В рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов приоритетной задачей современного школьного образования является формирование у учащихся способности самостоятельно ставить цели обучения, разрабатывать пути их достижения, контролировать и оценивать свои достижения. Учащиеся сами должны стать «проектировщиками» и «строителями» своего образовательного процесса. Достижение этой цели стало возможным благодаря формированию системы Универсальных Учебных Действий(УУД). Педагогические приемы, используемые на занятиях по физической культуре, должны быть переосмыслены учителями и окрашены творческим, эмоциональным отношением к труду и искренней любовью к детям.
Применение современных технологий на уроках физической культуры при реализации ФГОС
В рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов приоритетной задачей современного школьного образования является формирование у учащихся способности самостоятельно ставить цели обучения, разрабатывать пути их достижения, контролировать и оценивать свои достижения. Учащиеся сами должны стать «проектировщиками» и «строителями» своего образовательного процесса. Достижение этой цели стало возможным благодаря формированию системы Универсальных Учебных Действий(УУД).
Педагогические приемы, используемые на занятиях по физической культуре, должны быть переосмыслены учителями и окрашены творческим, эмоциональным отношением к труду и искренней любовью к детям.
Игровые технологии часто используются в педагогической практике на уроках физической культуры. Потому что эти технологии позволяют нам создавать личные, регулятивные, когнитивные и коммуникативные УУД в естественной и непринужденной обстановке.
Рассмотрим наиболее используемые нами технологии:
1.Коллективное обучение,
Задания выполняются в парах, тройках и четверках. Школьникам легче участвовать в групповой работе, чем самостоятельно. Этот метод позволяет детям с более слабыми физическими данными работать с наиболее подготовленными детьми, для получения высоких оценок. Повышается мотивация к участию в учебе и занятиях физкультурой.
2.Метод проекта
Занятия физкультурой проводятся со школьниками, входящими в специальные медицинские группы, с детьми, часто пропускающими занятия, часто болеющими детьми. Даются темы для рефератов, докладов и электронных презентаций, и в течение определенного периода времени ребенок должен принести выполненные задания.
3.ИКТ.
Поскольку занятия по физической культуре содержат большой объем теоретического материала, на который отводится минимальное количество времени, современные информационные технологии позволяют эффективно решить эту задачу.
Электронная презентация содержит обширный теоретический материал по изучению физической культуры. Однако не менее важным является стимул для подготовки электронных презентаций для углубленного изучения предмета. Поэтому в учебных презентациях текстовая информация была сведена к минимуму и заменена рисунками, схемами, фотографиями, анимациями, фрагментами фильмов, связанных с физической культурой и спортом. Темы занятий строятся по основным разделам программы, по основам знаний по предмету физической культуры.
Наиболее часто используется игровая технология.
Общеизвестно, что основной деятельностью младших школьников являются игры. Поэтому подвижные игры следует как можно чаще использовать для развития физических качеств, для формирования навыков и умений выполнять физические движения, для активизации и совершенствования основных психических процессов, лежащих в основе двигательной деятельности младших школьников.
Как показывает практика, использование игровых технологий не теряет своей актуальности в средней и старшей школе с учетом возрастных особенностей. Хотя бывают и исключения для каждого возраста свой набор игр.
Широкое использование игровых технологий на уроках физической культуры привело к изменению отношения к предмету. Школьники всех возрастов, регулярно прибегавшие к подвижным играм, регулярно и с удовольствием посещают занятия по физической культуре.
Показателем успешного использования игры на уроках являются высокие результаты на районных олимпиадах. За последние несколько лет команда школы завоевала награды по волейболу и по баскетболу. Исследования показывают, что этот вид спортивной деятельности является наиболее популярным.
При планировании подвижных игр в помощь конкретному занятию учитывается общая нагрузка занятия для определения его места среди других упражнений и учебных задач.
Если на занятиях решаются задачи развития силы, возможны дополнительные игры, связанные с кратковременным скоростно-силовым напряжением, различные формы преодоления мышечного сопротивления противника при непосредственном контакте с противником, в том числе - тянущие, толкающие, удерживающие, нажимающие и др. ., различные двигательные манипуляции с использованием имеющихся весов - бег, прыжки, дальность броска, перемещение в пространстве, передача товарищам по команде и др.
