Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

"Принципы организации ДОП образования в рамках РЦ" . Работа №282330

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Дополнительное образование в рамках реабилитационного центра необходимая инициатива для более эффективного процесса реабилитации (абилитации) детей с ОВЗ.

Дополнительное образование рассматривается как особый тип образования, представляющий собой процесс и результат развития личности ребенка в системе образовательной и реабилитационной (абилитационной) сферах и , опирающийся на психолого-педагогический потенциал свободного времени; объединяющий  процесс воспитания, обучения и развития, способствующий самоопределению, самореализации и социализации личности.

Работа:

Доклад

«Принципы организации

дополнительного образования детей с ОВЗ

в рамках реабилитационного центра»,

(разработан и дополнен для официальной публикации на портале «Солнечный свет» в рамках педагогического семинара).

 

Дополнительное образование рассматривается как особый тип образования, представляющий собой процесс и результат развития личности ребенка в системе образовательной и реабилитационной (абилитационной) сферах и , опирающийся на психолого-педагогический потенциал свободного времени; объединяющий процесс воспитания, обучения и развития, способствующий самоопределению, самореализации и социализации личности.

Современное дополнительное образование принципиально расширяет возможности ребёнка с ОВЗ, предлагая большую свободу выбора, чтобы каждый мог определять для себя цели и стратегии индивидуального развития. Оно направленно на обеспечение персонального жизнетворчества обучающихся, в контексте позитивной социализации как здесь и сейчас, так и на перспективу в плане их социально-профессионального самоопределения, реализации личных жизненных замыслов и притязаний.

Важной отличительной чертой дополнительного образования детей с ОВЗ также является открытость, которая проявляется в следующих аспектах:

нацеленность на взаимодействие с социально-профессиональными и культурно-досуговыми общностями взрослых и сверстников, занимающихся тем же или близким видом деятельности;

возможность для педагогов и обучаающихся включать в реабилитационный процесс актуальные явления социокультурной реальности, опыт их проживания и рефлексии;

благоприятные условия для генерирования и реализации общественных детских (подростковых) инициатив и проектов, в том числе развития волонтерства и социального предпринимательства.

Цель современного дополнительного образования детей с ОВЗ заключается в создании организационно-педагогических условий для профессионального, социального, личностного самоопределения, самореализации и развития ребенка.

Основная цель дополнительного образования детей с ОВЗ конкретизируется следующими задачами:

создание условий для проявления и развития разнообразных индивидуальных способностей детей;

воспитание и практическая подготовка свободного, самостоятельного, творческого, профессионально ориентированного гражданина, способного к сотрудничеству в интересах человека, общества, государства;

развитие и реализация интеллектуального потенциала, творческих способностей личности ребенка, формирование интереса и мотивации к творческой и исследовательской деятельности в конкретной сфере науки, техники, культуры, производства;

раскрытие и реализация творческого потенциала педагога.

Реализация задач дополнительного образования осуществляется на основе следующих принципов:

1. Принцип дополнительности предполагает расширение знаний, полученных в системе реабилиации, позволяет каждому ребенку удовлетворить свои персональные потребности за пределами образовательной организаций, способствовать развитию универсальный учебных действий личности.

2.Принцип личностного определения предполагает выбор направления деятельности, темпа обучения по конкретной программе, а так же различных форм предоставления образовательных результатов.

3. Принцип индивидуализации образования предполагает создание условий для максимально свободной реализации каждым обучающим заданных природой задатков, проявления своих возможностей, которые служат главным побудительным мотивом творчества; организацию индивидуальной помощи ребёнку в процессе реализации его потребностей, в эмоциональном и широком общении не столько со сверстниками, сколько со значимыми взрослыми, в освоении рационального содержания человеческой жизни; активное участие педагога в автономном самоопределении ребенка, в стимулировании развития его способности осуществлять социально значимые действия, накапливать собственный личный опыт социальной деятельности.

4. Принцип преемственности и непрерывности образования обеспечивает преемственность и специализацию образования, затрагивающей те области знаний, к которым дети с ОВЗ проявляют устойчивый интерес. Метапредметные связи, проектирование интегрированных образовательных программ, программ профессиональной ориентации позволяют обеспечивать преемственность и непрерывность системы образования.

5. Принцип гуманизации образования предполагает создание психологически комфортной атмосферы, творчества, права выбора и равных условий для образования разных детей (одаренных, детей с ограниченными возможностями здоровья, попавших в трудную жизненную ситуацию).

