Л.С. Выготский подчеркивал, что дети с ЗПР (при сохранном интеллекте) не могут самостоятельно организовывать свою деятельность. Испытывают трудности в планировании и вычленении ее этапов, им недоступна оценка результатов. Отмечается выраженное нарушение внимания, импульсивность, отсутствие заинтересованности в улучшении своих показателей. Особую трудность вызывают задания, которые необходимо выполнить по словесной инструкции. Дети, с одной стороны, испытывают повышенную утомляемость, а с другой – очень раздражительны, склонны к аффективным вспышкам и конфликтам и нередко просто перестают выполнять начатую деятельность.
В статье рассматриваются Общая характеристика базовых учебных трудностей обучения, особенности взаимодействия,психологические трудности обучения детей с ОВЗ, общие рекомендации по формированию БУД.
Проблемы формирования БУД у обучающихся с ОВЗ и пути их решения
Проблемы детей с ЗПР и возможное их решение
Л.С. Выготский подчеркивал, что дети с ЗПР (при сохранном интеллекте) не могут самостоятельно организовывать свою деятельность. Испытывают трудности в планировании и вычленении ее этапов, им недоступна оценка результатов. Отмечается выраженное нарушение внимания, импульсивность, отсутствие заинтересованности в улучшении своих показателей. Особую трудность вызывают задания, которые необходимо выполнить по словесной инструкции. Дети, с одной стороны, испытывают повышенную утомляемость, а с другой – очень раздражительны, склонны к аффективным вспышкам и конфликтам и нередко просто перестают выполнять начатую деятельность.
Проблемы формирования БУД у обучающихся и возможности их решения
Общая характеристика базовых учебных трудностей обучения
Затруднения у детей с ЗПР
Коррекция затруднений
1
Неумение включиться в учебную работу
Создайте мотивационные условия, заинтересовать, опираясь на личностные интересы
2
Неспособность самостоятельно начать выполнение задания
Подсказывайте, как это делать. Повторяйте эти практики при выполнении подобных заданий неоднократно до полного закрепления
3
Неготовность выполнять задание без пошаговой инструкции и помощи
Постоянно давайте письменные пошаговые инструкции выполнения заданий
4
Непонимание, неумение выполнить многокомпонентное задание (состоящее из нескольких простых заданий)
Разделять такие задания на несколько простых и при начале каждого задания инструктировать о ходе его выполнения
5
Недостаточная осознанность в усвоении и применении алгоритмов (правил)
«Оттачивать» навыки применения алгоритмов путём их повторения
6
Неумение пользоваться полученными знаниями-умениями при решении стандартных учебных и практических задач
При затруднениях выполнять даже стандартные задачи совместно с учащимися
7
Неспособность учесть все условия и этапы решения задания в ходе его выполнения (неполное выполнение задания)
Контролируйте выполнение заданий на всех этапах и при необходимости оказывайте направляющую поддержку и помощь
8
Смешение (подмена) алгоритмов, понятий; нарушение последовательности шагов алгоритма при его выполнении
Контролируйте выполнение заданий на всех этапах и при необходимости оказывайте направляющую поддержку и помощь
9
Подмена задания (логически и алгоритмически более простым)
Инструктируйте пошагово выполнение задания, например, наводящими вопросами
10
Неспособность контролировать ход (процесс) и результат выполнения задания
Оказывайте помощь, выдавайте листы самоконтроля за ходом и результатами выполнения задания
11
Неумение понять и объяснить причину своей ошибки, исправить её
Давайте алгоритмы и эталоны для сравнения, давайте возможность сравнивать по учебнику и другим образцам
12
Неумение применить знания в нестандартной ситуации
Создавайте условия для переноса знаний, опираясь на жизненный опыт, предлагайте другие образцы применения знаний, после этого снова повторяйте аналогичные задания по переносу знаний
13
Неумение решить учебную задачу с использованием «другого» приема (способа), сравнить решения по степени рациональности
Отрабатывайте навыки на более простых заданиях
Особенности взаимодействия
Затруднения у детей с ЗПР
Коррекция затруднений
Характер взаимодействия ученика и учителя: непонимание, неготовность услышать учителя (взрослого), психологическая «несовместимость», боязнь критики, негативной оценки, отсутствие положительного опыта общения со взрослыми
«Завоёвывайте» доверие путём тесного взаимодействия на всех занятиях. Показывайте личностную значимость знаний и умений, приобретаемых на данном предмете, для каждого. Создавайте ситуации успеха. Предъявляйте требования без психологического давления. Окрашивайте общение в эмоционально положительные тона. Организуйте контакты в простой форме.
