Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Проблемы формирования БУД у обучающихся с ОВЗ и пути их решения . Работа №297990

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

 

  Л.С. Выготский подчеркивал, что дети с ЗПР (при сохранном интеллекте) не могут самостоятельно организовывать свою деятельность. Испытывают трудности в планировании и вычленении ее этапов, им недоступна оценка результатов. Отмечается выраженное нарушение внимания, импульсивность, отсутствие заинтересованности в улучшении своих показателей. Особую трудность вызывают задания, которые необходимо выполнить по словесной инструкции. Дети, с одной стороны, испытывают повышенную утомляемость, а с другой – очень раздражительны, склонны к аффективным вспышкам и конфликтам и нередко просто перестают выполнять начатую деятельность.

 

В статье рассматриваются Общая характеристика базовых учебных трудностей обучения, особенности взаимодействия,психологические трудности обучения детей с ОВЗ, общие рекомендации по формированию БУД.

 

 

Работа:

Проблемы формирования БУД у обучающихся с ОВЗ и пути их решения

Проблемы детей с ЗПР и возможное их решение

Л.С. Выготский подчеркивал, что дети с ЗПР (при сохранном интеллекте) не могут самостоятельно организовывать свою деятельность. Испытывают трудности в планировании и вычленении ее этапов, им недоступна оценка результатов. Отмечается выраженное нарушение внимания, импульсивность, отсутствие заинтересованности в улучшении своих показателей. Особую трудность вызывают задания, которые необходимо выполнить по словесной инструкции. Дети, с одной стороны, испытывают повышенную утомляемость, а с другой – очень раздражительны, склонны к аффективным вспышкам и конфликтам и нередко просто перестают выполнять начатую деятельность.

Проблемы формирования БУД у обучающихся и возможности их решения

Общая характеристика базовых учебных трудностей обучения

 

Затруднения у детей с ЗПР

Коррекция затруднений

1

Неумение включиться в учебную работу

Создайте мотивационные условия, заинтересовать, опираясь на личностные интересы

2

Неспособность самостоятельно начать выполнение задания

Подсказывайте, как это делать. Повторяйте эти практики при выполнении подобных заданий неоднократно до полного закрепления

3

Неготовность выполнять задание без пошаговой инструкции и помощи

Постоянно давайте письменные пошаговые инструкции выполнения заданий

4

Непонимание, неумение выполнить многокомпонентное задание (состоящее из нескольких простых заданий)

Разделять такие задания на несколько простых и при начале каждого задания инструктировать о ходе его выполнения

5

Недостаточная осознанность в усвоении и применении алгоритмов (правил)

«Оттачивать» навыки применения алгоритмов путём их повторения

6

Неумение пользоваться полученными знаниями-умениями при решении стандартных учебных и практических задач

При затруднениях выполнять даже стандартные задачи совместно с учащимися

7

Неспособность учесть все условия и этапы решения задания в ходе его выполнения (неполное выполнение задания)

Контролируйте выполнение заданий на всех этапах и при необходимости оказывайте направляющую поддержку и помощь

8

Смешение (подмена) алгоритмов, понятий; нарушение последовательности шагов алгоритма при его выполнении

Контролируйте выполнение заданий на всех этапах и при необходимости оказывайте направляющую поддержку и помощь

9

Подмена задания (логически и алгоритмически более простым)

Инструктируйте пошагово выполнение задания, например, наводящими вопросами

10

Неспособность контролировать ход (процесс) и результат выполнения задания

Оказывайте помощь, выдавайте листы самоконтроля за ходом и результатами выполнения задания

11

Неумение понять и объяснить причину своей ошибки, исправить её

Давайте алгоритмы и эталоны для сравнения, давайте возможность сравнивать по учебнику и другим образцам

12

Неумение применить знания в нестандартной ситуации

Создавайте условия для переноса знаний, опираясь на жизненный опыт, предлагайте другие образцы применения знаний, после этого снова повторяйте аналогичные задания по переносу знаний

13

Неумение решить учебную задачу с использованием «другого» приема (способа), сравнить решения по степени рациональности

Отрабатывайте навыки на более простых заданиях

 

Особенности взаимодействия

Затруднения у детей с ЗПР

Коррекция затруднений

Характер взаимодействия ученика и учителя: непонимание, неготовность услышать учителя (взрослого), психологическая «несовместимость», боязнь критики, негативной оценки, отсутствие положительного опыта общения со взрослыми

«Завоёвывайте» доверие путём тесного взаимодействия на всех занятиях. Показывайте личностную значимость знаний и умений, приобретаемых на данном предмете, для каждого. Создавайте ситуации успеха. Предъявляйте требования без психологического давления. Окрашивайте общение в эмоционально положительные тона. Организуйте контакты в простой форме.