Для развития скорости выбираются немедленные реакции на визуальные, звуковые и тактильные сигналы, внезапные остановки, быстрые рывки, немедленные задержки, спринт в кратчайшие сроки и другие сознательно и преднамеренно направленные игры, требующие двигательных движений для опережения своих противников.
Для развития выносливости, в зависимости от правил игры, применяют игры, предполагающие заведомо большие затраты сил и энергии, частое повторение сложных двигательных приемов или длительную непрерывную двигательную деятельность.
Из-за особенностей наших детей не все игры можно использовать. Нужно учитывать сложность игры и сложность взаимодействия игроков. Игра становится интересной, если она им доступна и понятна. Поэтому необходимо следовать принципам от простого к сложному. Для этого используются разные вариации одной игры. Это позволяет поддерживать правила и навыки ребенка с учетом его возраста и индивидуальных особенностей. В ходе подвижных игр ведется наблюдение за участниками игры. Это помогает лучше организовать размышления в конце игры, определить степень сформированности коммуникативных УУД, а также проанализировать эффективность этих игровых употреблений. Важно закончить игру организованно, подведя итоги, огласив результаты, отметив положительные и отрицательные стороны. Сами участники должны чаще посещать дебрифинги. Это способствует воспитанию детей в умении оценивать собственные поступки, поступки сверстников, выявлять причины победы и поражения.
При использовании игровых технологий на занятиях по физической культуре можно руководствоваться следующим алгоритмом.
1. Выбор игры. В первую очередь, он основывается на целях очередного урока, возрастных и педагогических способностях учащегося, физической подготовке.
2. Детское игровое оборудование и оборудование. Планируя уроки, обязательно соблюдать санитарно-гигиенические нормы и выбирать места для игр и оборудования, безопасные и удобные для учеников.
3. Обеспечить игры для детей. Основная задача в игровом предложении - вызвать интерес к игре, к постановке таких вопросов, когда воспитательные цели и желания ребенка совпадают. Предложение игры включает в себя описание ее правил и приемов. Дайте точное и краткое описание игры непосредственно перед ее началом. Описание включает в себя описание основных правил игры, таких как название игры, ее содержание, роли игроков и описание игровых аксессуаров. Второстепенные правила объясняются по ходу игры.
4. Разделитесь на команды, группы и внутриигровое распределение ролей. На уроках физкультуры и играх классы делятся на команды, чтобы физические силы детей распределялись равномерно. В игре, в которой требуется капитан или водитель, подумайте, какие роли будут особенно полезны ученику. Неорганизованные люди становятся организованными.
5. Развитие игровой ситуации. При организации игры придерживайтесь следующих принципов:
o Принципы развития игровой динамики.
o Принципы, поддерживающие атмосферу игры.
o Принципы соотношения игр и неигровой деятельности.
o Принципы перехода от простых игр к сложным игровым форматам.
6. Итоги игры. По заранее установленным правилам мы вместе со студентами подводим итоги игры, определяем победителей и собираем в качестве судей детей, которые не могут участвовать в игре по состоянию здоровья.
При проведении игры воспитатель должен ставить перед собой следующие задачи:
1. Положитесь на прошлые достижения.
2. Стремиться мобилизовать потенциал определенного возраста.
3. Подготовить почву для следующего уровня физической подготовки ученика.
4. Ориентироваться на зону ближайшего развития мотивации учебной деятельности.
5. Главное уважать индивидуальность ребенка, не убивать его интерес к работе и стараться его развивать.
Широкое использование игровых технологий на уроках физической культуры привело к изменению отношения к предмету. Они являются проверенным средством активизации двигательной активности на занятиях по физической культуре путем подключения эмоций учащихся. Важным преимуществом закона игр является возможность его внедрения во все виды учебных программ, а также применимость к неигровым видам физического воспитания. Использование игровых методов в процессе обучения физическому воспитанию делает занятия более интересными. Учащиеся всех возрастов, регулярно использующие подвижные игры, регулярно и охотно посещающие занятия по физической культуре, также умеют самостоятельно выбирать и проводить их со сверстниками в свободное время.