Взаимодействие ученика и других учеников: эгоцентричность, неумение общаться, повышенная тревожность, неумение строить совместную деятельность, заниженная (завышенная) самооценка, другие трудности…
Постоянно помните об этих особенностях детей и переводите негативные проявления во взаимоотношениях в мотивационную сферу, показывайте возможности достижения результатов каждым учеником, создавайте ситуации успеха. Для групповой работы определяйте группы по признаку личной симпатии и психологической совместимости, по темпам работы.
Психологические трудности обучения
Затруднения у детей с ЗПР
Коррекция затруднений
Неумение организовывать свою работу
Развивайте у детей регулятивные УУД, специально уделяя этому время.
Постоянно и постепенно обучайте ставить цели, планировать, реализовывать план, оценивать результаты, исправлять ошибки и корректировать деятельность.
Отрабатывайте сначала самые простые приёмы по алгоритмам, затем повышайте уровень самостоятельности.
Повышенная истощаемость
Переключайте учеников с одного вида деятельности на другой, разнообразьте виды занятий.
Используйте для каждого ребенка необходимые ему наглядные опоры (схемы, планы, инструкции и т.п.).
Используйте виды заданий, максимально возбуждающие активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности.
Предлагайте задания, требующие для их выполнения разнообразной деятельности.
Низкая работоспособность
Приспосабливайте темп изучения учебного материала и методы обучения к уровню развития детей с задержкой психического развития.
Учитывайте
этапность
формирования способов учебной деятельности: сначала учите детей ориентироваться в задании, затем выполняйте учебные действия по наглядному образцу в соответствии с точными указаниями взрослого, затем – по словесной инструкции при ее последовательном изложении
Слабость воли
Показывайте детям возможности достижения положительных результатов и их пользы для ученика.
Оценивайте успешность обучения ребенка в зависимости от темпа его продвижения к более высокому уровню знаний, к познавательной самостоятельности, от действенного интереса к учению.
Психопатоподобное поведение
Будьте готовы к таким проявлениям у детей, нивелируйте такое поведение индивидуально в каждом отдельном случае.
Проявляйте особый педагогический такт в работе с детьми с задержкой психического развития – необходимо замечать и поощрять малейшие успехи детей, развивать в них веру в собственные силы и возможности, поддерживать положительный эмоциональный настрой.
Ограниченный запас общих представлений
Каждому из таких детей оказывайте индивидуальную помощь: выявляйте пробелы в знаниях и восполнить их теми или иными способами; объясняйте заново учебный материал и давайте дополнительные упражнения; чаще используйте наглядные
дидактические пособия и разнообразные карточки, помогающие ребенку сосредоточиться на основном материале урока.
Прибегайте к наводящим вопросам, аналогиям, дополнительному наглядному материалу.
Бедный словарь, отставание в становлении речи
Следите за тем, чтобы ответы учащихся на занятиях были правильными не только по существу, но и по форме (учащиеся должны употреблять слова в их точных значениях, грамматически правильно строить предложения, отчетливо произносить звуки, слова, фразы, высказываться логично и выразительно).
Учите давать отчет о выполненной работе и рассказать о предстоящей.
Организуйте систематическое повторение пройденного материала
Несформированность
навыков интеллектуальной деятельности
Наряду с использованием методов проблемного обучения используйте относительно высокие потенциальные возможности детей репродуктивного мышления, обеспечивающего усвоение знаний, преподнесенных в «готовом» виде, на основании детализированной помощи.
Низкий уровень развития восприятия
При постановке задач, проведении инструктажа и объяснений убедитесь в том, что ученик с задержкой психического развития воспринял и понял задание.
По окончании работы проверяйте результаты каждого ученика с задержкой психического развития.
Корректируйте недочёты.
Привлекайте различные виды деятельности - игровую, трудовую, предметно-практическую, учебную - для повышения
уровня умственного развития учащихся
Учите детей пользоваться схемами, графиками, географической картой, а также алгоритмами действия по тем или иным правилам, образцам.