Взаимодействие ученика и других учеников: эгоцентричность, неумение общаться, повышенная тревожность, неумение строить совместную деятельность, заниженная (завышенная) самооценка, другие трудности…

Постоянно помните об этих особенностях детей и переводите негативные проявления во взаимоотношениях в мотивационную сферу, показывайте возможности достижения результатов каждым учеником, создавайте ситуации успеха. Для групповой работы определяйте группы по признаку личной симпатии и психологической совместимости, по темпам работы.

 

Психологические трудности обучения

Затруднения у детей с ЗПР

Коррекция затруднений

Неумение организовывать свою работу

Развивайте у детей регулятивные УУД, специально уделяя этому время.

Постоянно и постепенно обучайте ставить цели, планировать, реализовывать план, оценивать результаты, исправлять ошибки и корректировать деятельность.

Отрабатывайте сначала самые простые приёмы по алгоритмам, затем повышайте уровень самостоятельности.

Повышенная истощаемость

 

Переключайте учеников с одного вида деятельности на другой, разнообразьте виды занятий.

Используйте для каждого ребенка необходимые ему наглядные опоры (схемы, планы, инструкции и т.п.).

Используйте виды заданий, максимально возбуждающие активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности.

Предлагайте задания, требующие для их выполнения разнообразной деятельности.

Низкая работоспособность

 

Приспосабливайте темп изучения учебного материала и методы обучения к уровню развития детей с задержкой психического развития.

Учитывайте

этапность

формирования способов учебной деятельности: сначала учите детей ориентироваться в задании, затем выполняйте учебные действия по наглядному образцу в соответствии с точными указаниями взрослого, затем – по словесной инструкции при ее последовательном изложении

Слабость воли

 

Показывайте детям возможности достижения положительных результатов и их пользы для ученика.

Оценивайте успешность обучения ребенка в зависимости от темпа его продвижения к более высокому уровню знаний, к познавательной самостоятельности, от действенного интереса к учению.

Психопатоподобное поведение

 

Будьте готовы к таким проявлениям у детей, нивелируйте такое поведение индивидуально в каждом отдельном случае.

Проявляйте особый педагогический такт в работе с детьми с задержкой психического развития – необходимо замечать и поощрять малейшие успехи детей, развивать в них веру в собственные силы и возможности, поддерживать положительный эмоциональный настрой.

Ограниченный запас общих представлений

 

Каждому из таких детей оказывайте индивидуальную помощь: выявляйте пробелы в знаниях и восполнить их теми или иными способами; объясняйте заново учебный материал и давайте дополнительные упражнения; чаще используйте наглядные

дидактические пособия и разнообразные карточки, помогающие ребенку сосредоточиться на основном материале урока.

Прибегайте к наводящим вопросам, аналогиям, дополнительному наглядному материалу.

Бедный словарь, отставание в становлении речи

 

Следите за тем, чтобы ответы учащихся на занятиях были правильными не только по существу, но и по форме (учащиеся должны употреблять слова в их точных значениях, грамматически правильно строить предложения, отчетливо произносить звуки, слова, фразы, высказываться логично и выразительно).

Учите давать отчет о выполненной работе и рассказать о предстоящей.

Организуйте систематическое повторение пройденного материала

Несформированность

навыков интеллектуальной деятельности

 

Наряду с использованием методов проблемного обучения используйте относительно высокие потенциальные возможности детей репродуктивного мышления, обеспечивающего усвоение знаний, преподнесенных в «готовом» виде, на основании детализированной помощи.

Низкий уровень развития восприятия

При постановке задач, проведении инструктажа и объяснений убедитесь в том, что ученик с задержкой психического развития воспринял и понял задание.

По окончании работы проверяйте результаты каждого ученика с задержкой психического развития.

Корректируйте недочёты.

Привлекайте различные виды деятельности - игровую, трудовую, предметно-практическую, учебную - для повышения

уровня умственного развития учащихся

Учите детей пользоваться схемами, графиками, географической картой, а также алгоритмами действия по тем или иным правилам, образцам.

