Важнейшим открытием 2-й половины XX века следует считать внедрение в практику обучения и воспитания принципа обучения и воспитания успехом. Успех рождает сильный дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к учению, школе, науке, труду как таковому.
Работа:
Принцип обучения и воспитания успехом.
Автор: Плужникова И. Н.
В качестве эпиграфа к своему выступлению приведу слова Януша Корчака:
Нет детей – есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств.
Важнейшим открытием 2-й половины XX века следует считать внедрение в практику обучения и воспитания принципа обучения и воспитания успехом. Успех рождает сильный дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к учению, школе, науке, труду как таковому.
Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личности школьника.
Ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Ситуация успеха субъективна и индивидуальна. Её переживает как ученик слабой успеваемости, так и ученик высокой продуктивной деятельности.
Наша творческая группа попыталась оформить систему профессиональных умений по созданию ситуации успеха так, чтобы эти важные умения запомнить как таблицу умножения или алфавит.
Вот, что у нас получилось:
Ничего не бойся – ты делаешь для всех.
Лишь на тебя надеемся и верим в твой успех.
Получится, как надо и даже сверх того.
Листок лежит здесь рядом, давай начнём с него!
Ситуация успеха – это субъективное переживание человеком личностных достижений в контексте истории жизни. Здесь речь идёт не о продукции масштаба мировой культуры, а о достижениях узкого плана личностной судьбы, которая ежедневно разворачивается и свершается на уроке.
Я хочу привлечь ваше внимание на научно – методические и психологические основы принципа обучения и воспитания успехом.
Успех – это переживание состояния радости, удовлетворения учащихся (учителя) от результата своей деятельности, который либо совпал с её ожиданиями и надеждами, либо превзошёл их.
Создание ситуации успеха на занятиях.
Атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всего урока. Слагаемые доброжелательности: улыбка, добрый взгляд, внимание друг к другу, интерес к каждому, приветливость, расположенность, мягкие жесты.
Снятие страха – авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи. Авансировать успех – значит объявить о положительных результатах до того, как они получены. Данная операция увеличивает меру уверенности в себе ребёнка, повышает активность и его свободу. ( Прием персонально исключительности, основанием служит любое соответствующее предлагаемой деятельности достоинство школьника: физическая сила, честность мышления, оригинальность восприятия, хорошая память, находчивость и т.д.)
Высокая мотивация предлагаемых действий: во имя чего? Ради чего? Зачем? Мотив – сильнейший механизм.
Реальная помощь в продвижении к успеху – скрытая инструкция деятельности, посылаемая субъекту для инициирования мыслительного образа предстоящей деятельности, и пути её выполнения.
Краткое экспрессивное воздействие – педагогическое внушение, собранное в яркий фокус. Например За дело! Приступаем!
Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы (краткие реплики или мистические жесты)
Оценивание. Оценка не производится в целом, она не произносится сверху, она ставит акцент на деталях выполненной работы.
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умение учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо больше душевных и физических затрат. Чем больше позитивных приобретений будет у младшего школьника, тем легче он справится с предстоящими сложностями подросткового возраста.
Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной и воспитательной деятельности должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Занятия детей в интеллектуальных клубах дает возможность познать радость познания, радость творчества, радость общения. По итогам игр команды нашей гимназии являются лучшими в городе и районе.
По Толковому словарю русского языка - успех – это удача в достижении чего-либо, успех – это общественное признание, успех – это хорошие результаты в учёбе, работе
Педагоги и психологи чаще всего трактуют успех как наиболее оптимальное достижение желаемой цели.
В 1890 году американский философ и психолог У. Джеймс создал формулу человеческого счастья.
Успех
Самооценка =……………….
Притязания
Потребность в высокой самооценке и ориентации на успех заложены в нас изначально. Каждому человеку от природы дано желание избегать неудачи.
По мнению ученых, лица с ориентацией на успех:
любят ситуации, где необходим риск, можно проявлять максимум способностей и умений, за успех которых они несут персональную ответственность;
выбирают цели выше среднего уровня сложности, успех в достижении которых требует напряжения всех сил и дает возможность подтвердить высокую самооценку;
оптимистичны, в ситуации успеха повышают уровень сложности решаемых задач, в случае неудачи временно понижают уровень сложности;
стремятся получить объективную оценку своей деятельности, объективно реагируют на критику;
уверенны, в своем будущем, чем выше уровень достижений, тем выше ориентация на будущее.
