Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Природа родного края (Патриотическое воспитание) . Работа №286727

Дата публикации:
Автор:
Описание:

«Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зори и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных усилий». Согласитесь, эти слова, как нельзя точно отражают необходимость и «нужность» нашей с вами работы.

 Сегодня я хочу поделиться своим опытом в работе с детьми по теме: «Первые шаги в познании природы родного края». (из опыта работы).

Работа:
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Хочу начать свое выступление со слов замечательного человека и великого педагога Василия Александровича Сухомлинского:
Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зори и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных усилий. Согласитесь, эти слова, как нельзя точно отражают необходимость и нужность нашей с вами работы.
Сегодня я хочу поделиться своим опытом в работе с детьми по теме: Первые шаги в познании природы родного края. (из опыта работы).
Свою работуна эту тему начала с 2014 года, организовывая образовательный процесс на основе программы От рождения до школы Н.Е.Вераксы и программы по экологическому образованию дошкольников Мой край-Моя святыня Л.А. Бобылева, А.В. Султанова в основе которых стоят следующие задачи:
-воспитание эмоционально-положительного отношения к природе. Развитие умения видеть и понимать ее красоту, воспитание эстетических чувств;
-воспитание интереса к родной природе, желание больше узнать о природе своего края, о разнообразной природе родной страны;
-воспитание бережного отношения к природе, желание трудиться в природе, стремление к созиданию.
В процессе патриотического воспитания, у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, любовь к природе, которая определяется, прежде всего, действенным, бережным отношением к ней.
Знакомя дошкольников с природой, педагог должен учитывать возрастные особенности детей и организовывать их деятельность так, чтобы они активно общались с природой, овладевая новыми навыками и умениями. Ценность каждой встречи ребенка с природой возрастает, если познавательные, нравственные и эстетические задачи при этом решаются в единстве, и я, стараюсь в своей работе соблюдать эти правила и в создании развивающей среды.
Для работы с детьми в группе я организовала экологическое пространство, которое включает в себя: библиотеку; муляжи овощей и фруктов; игры: дидактические, настольно-печатные, игры – инсценировки. Мною подобраны различные иллюстрации и репродукции о природе, о временах года, о домашних и диких животных и созданы фотоальбомы, макеты природных зон и их обитателей.
В нашей группе оформлена подборка репродукций картин великих художников-пейзажистов И. Грабаря, А. Саврасова, И. И. Шишкина, М.Туганова, М.Келехсаева, К.Л.Хетагурова., а по соседству с ними работы наших воспитанников, возможно будущих великих художников.
Создан уголок, в котором собраны красочные книги, энциклопедии для детей,детские атласы, книжки – самоделки на тему: Природа глазами детей по произведениям В. Бианки, Е.Чарушина, Е.Благинина , А.Плещеева, КЛ.Хетагурова и др. писателей.
Лаборатория. Здесь созданы условия для развития у детей познавательно-исследовательской деятельности, формирования основ научного мировоззрения. Работа в лаборатории предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике.
Организовываем пространство для релаксации, способствующую снятию у детей состояния напряжения или усталости, которое возникает в результате получения огромного количества информации. Располагаясь удобно на мягких подушечках, дети отдыхают. Журчание ручья или горного потока, водопада, пение птиц, шум дождя и тихая музыка располагают детей к отдыху и самостоятельным играм.
На территории нашего дошкольного учрежденияимеетсяэкологическая тропа, которая выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. Помогает воспитанию у детей осознанного отношения к родной природе, т. к. дети принимают действенное участие в создании и сохранении природных богатств.
Воспитателями созданопытный участок, где воспитанники проводят опытно-исследовательскую деятельность, наблюдают за ростом различных растений и способами ухода за ними, выращиваем на грядке лук и зелень для нашего стола, прививая первые трудовые навыки.
