Изменение социокультурных условий жизни детей повлекло за собой изменение сюжетов и содержания сюжетно-ролевой игры, а также уровня развития игровых навыков в целом. Культура игры утрачивает свои позиции, а современный ребенок все реже включен в отношения сотрудничества, взаимовыручки и партнерства. Последовательное и закономерное развитие навыков игровой деятельности на всех возрастных этапах дошкольного детства расширяет поле зрения, укрепляет уверенность в себе, веру в свои возможности и силы, формирует способности к общению, закладывает этические и нравственные основы поведения.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 4 «Чиполлино» муниципального образования
г. Саяногорск
Проект
«Вместе весело играть»
(долгосрочный, практикоориентированный)
сроки реализации: 2020-2021 гг.
Разработала:
воспитатель 1 кв.к.
Хорошевская С.Ю.
МО г. Саяногорск, 2020
Проблемное поле проекта:
Изменение социокультурных условий жизни детей повлекло за собой изменение сюжетов и содержания сюжетно-ролевой игры, а также уровня развития игровых навыков в целом. Культура игры утрачивает свои позиции, а современный ребенок все реже включен в отношения сотрудничества, взаимовыручки и партнерства. Последовательное и закономерное развитие навыков игровой деятельности на всех возрастных этапах дошкольного детства расширяет поле зрения, укрепляет уверенность в себе, веру в свои возможности и силы, формирует способности к общению, закладывает этические и нравственные основы поведения.
Третий год жизни – время расцвета процессуальной игры детей. Процессуальной игрой называются действия с игрушками, имитирующими людей, животных, реальные предметы, с помощью которых ребенок в условном плане воспроизводит знакомые ему по опыту действия взрослых или ситуации, почерпнутые из мультфильмов стихов, песен и др. (например, готовит куклам еду, кормит, купает их, катает на машинке, стирает белье, строит дом из кубиков). Процессуальная игра – необходимый этап в возникновении сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.
Проект «Вместе весело играть!» направлен на развитие навыков процессуальной игры как ведущего вида деятельности детей третьего года жизни.
Объект проекта: дети младшего дошкольного возраста.
Предмет проекта: навыки игровой деятельности.
Цель: создание социальной ситуации развития навыков процессуальной игры как ведущего вида деятельности детей третьего года жизни в процессе организации совместных видов деятельности.
Задачи:
• способствовать развитию умения ребенка устанавливать продуктивные контакты с окружающим миром, действуя со взрослым и самостоятельно;
• развивать интерес к играм и игрушкам, игровые умения и формы игрового взаимодействия со взрослым и самостоятельно;
• стимулировать психическое развитие ребёнка посредством игр с разными игрушками;
• обеспечить профилактику проблем развития у детей раннего возраста, развитие их адаптационных возможностей.
Предполагаемый результат реализации проекта:
Дети будут знать:
-названия любимых игрушек;
-особенности использования разных видов игрушек (действий с ними);
-правила бережного отношения к игрушкам;
Дети будут уметь:
-эмоционально откликаться на предложение взрослого поиграть, участвовать в совместных играх;
-соблюдать несложные правила игрового взаимодействия (не спешить, ждать своей очереди, меняться игрушками);
- играть рядом и вместе с другими детьми;
-использовать в игре игрушки в соответствии с их назначением;
-подражать взрослому, действовать в игре по речевой инструкции взрослого.
Необходимые материалы: настольно – печатные игры, дидактические игры, игрушки (машинки, куклы, кубики, посудка, пирамидки и т.д.).
Мониторинг результатов реализации проекта:
Диагностика развития процессуальной игры ребенка включает описание диагностических ситуаций, разработанных Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой.
Анализ результатов:
Выделяются 3 уровня развития процессуальной игры ребенка: высокий, средний и низкий. При высоком уровне процессуальной игры показатели всех параметров имеют высокие баллы. У ребенка с высоким уровнем процессуальной игры ярко выражена потребность в игре с сюжетными игрушками. Он с удовольствием включается в игру, играет долго, увлеченно, не отвлекаясь. Его инициативность высока как в индивидуальной, так и в совместной со взрослым игре.
Средний уровень. Данному уровню соответствуют средние оценки большинства показателей игры. У такого ребенка хорошо выражена потребность в игре. В целом он проявляет интерес к ней, может достаточно долго играть с сюжетными игрушками, но при этом отвлекается на манипуляции, которые занимаю приблизительно такое же время как игра. Для того чтобы игра не иссякала, ребенку необходима стимуляция взрослого. Игровая инициатива, как правило, ниже в ситуации индивидуальной игры и повышается в ходе совместной игры со взрослым.