Лица с ориентацией на избежание неудач:
предпочитают ситуации, в которых они могут выбрать позицию пассивного подчинения;
ставят перед собой очень легкие, либо очень трудные цели;
при решении проблемы склонны надеяться на помощь или возможность отказаться от деятельности;
в случае неудачи быстро меняют методику деятельности, выбирая тривиальные, малоэффективные ходы;
не стремятся получать объективную оценку своей деятельности, на критику реагируют неадекватно; имеют либо завышенную, либо заниженную самооценку;
успех принимают как стечение обстоятельств, неудачу – как подтверждение закономерности;
своё будущее планируют либо очень узко, либо не реалистически глобально.
Материалы исследований показывают, что педагогу в теории и практике необходимо:
формировать у ребенка ориентацию на успех за счёт признания и осознания личностной и общественной значимости его достижений;
выбирать такие методы, которые позволяют обеспечить рост личностных достижений ребенка.
Оптимальной же будет позиция педагога, ориентированного на личностный успех ученика, так как осознание индивидуальных достижений, оцениваемое как удача, как победа над самим собой, является стимулом дальнейшего развития личности.
Для создания ситуации успеха нужны следующие действия.
Улыбка, добрый взгляд.
Интерес к каждому ученику, великодушие по отношению к любому.
Отмечать персональную исключительность
Аргументировать надобность действий.
Учить алгоритму действий.
Верить в способности ученика.
Существует много способов поддержать ученика во время выполнения заданий на уроке. Эта поддержка нужна постоянно. И это должно быть чем-то большим, нежели несколько фраз, которые все время повторяются: хорошо, очень хорошо и отлично
Искренность, творчество и разнообразие – сильное орудие в построении самоуважения ребенка.
Используемая литература:
Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения Тула, 2002г.
Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной школе, М. Просвещение, 2005г.
Интерактивные методы обучения, Учитель, 2004г. №5
Скачать работу
Автор: Плужникова И. Н.
В качестве эпиграфа к своему выступлению приведу слова Януша Корчака:
Нет детей – есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств.
Важнейшим открытием 2-й половины XX века следует считать внедрение в практику обучения и воспитания принципа обучения и воспитания успехом. Успех рождает сильный дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к учению, школе, науке, труду как таковому.
Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личности школьника.
Ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Ситуация успеха субъективна и индивидуальна. Её переживает как ученик слабой успеваемости, так и ученик высокой продуктивной деятельности.
Наша творческая группа попыталась оформить систему профессиональных умений по созданию ситуации успеха так, чтобы эти важные умения запомнить как таблицу умножения или алфавит.
Вот, что у нас получилось:
Ничего не бойся – ты делаешь для всех.
Лишь на тебя надеемся и верим в твой успех.
Получится, как надо и даже сверх того.
Листок лежит здесь рядом, давай начнём с него!
Ситуация успеха – это субъективное переживание человеком личностных достижений в контексте истории жизни. Здесь речь идёт не о продукции масштаба мировой культуры, а о достижениях узкого плана личностной судьбы, которая ежедневно разворачивается и свершается на уроке.
Я хочу привлечь ваше внимание на научно – методические и психологические основы принципа обучения и воспитания успехом.
Успех – это переживание состояния радости, удовлетворения учащихся (учителя) от результата своей деятельности, который либо совпал с её ожиданиями и надеждами, либо превзошёл их.
Создание ситуации успеха на занятиях.
Атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всего урока. Слагаемые доброжелательности: улыбка, добрый взгляд, внимание друг к другу, интерес к каждому, приветливость, расположенность, мягкие жесты.
Снятие страха – авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи. Авансировать успех – значит объявить о положительных результатах до того, как они получены. Данная операция увеличивает меру уверенности в себе ребёнка, повышает активность и его свободу. ( Прием персонально исключительности, основанием служит любое соответствующее предлагаемой деятельности достоинство школьника: физическая сила, честность мышления, оригинальность восприятия, хорошая память, находчивость и т.д.)