Разработаны и активно используются мнемотаблицы для описания времен года. рассказов о животных и птицах, овощах и фруктах, мнемотаблицы для описания природных объектов (солнце, вода). Такие таблицы, как Путешествие капельки (круговорот воды в природе), Превращения лягушонка, Правила поведения в лесу (на водоеме). Используем мнемотаблицы-загадки на экологическую тематику.
Описание времени года"
Описание овощей и фруктов
Описание и сравнение животное
Описание и сравнение птиц
Созданную развивающую предметно-пространственную среду я использую в формировании начал экологической культуры младших дошкольников.
Любовь к природе воспитывается с раннего детства. Люди начинают заново осознавать, что они являются частью окружающего мира, который необходимо беречь. Поэтому патриотическое воспитание — одно из приоритетных направлений образовательных и воспитательных программ дошкольных учреждений.
Дети 2–4 лет отличаются непосредственностью и любознательностью, и сейчас они как никогда близки к природе. Именно с этого возраста формируется положительное отношение ко всему живому.
Объекты природы привлекают малышей, прежде всего красотой, яркостью красок, разнообразием и это является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь.
Я планирую свою работу для малышей, чтобы им было, во-первых, весело и интересно, во-вторых, познавательно, а в-третьих, чтобы они постоянно узнавали что-то новое, запоминали и могли применять на практике.
Время года диктует нам свои требования и даёт определённые возможности для проведения занятий. Хорошим проводником для детей по месяцам года для меня стала Зинька из сказки В. В. Бианки Синичкин календарь. Я начинаю первое занятие в месяце с чтения соответствующей главы и продолжаю, соответственно весь год.
Чтобы сформировать у детей чувство сопричастности ко всему живому, привить детям ответственность перед каждым живым существом, будь то растение или животное – я начала использовать эколого-психологические тренинги. На несколько минут мы с детьми превращаемся в жучков, бабочек, божьих коровок, котят или зайчиков.
Одной из полюбившихся форм для детей стало интервьюирование. Послушайте как ответили дети 2-ой младшей группы на вопрос Что такое природа?.
Календарь природы представлен интересным для ребят образом: небольшие домики где живет погода с изображением символов (солнышко-ясно, тучка-пасмурно и т.д.) и детки отмечают погоду, бросая цветные шарики в домик с символом, соответствующим на данный момент. В конце недели проводим анализ погоды за неделю.
Играть и экспериментировать с песком , можно как на улице, так и в помещении. В центре экспериментирования нашей группы, дети в любое время могут проводить опыты с водой и песком (а зимой со снегом); изучают их свойства, играют с ними, проявляют творческие качества, развивают воображение, а также мелкую мотору.
Огород на окнепозволяет мне расширять представления детей о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
Для получения первичных знаний, ознакомления с природой, закрепления навыков детей, я разработаламакет Деревенского дворикасостоящий из муляжей домашних животных.
Одним из действенных методов при работе с детьми по формированию начал экологической культуры является проектный метод. В своей работе я реализовалапроекты Комнатные растения, Волшебные капли.Целью проекта Комнатные растении было формирование представлений об условиях жизни комн. растений, правилах ухода за ними. Целью проекта Волшебные капли формирование представлений о свойствах воды, роли воды в жизни человека и других живых организмов; воспитание бережного отношения к природным ресурсам нашей планеты.
Природа является богатейшим источником эстетических переживаний и развития словаря дошкольников. Самое простое, с чего я начала — это чтение добрых сказок. В первой младшей группе занятия я начинала с чтения следующих русских народных сказок:
Репка. На основе этой сказки можно проводить занятия на тему Что растёт в огороде. Главный герой Дед приходит к ребятам и рассказывает, какие растения есть ещё у него в огороде, как они растут, как используются.
Курочка Ряба. В гости к ребятам приходит Баба. Она рассказывает, что у неё в хозяйстве есть не только курочка, но и другие животные: коровка, козочка, лошадка, овечка и т. д. Показывает, как они выглядят, объясняет, для чего они нужны. Эту тему можно продолжить на занятии по конструированию, на котором детям предлагается построить загончик для животных.
