В данной статье освещена тема проблемности сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста на современном этапе развития обществе. Рассмотрены некоторые виды проблем, возникающие в работе с детьми дошкольного возраста в сюжетно – ролевой игре. Авторы отмечают, что главным и наиболее важным условием развития ребёнка дошкольного возраста служит освоение игровой деятельностью, так как именно игра активизирует развитие духовных и физических сил ребёнка. Участвуя в сюжетно – ролевых играх, дети учатся налаживать контакт, как между собой, так и с окружающими ими людьми.
Проблемность сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста на современном этапе развития обществе.
Аннотация: В данной статье освещена тема проблемности сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста на современном этапе развития обществе. Рассмотрены некоторые виды проблем, возникающие в работе с детьми дошкольного возраста в сюжетно – ролевой игре. Авторы отмечают, что главным и наиболее важным условием развития ребёнка дошкольного возраста служит освоение игровой деятельностью, так как именно игра активизирует развитие духовных и физических сил ребёнка. Участвуя в сюжетно – ролевых играх, дети учатся налаживать контакт, как между собой, так и с окружающими ими людьми.
Ключевые слова: сюжетно – ролевая игра, проблема, развитие, сюжет, окружающий мир, воспитание.
«Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский
Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В данный период времени ребёнок приобретает первоначальное представление об окружающем его мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, раскрываются творческие навыки и умения, складывается характер, формируется становление личности.
Главным и наиболее важным условием развития ребёнка дошкольного возраста служит освоение игровой деятельностью, так как именно игра активизирует развитие духовных и физических сил ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.
Если же заменить игру другим видом деятельности, то это привет к тому, что личность ребёнка обедняет, препятствуя развитию воображения ребёнка, тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со взрослыми.
Отечественные ученые (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, А. П. Усова и др.) рассматривали игру, как важнейшую и наиболее эффективную в раннем и дошкольном детстве форму социализации ребенка, также установлено, что, прежде всего, в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Данный процесс происходит благодаря тому, что в игровой деятельности ребёнок воссоздает интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Сначала это действия с игровой а, замещающими настоящие вещи, а затем - изобразительные, речевые и воображаемые действия (совершаемые во внутреннем плане, «в уме»).
На данный момент можно констатировать тот факт, что детская игра стала другой, этот процесс вполне закономерен, если рассматривать изменившуюся социальную действительность, которая окружает ребёнка. Значительно меньше стало многодетных семей, где сюжетные игры передаются от старшего поколения к младшему. Практически не осталось дворовых групп, в которых ребенок учился играть, при помощи взаимодействия друг с другом. Для ребёнка телевизор или компьютер стал лучшим другом, они формируют в нём совершенно определенного взрослого. Получается, что современное общество ориентирует своих членов на индивидуальность.
На данном этапе развития нашего общества, мы крайне редко встретим такую игру, которую описывал Даниил Борисович Эльконин. Сегодня ролевые игры приобрели однообразный характер. Изменение социокультурных условий жизни детей, которое интенсивно происходит в последнее время, повлекло за собой изменение сюжетов и содержания сюжетно-ролевой игры, а также уровня ее развития. Рассмотрим далее, какие же сюжеты предпочитают разворачивать наши современные дети?
В наше современное время, где технический прогресс не стоит на месте, можно отметить, что чаще основой игровых сюжетов служат компьютерные игры, которые так часто пользуются спросом не только у взрослых, но и у детей дошкольного возраста. Этот новый вид игры, охвативший внимание детей, зачастую приносит далеко не положительные результаты в его развитии.
Также, дети всё чаще сидят за телеэкраном телевизора, просматривая мультфильмы и сериалы, в которых заложен далеко не лучший сюжет, зачастую отмечено, что после их просмотра в ребёнке может появиться агрессия, что отрицательно может сказаться на психике ребёнка.
Современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные также из телевизионных сериалов, от которых дети получают наибольшее удовольствие, им нравиться брать на себя роли телевизионных героев, очень модно стало воспроизводить игры в супергероев, которых можно представить типичным набором простых действий или фраз. Отношения между персонажами примитивны. Дети все реже и реже берут за основу игр жизнь взрослых людей, которые их окружают. Значимое место начинают занимать виртуальные персонажи.
Как известно, для того, чтобы ребёнок развивался, требуется приложить немало усилий, необходимо уделять время для развития его умений, знаний и навыков. А в современное время у родителей, зачастую на это просто нет времени и к большому сожалению, выбирают простой способ, заменяя совместные игры на другой их вид.
Рынок игрушек насыщен всевозможными образцами, но, как показывают наблюдения многих специалистов, большая их часть ориентирована на индивидуальное пользование.
Родители приобретают детям новые игрушки, загружают новые игры в компьютер, разрешают часами просматривать любимые сериалы и мультфильмы любого характера, не контролируя данный процесс.
Законные представители ребёнка снимают с себя ответственность за воспитание собственного чада и сбрасывают воспитание на детсады, позволяют ребенку делать всё, что он захочет, лишь бы их не отвлекал от своих насущных дел, ребёнок предоставлен «сам себе».
К чему это может всё привести? Результат очевиден, сложившаяся ситуация ни к чему хорошему не приведёт, появятся серьёзные проблемы в развитие ребёнка, такие как заторможенность воображения, коммуникативные навыки будут несовершенны, появится эгоизм. Хорошим помощником в решении вышеперечисленных проблем служат сюжетно – ролевые игры, которые окажут неоценимую услугу, ведь именно они являются той основой, которая закладывает фундамент развития личности.
Актуальность проблемы состоит в том, что дети приходят в детский сад с низкой социальной компетентность. Поэтому, социальные отношения должны стать предметом специальной подготовки ребенка к взрослой жизни. Оптимальной формой этих отношений является сюжетно - ролевая игра. Отсюда важность и актуальность рассмотрения теории применения игры в воспитании и развитии ребенка.
Игра имеет значение не только для умственного развития ребенка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми.
Итак, подведя итоги вышесказанного, хочется отметить, что проблемы игры детей дошкольного возраста имеется. Сюжет игры зачастую отражает бытовую сторону жизни, включающую также телевизионную и компьютерную тематику. Всё наименьшим спросом пользуются общественные сюжеты. В процессе игры у большинства современных детей дошкольного возраста возникает проблема, связанная с тем, что игра не достигает своей развитой формы, детям сложно наладить контакт, взять на себя роль лидера, играть, не нарушив правила.
Редукция игры в дошкольном возрасте может иметь самые печальные последствия для личностного развития подрастающего поколения.
Таким образом, сюжетно – ролевые игры занимают важное место в жизни современного ребёнка. Посредством игры ребёнок знакомится со сложным многогранным миром, учится жить в этом мире, познает себя и окружающих.
Список литературы
Бондаренко А.К./Воспитание детей в игре. – М: Знание, 1984
Краснощекова Н. В. / Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста. Издание 6-е – Ростов – на Дону: Феникс, 2011. – 251 с. – (Школа развития)
Михайленко Н. Я.. Короткова Н.А. / Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 96 c.
Эльконин Д.Б. / Психология игры. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 1999. – 300 с.