В детском саду дети активно знакомятся с разными видами декоративно- прикладного искусства. Мы считаем, что для развития у детей осознанного чувства патриотизма крайне важно уже в детсом саду детям знать и понимать народное творчество. В старшей группе мы знакомим детей с Хохломой (это оснь), повторяем кое-что о Гжели (зима), ну а весна -это, безусловно, Дымковская игрушка. Для большего погужения в тему мы используем и ручной труд (лепку, аппликацию) , и рисование, и , конечно же, театрализванные предствления.
Приобщение старших дошкольников к национальной культуре и традициям через знакомство с русским фольклором и
декоративно – прикладным искусством.
Авторы: воспитатели гр. «Сказочная страна»
Родина С. Д., Забродина О. П.
В процессе гармоничного формирования и развития личности ребёнка огромную роль играет осмысление и переживание им своей национально – культурной идентичности. Знакомство с историей и культурой родной страны дает возможность детям ощутить связь поколений, способствует формированию их мировоззрения, решает задачи умственного, нравственного, эстетического, семейного, трудового, физического воспитания. Родная культура, как отец и мать, семья, должна стать основой личности ребёнка. Русский педагог К. Д. Ушинский отмечал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».
Для максимального достижения воспитательного эффекта с помощью народного искусства, культуры важно использование разнообразных жанров творчества, включение их во все жизненные процессы ребенка в детском саду, во все виды детской деятельности.
В ранний период жизни дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, ощущать свою культурную идентичность, их знакомство с произведениями народного творчества, декоративно-прикладным искусством проходит заинтересованно и гармонично, вызывая самый живой отклик ребят.
В своей педагогической деятельности основной акцент мы делаем на том, чтобы активно, т. е. деятельно, знакомить детей с русской национальной культурой. В группе мы не только читаем, рассматриваем, слушаем произведения фольклора, но и делаем его главным, формирующим, элементом проводимых досугов, мастер –классов, детско-родительских творческих заданий.
В старшей группе мы провели два тематических фольклорных досуга.
Героиней осеннего мероприятия стала рябина. Не зря осеннюю красавицу, рябину, сравнивают с душой нашего народа. Ей посвящено много песен, стихов, пословиц, хороводов, по урожаю рябины в старину люди примечали, какой может быть предстоящая зима. Нашла свое место рябина и в декоративно-прикладном искусстве.
«Огненная хохлома» очень любит рябинку, русскую красавицу. Рябину в хохломе мы с детьми рисовали, лепили веточку рябины из пластилина, создавали аппликации. При выполнении творческих заданий мы обращали внимание детей на сложность, выверенность, точность, казалось бы, простого хохломского узора.
Мы просмотрели небольшое видео о труде мастериц-рисовальщиц, украшающих хохломские изделия, узнали, кто такие ложкари, как изготавливают ложки на фабрике народные мастера. Мы постарались особо обратить внимание детей на то, сколько труда и любви вложено в каждое произведение народных мастеров. Хохлома, в итоге, стала главным украшением досуга, проведённого в группе, по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди».
Конец зимы и начало весны, Масленица располагают к встрече с таким видом декоративно-прикладного искусства как Дымковская игрушка. Новый проект получил название «Весёлая Дымка».
Мы постарались максимально погрузить детей в тему:
-в группе был создан мини-музей народных ремёсел, где были представлены образцы самых известных видов декоративно-прикладного искусства ( изделия Хохломы, Гжели, Дымки, Городца, Жостово, Филимоново);
-мы совершили виртуальное путешествие в Дымковскую слободу, наблюдали за работой мастеров (презентации «На Вятке-реке», «Изготовление дымковской игрушки», «Узоры Дымки», «Дымковские барышня и кавалер», «Ой, свистулечка моя…»);
-подобрали литературу по теме и иллюстрации, раскраски, лото;
-дети попробовали себя в роли мастеров: лепили глиняных лошадок и птичек, создавали эскиз для раскрашивания игрушки;
-творческим итогом нашей совместной с детьми и родителями работы стало проведение тематического досуга «Весёлая Дымка». Для досуга дети вместе с родителями раскрашивали, придерживаясь определённых правил, предложенную им картинку с изображением игрушки, выучили про неё стихотворение.
Во время совместной деятельности и индивидуальной работы с детьми мы разучили небольшие стишки, частушки про Дымковские игрушки, дразнилки, народные игры («Горелки», «Карусель»).
Ожидаемым результатом своей педагогической деятельности мы видим пробуждение в детях интереса к истории, культуре, традициям своей Родины, любви к родному краю, любознательности, формирование чувств национального достоинства.