В федеральных государственных образовательных стандартах в качестве одного из приоритетных направлений общего образования определено формирование у обучающихся универсальных учебных действий (УУД), уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность дальнейшего обучения.
Основной результат образования рассматривается на основе системно-деятельностного подхода как достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов. И в этом еще одна отличительная особенность новых стандартов. Реализация этой особенности в образовательном процессе требует его новой организации на основе планирования совместной деятельности учителя и учащихся.
Системно-деятельностный подход к обучению предполагает:
• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Традиционный подход к определению целей образования ориентирует на объём знаний. С позиций этого подхода, чем больше знаний приобрёл ученик, тем лучше, тем выше уровень его образованности. Но уровень образованности, особенно в современных условиях, не определяется объёмом знаний, их энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний.
Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий, потому что наиболее актуальными и востребованными в общественной жизни оказываются компетентность в решении проблем (задач), коммуникативная компетентность и информационная компетентность. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем. Информационная компетентность – это готовность учащихся самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию. Коммуникативная компетентность – это навыки работы в парах, в группах различного состава, умение представлять себя и вести дискуссии; излагать письменно свою мысль с соблюдением норм оформления текста; публичные выступления. Компетентность разрешения проблемы– целеполагание и планирование деятельности, действия по решению проблемы; оценка результата/продукта деятельности. Формированию этих ключевых компетентностей способствует системно-деятельностный подход. Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. В настоящее время существует три различные версии теории деятельности: психологическая (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), социологическая (Г.П. Щедровицкий) и методологическая (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов). Системно-деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. В системно-деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому содержание образования проектирует определенный тип мышления — эмпирический или теоретический. По мнению авторов, именно содержание обучения позволяет «вести за собой» умственное развитие. Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Системный подход разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали М.Н. Скаткин, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и многие другие исследователи). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.
Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Именно это создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Теоретико-методологическая основой проектирования программы формирования УУД в целом являются системно-деятельностный и культурно-исторический подходы (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов), интегрирующие достижения педагогической науки и практики (компетентностной и зуновской парадигм образования). Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.
Что важно знать и уметь учителю?
знать принципы деятельностного подхода;
уметь реализовать его на практике;
освоить новую систему оценивания – критериальную;
освоить принципы организации диалога на уроке.
Последовательная реализация системно – деятельностного подхода повышает эффективность образования по показателям:
придание результатам образования социально - и личностно - значимого характера;
более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:
от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению этой цели как формирования умения учиться;
от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;
от изолированного изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач;
от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения
Самоанализ классного часа
Тема: «Курение и его вред»
Направление: Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни
Дата проведения: 07 октября 2021 г.
Класс: 8 «Б» Всего в классе 26 Присутствовали 23
ФИО классного руководителя: Финько Диана Евгеньевна
Область анализа
Характеристики
Баллы (по 5-ти балльной системе)
Комментарии классного руководителя (кратко)
Цели и задачи
мероприятия
Изложены чётко, ясно, формулировки целей корректны
5
Цели изложены чётко, ясно
Тема, цели и задачи соответствуют возрастным и психологическим особенностям учащихся
5
Для проведения классного часа был подобран материал с учетом возрастных особенностей учащихся и в соответствии с целями воспитательной работы класса
Тема, цели и задачи соответствуют логике развития воспитательного процесса и социально- педагогической ситуации в классе
5
Тема, цели и задачи соответствуют логике развития воспитательного процесса
Тема, цели и задачи соответствуют плану воспитательной
5
Цель: восполнение знаний о влиянии табака на организм человека;
Задачи: осознать необходимость воспитания в себе отрицательного отношения к курению, что соответствует плану воспитательной работы
Деятельность
учащихся
Уровень активности (всего класса или отдельных учащихся)
Интерес к теме
Речь обучающихся, грамотность
4
Дети были довольно активны; в ходе классного часа велась работала над развитием речи учащихся, распространенных ответов в высказываниях детей
Отношение к классному руководителю, культура поведения, дисциплина
5
Дети были организованы, дисциплинированы и активны
Оформление,
оборудование
Продуманность, соответствие замыслу мероприятия
5
Презентация, оформление аудитории соответствовало замыслу классного часа
Оригинальность
5
Виртуальная экскурсия по телу человека
Использование ТСО
5
Классный час сопровождался показом презентации «О вреде курения»
Содержание
Интеллектуальная ценность содержания мероприятия (новизна, научность, доступность
информации)
5
Содержание классного класса доступно учащимся
Духовно – нравственная ценность содержания мероприятия
5
Согласно статистике ВОЗ, ежегодно от курения умирает около 6 млн. людей по всему миру. Опасность курения невозможно переоценить. При поступлении в организм табачного дыма нарушается проведение нервных импульсов, которые ответственны за состояние большинства органов и систем. Последствием курения становится формирование множественных патологий.
Личностная значимость содержания мероприятия для учащихся
5
Работа была направлена на формирование у учащихся отрицательного отношения к курению
Соответствие содержания теме, целям и задачам мероприятия
5
Тематика классного часа прослеживалась на протяжении всего классного часа
Организация
Организационный момент (внешняя готовность; психологическая готовность обучающихся, внешний вид, оформление аудитории)
5
Фотографии, демонстрационный материал способствовали психологической готовности учащихся
Эффективность выбранных классным руководителем методов и приемов работы для проведения классного часа
5
На классном часе применяю технологию деятельностного метода обучения.
Данная технология позволяет таким образом смоделировать классный час, так что обучающиеся сами становятся субъектами собственной деятельности: сами осознают и вычленяют проблему; ставят цель классного часа; применяют полученные знания на практике; преобразовывая их, получают новые знания
Рациональное использование времени
5
Время рационально распределено на каждый этап классного часа
Педагогическое мастерство
Умение создать атмосферу творчества, профессиональный артистизм
5
Приветствуется проявление активности детей, поощряется самостоятельность
Управление процессом внимания на протяжении всего мероприятия
5
Использованная презентация способствовала активизации познавательного интереса детей
Морально-психологическая атмосфера классного часа
5
Психологическая атмосфера доброжелательная, поддерживалась добрым, уважительным отношением к детям, положительными эмоциями
Итоги и
результаты
Рациональность использования временных и иных ресурсов
5
Время рационально распределено на каждый этап классного часа
Удовлетворённость классного руководителя и учащихся ходом подготовки и проведения классного часа, его итогами. Наличие этапа рефлексии
5
Удалось полностью реализовать поставленные задачи. Во время этапа рефлексии был сделан вывод о том, что учащиеся остались удовлетворены итогами классного часа
Итого баллов
104
Проблемное поле: анализируя итоги виртуальной экскурсии по телу человека, можно было сделать вывод о том, что у учащихся не хватает полноты знаний о функционировании органов тела человека.
Пути решения: продолжить работу по изучению последствий пагубного влияния курения на организм.
Подпись классного руководителя: _____________ /_________________________________/