Низкий уровень характеризуется слабой степенью выраженности всех параметров игровой деятельности. В потребностно-мотивационной сфере это проявляется в том, что сюжетные игрушки очень слабо стимулируют игровую инициативу ребенка. Незначительное число игровых действий совершается ребенком без особого интереса, он скорее механически воспроизводит разученные ранее действия, быстро отвлекается.
Перспективный план реализации проекта на 2020-2021 учебный год
Период
Содержание работы
Задачи
Месяц
Неделя
сентябрь
4
Изготовление пособий, атрибутов, дидактических игр, приобретение игрушек и оборудования, необходимого для реализации проекта.
Подготовка РППС необходимой для реализации проекта.
октябрь
1
Игра-ситуация «
Что растет на грядке
»
Вызвать у детей положительные эмоции, обогащать впечатления; пробуждать интерес к игре,
побуждать к двигательной импровизации.
2
Д\и «Что растет на огороде?»
Учить на ощупь определять, что лежит в мешочке, называть знакомые овощи.
3
Игра «Вежливый медвежонок»
Воспитывать нравственные качества (вежливость, внимательность).
4
П\и «Догони мяч»
Развивать умение бежать в заданном направлении.
ноябрь
1
Игра-ситуация «Веселый автобус»
Ввести детей в игровую ситуацию
; дать представление о темпе движения; упражнять в изображении голосом разных интонаций.
2
Д\и «Подбери одежду»
Учить детей визуально и наощупь различать разные материалы и по этому принципу подбирать одежду для кукол.
3
Игра «Плакать не надо»
Воспитывать желание помогать другу.
4
П
\и «По тропинке»
Упражнять в ходьбе по прямой с с
о
хранением равновесия.
декабрь
1
Игра-ситуация «
Напечем пирожков
»
Заинтересовать детей сюжетом игры, вовлечь в игровую ситуацию;
развивать чувство ритма.
2
Д\и «Кто за елкой»
Учить детей называть животных и выделять их характерные особенности.
3
Игра «Ухаживаем за обувью»
Обратить внимание детей на необходимость ухаживать за обувью, побуждать к взаимодействию в труде.
4
П\и «Через ручеек»
Упражнять в перешагивание через
припятствие
.
январь
1
Игра-ситуация «
Карусели
»
Вызвать у детей положительные эмоции, обогащать впечатления
;
вызвать двигательную активность.
2
Д\и «Кто и где?»
Учить детей ориентироваться в пространстве.
3
Игра «Поручения»
Воспитывать самостоятельность, желание действовать в соответствии с заданием.
февраль
1
Игра-ситуация «Котик простудился»
Вовлекать детей в ролевое взаимодействие, приобщать к драматизации на основе русского фольклора, развивать поэтический слух.
2
Д\и «Строим дом»
Развивать представления детей о форме, учить соотносить количество (один – много).
3
Игра «Две руки»
Учить понимать словесную инструкцию, вовлекать в совместную трудовую деятельность.
4
П\и «Перешагни через палку»
Упражнять в перешагивании через палку, поднятую над полом на высоте 10 см.
март
1
Игра-ситуация «
Солнышко встает
»
Ввести детей в игровую ситуацию, дать эмоциональный заряд; вызвать двигательную активность.
2
Д\и «На нашем участке»
Учить ориентироваться на участке детского сада, называть знакомые предметы, выполнят поручения.
3
Игра «Мамины помощники»
Воспитывать желание помогать маме.
4
П\и «Поезд»
Упражнять в движении в шеренге друг за другом.
апрель
1
Игра-ситуация «
Капают капели
»
Заинтересовать детей сюжетом игры, вовлечь в игровую ситуацию;
побуждать выражать образ в двигательной
импровизации.
.
2
Д\и «Большие и маленькие мячики»
Учить различать предметы по цвету и величине.
3
Игра «Обидчивый цветок»
Развивать умение мимикой и жестами выражать эмоции (внимательность, нежность).
4
П\и «Лови мяч»
Упражнять в ловле мяча.
май
Итоговая диагностика
Оценка эффективности реализации проекта
Список литературы:
1. Галанов А.С. – «Психическое и физическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет» - М.: Арни, 2000г.
2. Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Сергеева Д.В. – «Кроха» - пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до 3 лет – М.: Просвещение, 2001г.
3. Павлова Л.Н. – Развивающие игры и занятия с детьми от рождения до 3 лет – М.: Мозаика-синтез, 2005г.
4. Павлова Л.Н., Пилюгина Э.Г., Волосова Е.Б. – Раннее детство: познавательное развитие от 1 года до 3 лет – М.: Просвещение, 2003г.
5. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию. – М.: Просвещение, 1983г.