Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Проектная деятельность педагога в ДОУ. Работа №272731

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. "Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Работа:
Доклад
Проектная деятельность педагога в ДОУ
Выполнила:
Назмиева Э.З.
Ульяновск
Введение
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют почемучками. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.
Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладноискусстве и творчестве художников- иллюстраторов.
Вариативность использования интегрированного методадовольно многообразна.
Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием)
Частичная интеграция (интеграция худ. литературы и изодеятельности)
Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.
Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:
занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;
комплексные блочно-тематические занятия;
интеграция:− частичная интеграция;− полная интеграция;
метод проектов:− форма организации образовательного пространства;− метод развития творческого познавательного мышления.
Метод проектов– это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. "Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов.
В основуметода проектовзаложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).
Типы проектов:
1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные. 2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру. 3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата. 4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект) 5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный. 6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:
исследовательские-творческие проекты:дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
ролево-игровые проекты(с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
информационно-практико-ориентированные проекты:дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
творческие проекты в детском саду(оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например Театральная неделя).
Выделенытри этапав развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста:
Первый этап– подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте "на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка.
Второй этап– развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности.
Третий этап– творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.
Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: "Для чего нужен проект?”, "Ради чего он осуществляется?”, "Что станет продуктом проектной деятельности?”, "В какой форме будет презентован продукт?”,
Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.
Работа над проектом
Технология проектирования в ДОУ
План тематического проекта
1. Тема и ее происхождение 2. Смежные занятия и понятия, которые можно изучать в ходе реализации проекта 3. Необходимые материалы 4. Вопросы к детям по предлагаемому проекту: Что мы знаем? Что мы хотим узнать?
Как нам найти ответы на наши вопросы? 5. Оценка. Что нового узнали? (С точки зрения детей и воспитателя)
6. Предложения по расширению и совершенствованию проекта
Основные этапы метода проектов
1. Целеполагание:педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта– план деятельности по достижению цели:
к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
в каких источниках можно найти информацию;
какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта– практическая часть.
4. Подведение итогов –определение задач для новых проектов.
Последовательность работы педагога над проектом:
педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
вовлекает дошкольников в решение проблемы;
намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
обсуждает план с семьями на родительском собрании;
обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
вместе с детьми и родителями составляет план ? схему проведения проекта;
собирает информацию, материал;
проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),
даёт домашние задания родителям и детям;
поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;
подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: Любимые игрушки, Азбука здоровья и др.
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
комплексные:Мир театра, Здравствуй, Пушкин!, Эхо столетий, Книжкина неделя;
межгрупповые:Математические коллажи, Мир животных и птиц, Времена года;
творческие:Мои друзья, У нас в нескучном саду, Любим сказки, Мир природы, Рябины России;
групповые:Сказки о любви, Познай себя, Подводный мир, Весёлая астрономия;
индивидуальные:Я и моя семья, Генеалогическое древо, Секреты бабушкиного сундука, Сказочная птица;
исследовательские:Мири воды, Дыхание и здоровье, Питание и здоровье.
По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, Творчество Пушкина - на учебный год).
Основной целью проектного метода в д/у является развитиесвободной творческойличности ребёнка,которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
развитие познавательных способностей;
развитие творческого воображения;
развитие творческого мышления;
развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.
Младший дошкольный возраст
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
осознание поставленной цели;
овладение различными способами решения поставленных задач;
способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;
поиск различных средств достижения цели.
Линии развития личности.
Физическое развитие:
стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;
формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своём здоровье (ролево-игровой проект Азбука здоровья);
социальное развитие:
формирование способов общения (вернисаж Я и моя семья, индивидуальные семейные проекты Генеололгическое древо);
познавательное развитие:
обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;
сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (математические коллажи, межгрупповой проект Мир животных и птиц, Творческие проекты Мои друзья, Мир природы, Любим сказки);
эстетическое развитие:
развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;
овладение художественной деятельностью (комплексные проекты Мир театра, Здравствуй, Пушкин!, ролево-игровые проекты Любимые игрушки).
Старший дошкольный возраст.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
выявить проблему;
самостоятельно искать нужное решение;
выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
самостоятельно анализировать полученные результаты.
Линии развития личности.
Социальное развитие:
развитие самопознания и положительной самооценки;
овладение способами внеситуативно-личностного общения;
высокий уровень коммуникативной компетентности;
осознание функций речи (индивидуальный проект Я и моя семья, Генеалогическое древо, проект Сказки о любви, групповые проекты Познай себя);
Физическое развитие:
развитие осознанного отношения к своему здоровью;
формирование потребности в здоровом образе жизни;
совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (ролево-игровые проекты Азбука здоровья, Секреты Ильи Муромца).
Познавательное развитие:
систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;
развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (клуб любителей книги Волшебная страна, групповые проекты Уральские самоцветы, Подводный мир, Весёлая астрономия, межгрупповой проект Времена года, комплексные проекты Здравствуй, Пушкин!, Богатыри земли русской);
Эстетическое развитие:
углублённое приобщение к искусству, многообразию худ.образов;
овладение различными видами худ. деятельности;
развитие способностей к эстетической оценке (ролево-игровой проект В гостях у сказки, комплексные проекты Эхо столетий, Книжкина неделя, Мир театра).
