросы, предложенные в игре: (могут меняться от четверти к четверти, от класса к классу). Побеждает тот, кто первым дошёл до конца.

Что такое «Тоника»?

Что такое «полутон»?

Какие ступени лада относятся к неустойчивым?

Расскажите о разрешении неустойчивых ступеней лада в устойчивые

Назовите строение мажорной гаммы

Какие ступени лада относятся к устойчивым?

Какие ступени лада называются вводными и почему?

Что означает знак «диез»?

Что означает знак «бемоль»?

Что означает знак «бекар»?

Слайд Музыкальные ребусы я использую для запоминания, повторения и закрепления написания нот 1,2 и малой октав. При этом, составляя слова, мы ещё проверяем грамматические ошибки. Короткие слова каждый составляет (работают одновременно), длинные по одному. Слова загадываем друг другу по часовой стрелке, выигрывает тот, кто правильно составляет и отгадывает больше всего слов. Также здесь можно пропевать звуки.

Слайд Домино – игра разработана на основе календарно-тематического плана учащихся 1 кл. ДПП, здесь изложены все темы года: гаммы До, Соль, Фа и Ре мажор. Устойчивые и неустойчивые ступени. Разрешение неустойчивых ступеней, вводные звуки. Опевание устойчивых ступеней. Тоническое трезвучие. Длительности, размеры 2/4, ¾, Затакт четверть, две восьмые в размере 2/4.

Каждому раздаётся одинаковое количество карточек домино, и если при осуществлении хода игроку попадаются ритмические задания необходимо простучать римт различными способами: движения тела, на муз. инстр., просто карандашом и т.д.; если интонационные задания – то пропеть их.

Так как не все темы ещё изучены на данный момент в 1 кл., эту игру я апробировала с учащимися 2го класса.

Слайд Эти и другие материалы войдут в учебно – методическое интерактивное пособие «Учимся вместе», которое сейчас находится в разработке.

Вот уже две четверти незаменимым моим помощником на занятиях является магнитно-маркерная доска и её комплектующие: настольная  магнитная папка с нотным станом, изображением клавиатуры и цветной звуковысотной лестницей и раздаточный материал  - нотные знаки, карточки-интервалы, ритмические карточки: набор нотных знаков;  набор карточек-интервалов с изображением животных;  набор карточек  гармонизации;  знаки динамики;  карточки с цифровым изображением размеров;  скрипичные и басовые ключи. Всё это помогает мне объединить в работе все методы обучения: наглядные, игровые, практические и словесные, что улучшает восприятие детьми получаемой информации.

Магнитную доску я использую в работе с детьми для формирования элементарных музыкальных представлений, обучения рассказыванию, для наглядного поощрения правильных ответов детей. Весь процесс обучения также проходит в игровой форме. Применение  игрового метода и возможности самостоятельно работать с отдельными деталями и знаками, снижает утомляемость ребёнка в процессе обучения, исключается монотонность, обучающийся сам активно участвует в эксперименте с нотными символами, получая положительные  эмоции.

Занятия с применением интерактивных технологий в обучении порождают живой интерес у обучающихся и превращают сольфеджио в занимательный предмет. На занятиях у детей есть возможность высказаться, обменяться идеями со своими одноклассниками. Важно то, что на подобных уроках никто не будет просиживать время, а все будут заинтересованы работой.

Итак, в чём же заключается полезность интерактивных технологий?

Они вызывают

интерес у

об

уча

ю

щихся

.

Оказывают помощь в изучении

учебного

материала.

Выполняют обратную связь.

Вырабатывают

у

об

уча

ю

щихся

своё

мнени

е

и отношени

е.

Интерактивные технологии позволяют обучающимся действовать, работать и учиться совместно. Дают шанс каждому вносить в процесс обучения свой вклад, свои идеи, своё творчество, обмениваться знаниями и навыками. Вся работа на занятиях проходит в доброжелательной и дружеской атмосфере, что очень важно для детей и их мировосприятия.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X