6. Принцип многообразия. Дополнительное образование детей с ОВЗ характеризуется разнообразием: возрастов, способностей (музыкальных, спортивных, интеллектуальных, творческих и др.) и особенностей обучающихся (одаренные, с ограниченными возможностями здоровья); а так же направленностей деятельности, типов и видов дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, форм организации образовательных объединений,

7. Принцип единства обучения, воспитания и развития.

8. Принцип деятельностного подхода предполагает организацию процесса деятельности обучающихся, направленный на становление его сознания и его личности в целом.

9. Принцип интегративности образования обеспечивает интеграцию разных видов творческой деятельности, уровней их освоения, разнообразных форм организации.

10. Принцип вариативности обучения. Данный принцип обеспечивает свободный выбор вариантов образовательной деятельности всех участников учебно-коррекционного процесса в разных сферах деятельности и взаимодействия. Обеспечивается вариативность содержанием и формами организации образовательного процесса.

11. Принципы усиления социальной составляющей образования.

Современная реальность показывает, что реформирование системы коррекционного образования невозможно без использования потенциала дополнительного образования детей. Эта составляющая реабилитационного пространства обладает потенциалом преемственности, непрерывности и меж структурного взаимодействия. Обладая мобильностью, интерактивностью, способностью быстро и точно реагировать на современный мир в интересах ребенка с ОВЗ, его семьи, общества и государства, дополнительное образование детей социально востребовано.

Система дополнительного образования создает единое образовательное пространство с другими типами образования, пронизывая уровни дошкольного, общего, профессионального образования. В соответствии с положениями Федерального закона «Об обра-зовании в Российской Федерации» дополнительное образование детей необходимо рассматривать в контексте непрерывного образования, где данный подвид образования предназначен для всестороннего удовлетворения образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или), профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (гл. I, ст. 2, п. 14).

Понятие «непрерывное образование» хорошо известно. Во многих языках мира есть пословицы «Век живи — век учись» и «Учиться никогда не поздно», в соответствии с которыми непрерывное образование обозначает пожизненный последовательный процесс образования, обеспечивающий постоянное пополнение и расширение знаний у людей разного возраста.

Согласно определению Р. Даве «непрерывное образование - это процесс личного, социального и профессионального развития индивида на протяжении его жизни, осуществляемый в целях совершенствования качества жизни. Это всеобъемлющая и объединяющая идея, включающая формальное, в неформальное и неформальное обучение». Непрерывное образование в его понимании предполагает любое целенаправленное обучение, осуществляемое на постоянной основе, с целью совершенствования знаний, умений и навыков (компетенций) в условиях информатизации общества, глобализации мировых процессов и стремительного научно-технического прогресса.

Таким образом, в настоящее время дополнительное образование детей с ОВЗ в нашей стране рассматривается как уникальный феномен сферы образования, как единый, целенаправленный процесс, который объединяет воспитание, обучение и развитие личности. Основное предназначение данного процесса – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности современных детей.

Особенности проектирования образовательного процесса в системе современного дополнительного образования. Система образования во всем мире находится в поиске новых, адекватных современности, моделей и структур. Новаторский поиск - характерная черта образовательного процесса. В результате взаимодействия инноваций и традиций рождается новое понимание целей и задач образования, наиболее полно отвечающих современным тенденциям развития общества. Современный мир требует изменений, как деятельности учителя-предметника, так и принципа объединения учеников, определяющего классы. Возможность существенной трансформации пространства педагогического действия заложена и в появлении новых технических средств хранения и передачи информации, внедрение которых в учебный процесс принципиально меняет положение каждого из его участников. Совершенно очевидно, что система образования стоит на пороге принципиального изменения способа обучения. В рамках новой образовательной парадигмы обучающегося с ОВЗ необходимо обучать не сумме знаний, а способам мышления, развивать творческие способности, умения самостоятельно искать новые способы решения задач, свободно осуществлять деятельность в стандартных и нестандартных ситуациях.

На современном этапе модернизации системы образования Российской Федерации перед организациями дополнительного образования стоят задачи по внесению изменений как в содержание и технологии организации образовательного процесса, так и в систему оценивания образовательных результатов учащихся. Учитывая, что система дополнительного образования и система общего образования образуют единое педагогическое пространство, дополнительное образование детей не может не учитывать требования к образованию в условиях перехода школы на ФГОС.

