В настоящее время отмечается нарастающее ухудшение здоровья детей, появляется всё больше детей с частыми простудными заболеваниями, нарушениями речевой деятельности, нарушениями осанки и плоскостопия. Поэтому актуальность данной темы тесным образом связана с приоритетной задачей работы ДОУ «Формирование основ здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья». Работа педагога по физическому воспитанию детей с ОВЗ предполагает решение ряда коррекционных задач, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом педагог направляет свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в физическом и умственном развитии ребенка, обогащение его представлений об окружающем мире, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов.
Проект: «Приобщение детей с ОВЗ к здоровому образу жизни через двигательную активность с использованием нетрадиционного физкультурного оборудования»
Актуальность данной темы тесным образом связана с приоритетной задачей работы нашего учреждения «Формирование основ здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья»
Принципы здоровьесберегающей педагогики
принцип не нанесения вреда;
принцип триединого представления о здоровье;
единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья;
принцип непрерывности и преемственности.
Здоровьесберегающая работа проводится в ДОУ каждый день и на каждом занятии с обязательным учетом того, что уже было сделано ранее в рамках организационных мероприятий.
Аннотация проекта:
Дошкольный возраст является самым благодатным для развития физических качеств человека, выносливости, ловкости, силы, меткости и т.д.
Основным видом деятельности ребенка является игра. Играя в подвижные игры и используя нетрадиционное физкультурное оборудование, дети овладевают разнообразными движениями, в первую очередь основными их видами: бегом, ходьбой, прыжками, метанием, лазанием без которых нельзя активно заниматься спортом.
Инновационные образовательные технологии:
Здоровьесберегающие технологии;
Игровые технологии;
Технология личностно-ориентированного воспитания и обучения;
Технология социально-направленного обучения; Использование нестандартного физкультурного оборудования.
Паспорт проекта:
Тип проекта: долгосрочный, творческий, игровой, открытый.
Широта охвата содержания: физическое развитие старших дошкольников
Участники проекта: дети, педагоги ДОУ, родители.
Основополагающий вопрос:
Развитие творческой инициативы, игровой деятельности детей, приобретение новых знаний посредством проведения физкультурно - оздоровительных мероприятий, с использованием нетрадиционного физкультурного оборудования, дает ли возможность повлиять на становление всесторонне развитой, активной, творческой личности?
Цель проекта: Введение нетрадиционных форм развития двигательнотворческой инициативы детей в традиционные формы проведения физкультурных занятий, содействуя охране и укреплению физического и психического здоровья детей, полноценному развитию личности ребёнка.
Задачи:
o Развивать двигательные навыки и качества ребёнка, как основу его физической подготовленности;
o Совершенствовать жизненно необходимые навыки детей в соответствии с индивидуальными возможностями
o Создать оптимальную двигательную среду, с использованием нестандартного оборудования, способствующую воспитанию культуры здоровья дошкольников.
Гипотеза:
Если правильно организовать сочетание двигательной игровой деятельности детей дошкольного возраста с развитием нравственно-волевых качеств и патриотических чувств, то это поможет сформировать здоровую, гармонично-развитую личность.
Условия реализации проекта:
Интерес детей к занятиям;
Методические разработки;
Разработать и создать нестандартное физкультурное оборудование с учетом особенностей детей с ОВЗ.
Участие родителей в реализации проекта.
Основные формы реализации проекта:
Разработанный проект представляет собой комплекс систематизированного материала: непосредственно-образовательная деятельность, коррекционно-развивающая, продуктивная детская деятельность, игровая деятельность; работа с педагогами ДОУ; оснащение предметно-развивающей среды; работа с родителями.
Этапы проекта:
• подготовительный (сентябрь)
• основной (октябрь-апрель)
• заключительный (май)
Подготовительный этап
Вид деятельности
Срок
Подбор методической литературы по теме проекта.
1 неделя сентября
Диагностика физического развития детей. Психолого-педагогические наблюдения за двигательно-игровой деятельностью детей. Анкетирование родителей.
1-2 неделя сентября
Анализ диагностирования педагогических наблюдений для использования полученных данных в дальнейшей работе.
2-3 неделя сентября
Организовать с детьми, родителями и воспитателями поисковую деятельность по теме проекта.
3 неделя сентября
Оформление стенда с размещением материала по теме проекта.
1- 4 неделя сентября
Подобрать нетрадиционное оборудование, спортивный инвентарь для проведения непосредственно-образовательной деятельности, спортивных игр и досугов.
1- 4 неделя сентября
Изготовление атрибутов к подвижным и народным играм.
1- 4 неделя сентября
Подбор музыкального материала
1- 4 неделя сентября
Подбор дидактического материала по методике проведения подвижных и народных игр, рекомендациями для педагогов, родителей.
1- 4 неделя сентября
Основной этап
Вид деятельности
Срок
Игры – эстафеты с нетрадиционным физкультурным оборудованием: «Мехасик», «Пылесос», «Паровозик на метле», «Загони мяч в ведро», «Ловкие наездники» .
Игры малой подвижности: «Разноцветные квадраты», «Цветочная поляна», «Море волнуется»
Развлечение: «Спортляндия»
октябрь
Игры и упражнения направленные на оздоровление детского организма.
Упражнения и игры для мелкой моторики рук. « Быстрые мотальщики», «Ловкие пальцы», «Выложи солнышко», «У кого мяч», «Эхо»
Игры и упражнения по профилактике нарушений осанки и плоскостопия: «Тапки –скороходы», «Разноцветные палочки», тренажеры «Копытца», «Тапочки и варежки», «Туннель», «Переправа»
ноябрь
Игры с элементами спортивных игр: «Забей шайбу», «Снежки», «Городки», «Боулинг», «Теннис», «Бадминтон».
Народные игры: «Гуси-лебеди», «Мышеловка», «Гори-гори ясно»
Развлечение «Веселые старты»
декабрь
Игры высокой подвижности: «Два Мороза», «Ловишка, бери ленту», «Хитрая лиса», «Охотники и зайцы.»
Эстафета «Самый меткий», «Ловкие шляпки», «Достань флажок»
Зимний спортивный праздник «Зимние забавы».
январь
Игры и эстафеты на развитие координации движений и меткости: «Кавалеристы», «Пролезание в тоннель», «Бесшумные разведчики»,«Метание гранаты», «Донесение в штаб», Спортивный праздник « Есть такая профессия – Родину защищать»
февраль
Игры малой подвижности: «Будь внимательным», «Глазомер», «Художники», Запрещенное число», «Веревочка», «Летает – не летает», «У кого шарик», «Поменяемся местами» Развлечение «Мы сильные, ловкие, смелые»
март
Игры на свежем воздухе: «Карусель», «Караси и щука», «Удочка», «Горелки», «Кто дольше проскачет» Развлечение: «Папа, мама, я – спортивная семья»
апрель
Заключительный этап
Результаты работы
Срок
Анализ результативности работы: анкетирование, диагностирование, психолого-педагогические наблюдения.
май
Презентация проекта в форме проведения спортивного праздника «Папа, мама, я – дружная семья».
май