Неполноценность зрительного и слухового восприятия

 

Используйте различные средства обучения (таблицы, средства ИКТ, карточки и т.п.), имеющие чёткие окраски и формы предметов, озвучивайте чётко всё, хотите донести до детей, проверяйте, что дети вас поняли.

Выполняйте с детьми различные задания, требующие правильного отражения цвета и формы предметов.

Используйте упражнения, физкультминутки, в которых нужно внимательно на слух выполнить то или иное задание.

Затруднения при анализе и синтезе в условиях повышенной скорости

 

Включайте в процесс обучения задания на развитие восприятия, анализирующего наблюдения, мыслительных операций (анализа и синтеза, группировки и классификации, систематизации), действий и умений.

Формируйте умение анализировать образец, способствующий сравнению двух похожих, но не тождественных объектов; преобразованию какого-либо объекта путем изменения некоторых его признаков.

Учите выделять признаки сходства и различия сравниваемых объектов.

Внимание неустойчиво, рассеянно, низкая концентрация, трудности переключения

 

Рационально используйте разнообразный наглядный материал в соответствии задачами урока, создающий

полисенсорную

основу для обучения, повышения мотивации учащихся, что не даст возможности детям отвлекаться от содержания урока.

Организуйте чёткие моменты переключения с

одного вида деятельности на другой.

Отклонения в развитии памяти. Недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании и воспроизведении; слабое умение использовать рациональные приёмы запоминания

 

Поддерживайте и поощряйте любое проявление детской любознательности и инициативы.

Используйте наглядность.

При изложении

любого  нового

материала опирайтесь на ранее изученный.

Изучение сложного нового материала всегда начинайте с обращения к уже известному.

Помните, что материал, который вызывает эмоции, запоминается быстрее, прочнее и охотнее; успешнее всего

запоминается  информация

, которая обсуждалась  в начале занятия и в конце.  

Акцентируйте внимание ребёнка на наиболее важном.

Организуйте деятельность ребёнка, направив внимание на выполнение конкретного задания.

Организуйте запоминания инструкции путём её разъяснения, повторения взрослым, а затем и ребёнком.

Учите детей приемам запоминания отдельных правил или законов, стихотворений, таблицы умножения и др. 

Низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения. Нарушение самоконтроля во всех видах деятельности. Неумение корректировать собственные результаты

 

Развивайте у детей необходимо развивать потребность в самоконтроле, осознанное отношение к выполняемой работе.

Добивайтесь, чтобы учащиеся научились находить ошибки и в собственных работах, и в работах товарищей, чтобы у них появилось стремление понять причину допущенных ошибок и улучшить свои результаты.

На занятиях отводите специальное время на самопроверку и взаимопроверку выполненного задания.

 

 

Общие рекомендации для развития БУД у учащихся с ОВЗ

1. 

Последовательность

 – учителю необходимо чётко себе представлять, в каком порядке и что он будет развивать у учащихся, постоянно следовать этому плану, отслеживать уровень достижений, и только убедившись, что результат достигнут, продвигаться дальше

2. 

Этапность

 – план действий педагога должен содержать чёткие этапы достижения результатов, каждый этап должен быть продуман и выполнен

3. 

Системность

 – для достижения эффективности работа должна быть постоянной, чтобы приобретённые знания и умения не забывались, а постоянно закреплялись и развивались

4. 

Конкретность

 – всё, чему обучаются учащиеся, должно быть максимально конкретным и понятным

5. 

Дозированность

 – необходимо помнить, что дети с ОВЗ быстро утомляются, поэтому на занятии нельзя перегружать их большим объёмом новых знаний одновременно

6. 

Переключаемость

 – следует разнообразить формы работы на занятии

7. 

Мотивация

 – только заинтересованный ученик будет максимально стараться выполнять задания, следует продумывать, какие способы использовать для этой цели

8. 

Опора на продуктивные виды деятельности

 – необходимо помнить об особенностях восприятия детей с ОВЗ и использовать на практике приёмы практической деятельности - работа учащихся со схемами, алгоритмическими предписаниями, таблицами, памятками, инструкциями, записывание, рисование, лепка, аппликация, конструирование и др.

9. 

Закрепление

 – основа более прочного усвоения полученных знаний и умений, для более прочного закрепления необходимо

оречевление

учителем, а затем и учащимися для перевода во внутреннее восприятие полученных сведений

10. 

Постоянное оценивание действий и результатов

 – ученики воспринимают оценку, словесную тоже, как ориентир для своей деятельности

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×