Неполноценность зрительного и слухового восприятия
Используйте различные средства обучения (таблицы, средства ИКТ, карточки и т.п.), имеющие чёткие окраски и формы предметов, озвучивайте чётко всё, хотите донести до детей, проверяйте, что дети вас поняли.
Выполняйте с детьми различные задания, требующие правильного отражения цвета и формы предметов.
Используйте упражнения, физкультминутки, в которых нужно внимательно на слух выполнить то или иное задание.
Затруднения при анализе и синтезе в условиях повышенной скорости
Включайте в процесс обучения задания на развитие восприятия, анализирующего наблюдения, мыслительных операций (анализа и синтеза, группировки и классификации, систематизации), действий и умений.
Формируйте умение анализировать образец, способствующий сравнению двух похожих, но не тождественных объектов; преобразованию какого-либо объекта путем изменения некоторых его признаков.
Учите выделять признаки сходства и различия сравниваемых объектов.
Внимание неустойчиво, рассеянно, низкая концентрация, трудности переключения
Рационально используйте разнообразный наглядный материал в соответствии задачами урока, создающий
полисенсорную
основу для обучения, повышения мотивации учащихся, что не даст возможности детям отвлекаться от содержания урока.
Организуйте чёткие моменты переключения с
одного вида деятельности на другой.
Отклонения в развитии памяти. Недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании и воспроизведении; слабое умение использовать рациональные приёмы запоминания
Поддерживайте и поощряйте любое проявление детской любознательности и инициативы.
Используйте наглядность.
При изложении
любого нового
материала опирайтесь на ранее изученный.
Изучение сложного нового материала всегда начинайте с обращения к уже известному.
Помните, что материал, который вызывает эмоции, запоминается быстрее, прочнее и охотнее; успешнее всего
запоминается информация
, которая обсуждалась в начале занятия и в конце.
Акцентируйте внимание ребёнка на наиболее важном.
Организуйте деятельность ребёнка, направив внимание на выполнение конкретного задания.
Организуйте запоминания инструкции путём её разъяснения, повторения взрослым, а затем и ребёнком.
Учите детей приемам запоминания отдельных правил или законов, стихотворений, таблицы умножения и др.
Низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения. Нарушение самоконтроля во всех видах деятельности. Неумение корректировать собственные результаты
Развивайте у детей необходимо развивать потребность в самоконтроле, осознанное отношение к выполняемой работе.
Добивайтесь, чтобы учащиеся научились находить ошибки и в собственных работах, и в работах товарищей, чтобы у них появилось стремление понять причину допущенных ошибок и улучшить свои результаты.
На занятиях отводите специальное время на самопроверку и взаимопроверку выполненного задания.
Общие рекомендации для развития БУД у учащихся с ОВЗ
1.
Последовательность
– учителю необходимо чётко себе представлять, в каком порядке и что он будет развивать у учащихся, постоянно следовать этому плану, отслеживать уровень достижений, и только убедившись, что результат достигнут, продвигаться дальше
2.
Этапность
– план действий педагога должен содержать чёткие этапы достижения результатов, каждый этап должен быть продуман и выполнен
3.
Системность
– для достижения эффективности работа должна быть постоянной, чтобы приобретённые знания и умения не забывались, а постоянно закреплялись и развивались
4.
Конкретность
– всё, чему обучаются учащиеся, должно быть максимально конкретным и понятным
5.
Дозированность
– необходимо помнить, что дети с ОВЗ быстро утомляются, поэтому на занятии нельзя перегружать их большим объёмом новых знаний одновременно
6.
Переключаемость
– следует разнообразить формы работы на занятии
7.
Мотивация
– только заинтересованный ученик будет максимально стараться выполнять задания, следует продумывать, какие способы использовать для этой цели
8.
Опора на продуктивные виды деятельности
– необходимо помнить об особенностях восприятия детей с ОВЗ и использовать на практике приёмы практической деятельности - работа учащихся со схемами, алгоритмическими предписаниями, таблицами, памятками, инструкциями, записывание, рисование, лепка, аппликация, конструирование и др.
9.
Закрепление
– основа более прочного усвоения полученных знаний и умений, для более прочного закрепления необходимо
оречевление
учителем, а затем и учащимися для перевода во внутреннее восприятие полученных сведений
10.
Постоянное оценивание действий и результатов
– ученики воспринимают оценку, словесную тоже, как ориентир для своей деятельности