В связи с выше изложенным предполагается два основных взаимосвязанных направления, учитывая которые должен реализовываться процесс проектирования образовательного процесса в организациях дополнительного образования.

I. Внесение изменений в содержание и технологии организации образовательного процесса:

ориентация коррекционных занятий на достижение предметных, мета-предметных и личностных результатов;

использование продуктивных методик и образовательных технологий;

II. Оценивание образовательных результатов учащихся с ОВЗ на основе:

использования оценочных процедур, ориентированных на индивидуальные нормы;

перехода от оценки отдельных, изолированных умений к интегрированной и междисциплинарной оценке;

внедрения деятельностных методов оценивания (в форме проектов, деловых игр, дебатов др.);

использования ситуационных заданий и задач;

сочетания оценки индивидуальных умений с оценкой умений работать в группе.

Сегодня в систему дополнительного образования приходят понятия «мета-предмет», «мета-предметные подход» которые приобретают особую популярность.

"Мета "- («за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: мета-деятельность, мета-предмет, мета-знание, мета-умение (мета-способ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда – мыследеятельностью. Введение мета-предметного подхода в образовании – попытка идти навстречу новым потребностям и новым вызовам XXI века, который характеризуется возникновением комплексных проблем, решение которых предполагает, в первую очередь, междисциплинарное взаимодействие. В конце XX- начале XXI веков в отечественном образовании начали интенсивно развиваться разные направления интегративной работы, возникло много разных типов интеграции. Педагоги-теоретики и педагоги практики стали активно искать, как преодолеть взаимное отчуждение учебных предметов. В качестве одного из вариантов решения был разработан мета-предметный тип интеграции, связанный, в первую очередь, с разработкой нового содержания.

Мета-предметный подход предполагает очень хорошее знание своего предмета, что позволяет деятельностно пересобрать учебный материал и заново его интерпретировать с точки зрения деятельностных единиц содержания. Мета-предметный подход хотя и помогает избежать опасности узкой предметной специализации, при этом не предполагает отказ от предметной формы, но, предполагает развитие ее на рефлексивных основаниях. Мета-предметный подход предполагает, что ребёнок не только овладевает системой знаний, но усваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире.

Признаки мета-предметного подхода в образовании:

универсальность, характеризуется тем, что знания умения и навыки, полученные на мета-предметных занятиях с помощью мета-предметных технологий, являются универсальными, обеспечивающими компетенцию научить учиться, что способствует саморазвитию и самосовершенствованию личности обучающегося;

интегративность, то есть мета-предметность рассматривается как особый тип интеграции учебного материала, что позволяет решить проблему разобщенность и оторванности друг от друга разных научных дисциплин;

вариативность реализуется через содержание учебных дисциплин мета-предметного уровня, через формы средства и методы обучения, включенные в метапредметные технологии преподавания учебных курсов, через контроль оценивания и формы проверки знаний, определяющих достижение мета-предметных результатов образовательной деятельности и через организацию самостоятельной работы обучающихся;

рефлексивность предполагает, что обучающийся рефлексирует собственный процесс работы, что именно он мыслительно проделал, как он мыслительно двигался, как восстанавливал генезис (происхождение) того или другого понятия;

целостность выражается в комплексном подходе определения содержания базовых дисциплин на основе единства цели, их взаимо-дополняемости и единство требований; дополняемость рассматривается как механизм обеспечения полноты и целостности чего-либо;

фундаментальность выражается в научной основательности и высоком качестве психолого-педагогической и общекультурной подготовки; определяется глубиной и прочностью предметных знаний;

многофункциональность предполагает, что образование, ориентированное на идеи мета-предметного подхода, дает обучающемуся компетентность решать разные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни;

междисциплинарность – способность к переносу из одной предметной области в другую и применимость в различных ситуациях

Сущность и ключевые положения мета-предметного подхода раскрывается через его основные категории:

мета--деятельность, мета-умения, метазнания;

метапредметные компетенции;

метапредметные результаты;

метапредметные технологии.

С учётом мета-предметного подхода, основываясь на современных позициях относительно результатов образовательной деятельности, образовательные технологии представлены следующими группами: предметные, личностные и метапредметные.

Предметные технологии ориентированы, прежде всего, на получение обучающимися знаний, умений и навыков в определённых предметных областях, на предметный результат дополнительного образования. Долгое время такой результат считался главным. В настоящее время он приобрел новый смысл и утратил свое приоритетное значение, являясь частью комплексного образовательного результата наряду с мета-предметными и личностными.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×