Колобок, Теремок. На основе этих сказок можно проводить занятия по изучению диких животных, живущих в лесу.
Для второй младшей группы подойдут сказки:
Заюшкина избушка. На сравнении двух избушек из этой сказки можно дать представление о разных материалах и смене времён года. Зимой было холодно, поэтому лёд не таял, а весной стало тепло и он превратился в воду, лиса осталась без дома. А вот деревянной избушке зайчика смена времён года — не помеха.
Волк и семеро козлят. Эта сказка поможет в объяснении, что бывают животные хищные и травоядные. Волк — хищник, а коза с козлятами — травоядные. Какие ещё бывают хищники, а какие травоядные?
Кроме сказок мною используются другие произведения фольклора, стихи (Гино-гино Гис) сюжеты которых обыгрываются с детьми. В уголке ряженья дети с удовольствием меняют свой облик, переодеваясь в костюмы животных, любимых сказочных персонажей, где чувствуют себя раскованно и свободно.
Детям в процессе обучения обязательно надо устраивать подвижные паузы. Особенно это касается малышей.Основная задача игровой паузы — дать детям расслабиться, переключить внимание и выплеснуть накопившуюся энергию.Поэтому, например, классические догонялки можно привязать практически к любой теме: изучаете хищных животных — играете в Лиса и зайцы, У медведя во бору, осенний лес — Поймай листочек и т. д. Также есть игры, которые можно использовать для закрепления материала.
На прогулке, малыши задают массу вопросов, многие из которых побуждают к мыслительному процессу, требуют выражения эмоций и мыслей с помощью слов. Малыш удивляется, встречая новый цветок, незнакомое животное, необычное явление. Его вопросы первые ростки радостного познания природы родного края, интереса к ней. Тематика целевых прогулок разнообразна: особенности погоды, наблюдения за растениями, животными. Наши прогулки сопровождаются играми, забавами, весельем Пробежим по шуршащим листьям, Соберем желуди и сделаем веселую гусеницу. Уже в младшем возрасте мы знакомим деток с правилами бережного отношения к природе. Появляются первые трудовые поручения: полить цветы. Полезна и активно практикуется, организация наблюдения за трудом взрослых: дворник, садовник, шофер.
Изобразительное искусство, художественное слово, музыкапозволяют передать воспринимаемую красоту родной природы, запечатлеть те предметы и явления, которые понравились, поделиться своими переживаниями с близкими; у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируется творчество.
И всё таки, воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда и родители обладают экологической культурой. Дети ведут себя так, как окружающие их взрослые. Родители должны осознать это.
Разные формы взаимодействия с родителями: анкетирование, родительские собрания, презентации, тренинги, выставки, проекты, семинары, конкурсы, досуговая деятельность, онлайн-консультации позволяют объединить усилия для развития и воспитания у детей начал патриотического воспитания и любви к родному краю и природе родного края; В рамках проекта Комнатные растения мною была организованна акция Подари растение детскому саду, и ресурсосберегающая акция Берегиня, целью которых было формировать экологическую культуру и мировоззрение у детей и взрослых и воспитывать бережное отношение к воде, акция ко Дню птиц.Родители активно принимают участие в праздниках, благоустройстве участков. Очень полюбились нашим родителям конкурсы поделок из природного и бросового материала Нам и внукам, Осень золотая, онлайн-конкурс Я смотрю из окна
И в завершении своего выступления хочу сказать, что экологическое воспитание положительно влияет на развитие личности ребенка: развивает чувство ответственности за природу родного края, воспитывает гуманное отношение к окружающей миру. А используя разнообразие форм и методов воспитания у дошкольников патриотических чувств к родному краю, наши усилия не пропадут даром — дети познакомятся с природой не только родного края, но и всего мира, узнают много интересного и полезного, и им никогда не будет скучно на занятиях в детском саду.
Спасибо за внимание!
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×