Очень важно научиться слушать, воспринимать и анализировать музыку именно на начальном этапе обучения.
Процесс развития восприятия на музыкальное произведение.
Классическая музыка – всегда есть отражение окружающей действительности и внутреннего мира композитора, её сочинившего. Понимание сущности музыки должно стать основной целью всех предметов, преподаваемых в ДМШ и ДШИ. Ребёнок, обучающийся, игре на любом музыкальном инструменте, прежде всего, должен стать культурным внимательным слушателем, а уж потом – исполнителем. Их способность составить своё впечатление и умение его высказать и обосновать – важнейшие и сложнейшие оставляющие успешного результата обучения.
Очень важно научиться слушать, воспринимать и анализировать музыку именно на начальном этапе обучения, иначе затруднения могут возникнуть по любому из предметов (или даже по всем) ДМШ или ДШИ.
Умение слушать и понимать необходимо на уроке специальности: помимо игры педагога с объяснением материала, важным моментом обучения является посещение концертов известных исполнителей и коллективов, прослушивание открытых уроков и мастер-классов именитых музыкантов с последующим обсуждением.
В хоровом классе умение слушать и воспринимать музыку необходимо при коллективном пении (важно грамотно исполнять не только собственную партию, но и дифференцировать остальные голоса).
На музыкальной литературе умение слышать и запоминать музыку незаменимо при написании викторин, при анализе новых произведений (проводить аналогии с оставшимися в памяти, уже изученными).
На сольфеджио слышать музыку просто необходимо при чтении с листа, написании диктантов, слуховом анализе.
Собственно урок «Слушания музыки» должен быть чётко организован и должен включать в себя несколько форм работы: анализ незнакомой музыкальной пьесы, пение несложных детских песен, устный и/или письменный ответ, подбор стихотворных или художественных иллюстраций к звучавшему произведению.
Пространство для занятий должно быть чётко организовано: кабинет нужен светлый и просторный, в наличии должны быть технические средства для воспроизведения видео- и аудиоматериалов; лучше, если ученики будут рассажены по одному человеку за партой (чтобы не отвлекать друг друга от погружения в материал), очень желательно присутствие в классе одного или нескольких синтезаторов (для детей) и одного большого телевизора или проектора, и, конечно, необходимо фортепиано или рояль.
Важно, чтобы во время восприятия музыки в классе была полная тишина, а собственно изучаемое произведение следует внимательно слушать до конца (преподавателю – вместе с детьми). Задавать вопросы и поднимать руки для ответа нужно только, когда музыка прозвучит целиком (возможно, дважды для лучшего усвоения). Если в процессе беседы возникает необходимость, то можно дополнительно прослушать фрагменты произведения. Повторное слушание можно провести с творческим заданием («рисование» музыки, ее цветовое моделирование, написание мини-сочинения и т.п.). По времени слушание музыки не должно занимать больше половины урока.
Примерный план анализа музыкального произведения:
Основная идея и образ
произведения
и его развитие (завязка, развитие, кульминация, финал);
Средства музыкальной выразительности (темп, динамика, лад, мелодия, гармония, фактура, тембр);
Личная характеристика и отношение к услышанному (какие события/персонажей напоминает эта музыка, к чему она побуждает).
Первоначально круг вопросов о новой музыке может ограничиться наблюдениями о характере и об образности пьесы, но с течением времени обучения предмету "Слушание музыки" вопросы и комментарии следует усложнять. Педагог должен руководить аналитическим рассмотрением материала, не предлагая готовых ответов и не отрицая версии учащихся, стимулируя самостоятельность и состоятельность их мышления и познавательную инициативу.
Восприятие музыкального произведения – это процесс духовного сопереживания и, в некоторой степени, соучастия, поэтому от того, как проходит этот процесс, во многом зависит: какой след в душе ученика оставит прозвучавшая музыка?
Библиография:
1. Бонфельд, М.Ш. Введение в музыкознание: учеб. пособие для вузов. – М.: Владос, 2001. – 220с.
2. Дмитриева, Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе: пособие для