Высокая мотивация предлагаемых действий: во имя чего? Ради чего? Зачем? Мотив – сильнейший механизм.
Реальная помощь в продвижении к успеху – скрытая инструкция деятельности, посылаемая субъекту для инициирования мыслительного образа предстоящей деятельности, и пути её выполнения.
Краткое экспрессивное воздействие – педагогическое внушение, собранное в яркий фокус. Например За дело! Приступаем!
Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы (краткие реплики или мистические жесты)
Оценивание. Оценка не производится в целом, она не произносится сверху, она ставит акцент на деталях выполненной работы.
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умение учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо больше душевных и физических затрат. Чем больше позитивных приобретений будет у младшего школьника, тем легче он справится с предстоящими сложностями подросткового возраста.
Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной и воспитательной деятельности должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Занятия детей в интеллектуальных клубах дает возможность познать радость познания, радость творчества, радость общения. По итогам игр команды нашей гимназии являются лучшими в городе и районе.
По Толковому словарю русского языка - успех – это удача в достижении чего-либо, успех – это общественное признание, успех – это хорошие результаты в учёбе, работе
Педагоги и психологи чаще всего трактуют успех как наиболее оптимальное достижение желаемой цели.
В 1890 году американский философ и психолог У. Джеймс создал формулу человеческого счастья.
Успех
Самооценка =……………….
Притязания
Потребность в высокой самооценке и ориентации на успех заложены в нас изначально. Каждому человеку от природы дано желание избегать неудачи.
По мнению ученых, лица с ориентацией на успех:
любят ситуации, где необходим риск, можно проявлять максимум способностей и умений, за успех которых они несут персональную ответственность;
выбирают цели выше среднего уровня сложности, успех в достижении которых требует напряжения всех сил и дает возможность подтвердить высокую самооценку;
оптимистичны, в ситуации успеха повышают уровень сложности решаемых задач, в случае неудачи временно понижают уровень сложности;
стремятся получить объективную оценку своей деятельности, объективно реагируют на критику;
уверенны, в своем будущем, чем выше уровень достижений, тем выше ориентация на будущее.
Лица с ориентацией на избежание неудач:
предпочитают ситуации, в которых они могут выбрать позицию пассивного подчинения;
ставят перед собой очень легкие, либо очень трудные цели;
при решении проблемы склонны надеяться на помощь или возможность отказаться от деятельности;
в случае неудачи быстро меняют методику деятельности, выбирая тривиальные, малоэффективные ходы;
не стремятся получать объективную оценку своей деятельности, на критику реагируют неадекватно; имеют либо завышенную, либо заниженную самооценку;
успех принимают как стечение обстоятельств, неудачу – как подтверждение закономерности;
своё будущее планируют либо очень узко, либо не реалистически глобально.
Материалы исследований показывают, что педагогу в теории и практике необходимо:
формировать у ребенка ориентацию на успех за счёт признания и осознания личностной и общественной значимости его достижений;
выбирать такие методы, которые позволяют обеспечить рост личностных достижений ребенка.
Оптимальной же будет позиция педагога, ориентированного на личностный успех ученика, так как осознание индивидуальных достижений, оцениваемое как удача, как победа над самим собой, является стимулом дальнейшего развития личности.
Для создания ситуации успеха нужны следующие действия.
Улыбка, добрый взгляд.
Интерес к каждому ученику, великодушие по отношению к любому.
Отмечать персональную исключительность
Аргументировать надобность действий.
Учить алгоритму действий.
Верить в способности ученика.
Существует много способов поддержать ученика во время выполнения заданий на уроке. Эта поддержка нужна постоянно. И это должно быть чем-то большим, нежели несколько фраз, которые все время повторяются: хорошо, очень хорошо и отлично
Искренность, творчество и разнообразие – сильное орудие в построении самоуважения ребенка.
Используемая литература:
Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения Тула, 2002г.
Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной школе, М. Просвещение, 2005г.
Интерактивные методы обучения, Учитель, 2004г. №5