Приложения
Этапыпроекта
Деятельность педагога
Деятельность детей
1 этап
1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.3. Формулирует задачу (нежёстко).
1. Вхождение в проблему.2. Вживание в игровую ситуацию.3. Принятие задачи.4. Дополнение задач проекта.
2 этап
4. Помогает в решении задачи.5. Помогает спланировать деятельность6. Организует деятельность.
5. Объединение детей в рабочие группы.6. Распределение амплуа.
3 этап
7. Практическая помощь (по необходимости).8. Направляет и контролирует осуществление проекта.
7. Формирование специфических знаний, умений навыков.
4 этап
9. Подготовка к презентации.10.Презентация.
8. Продукт деятельности готовят к презентации.9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.
Тематика блока
Название проекта
Продукт детской деятельности
Наследие
Эхо столетий
Временная лента (работа с энциклопедиями, подбор и систематизация иллюстративного материала, ИЗО, ручной труд, театрализованное представление)
Защитники Отечества
Исторический альбом Защитники Отечества (рисунки, бумажная пластика, детское сочинительство)Практические мастерские (изготовление афиш, приглашений, костюмов)Театрализованное представление Богатыри земли русской
Здравствуй, Пушкин!
Создание альбомов Пушкин и няня, Семья Пушкина, Друзья, прекрасен наш союз!, По Пушкинским местам.Дидактические игрыСказки Пушкина, кроссворды и логические задания по сказкам, практическая мастерская Мода Пушкинской эпохи, Малые театральные встречи, Встречи у камина (сказки Пушкина в живописи, скульптуре, музыке)Детские книги Здравствуйте, Пушкин!, Сказки ПушкинаМакет У ЛукоморьяТеатрализованное представление Сказки Пушкина, Пушкинский бал.
Проекты Генеалогическое древо, Моя семья, Секреты бабушкиного сундука
Семейное древоАльбом рисунков Моя семьяВыставка семейных реликвий.
Я в мире людей
Проекты в детском саду:1) Мои друзья2) У нас в Нескучном саду3) День защиты детей4) Сказки о любви5) Весёлый этикет
Альбомы (инд.) (рисунки + весёлые истории)Театральные этюды, выпуск газет и журналовПроект Детский сад будущего. Выпуск стенгазеты.Карнавал. Разработка детского кодекса.Литературная гостиная. Изготовление Валентинок.Школа Маркиза этикета
Мир вокруг нас
Четыре стихииВремена годаМир животных и птицУральские самоцветы
Картотека опытов.Составление коллажейДетская книга Это опасная стихияДетская книга, танцевальные миниатюры, коллажи.Рукописные журналы, книги, сочинительство, изодеятельностьКоллаж, детская книга Легенда о камнях
Весёлая астрономияЖалобная книга природыВ стране чисел и фигурПолезные вещиОт кареты до ракеты
Викторина Через тернии к звёздамТеатральные этюды Неизведанная планета, Путешествие на луну.Сочинение Звёздных сказок.Сочинение сказок от имени природных объектов.Лесная газета.Выпуск журнала Экологический светофор городаКоллажи. Геометрический вернисаж. Театральные этюды.Математическое шоу Алиса в стране математики.Энциклопедия Из истории вещейПриключения вещей - сочинение сказок об обычных вещах.Изготовление детской книги средствами конструктивной деятельности.Детские проспекты по видам техники (транспорт).Наши помощники (книга об истории бытовых приборов).
Ты и твоё здоровье
Я и моё телоОкошки в мир. Органы чувствТвоё питание и здоровьеПутешествие пирожка (строение пищеварительной системы)Живительные силыПро витамины и здоровьеКак мы дышим (приключение Кислородинки)
Дневник Я растуПроект Страна АйболитияПольза и вред (проекты по органам чувств)Мини проекты Для чего нужна пища?Детская книга Приключения в стране витаминов, составление картотеки блюд.Сочинение сказок, стихов, театральных этюдов.Как фрукты и овощи о своей пользе спорили?Планшет Вред-пользаЗа чистый воздух (плакат)Детская книга закаливания
Примерная схема осуществления проекта Семья(ст. дош. возраст)
Разделы программы
Виды детской деятельности
Игровая деятельность
Сюжетно-ролевая игра Дом, Семья; Мебельный салон, Салон одежды для дома и т.д.Игры-драматизации по произведениям: Репка, Красная шапочка, Гуси-лебеди и пр.Настольно-печатная игра Моя квартира.
Социальное развитие
Тематические занятия по Конвенции о правах ребёнка.Права и обязанности в семье.Составление Генеалогического древа (в контексте прошлого и будущего), карты-схемы микрорайона с обозначением домов, где живут дети, альбомов Традиции нашей семьи, Моя малая родина, Калейдоскопа дней рождений (знаки Зодиака детей группы, выпуск каждой семьёй газеты Самый счастливый день в семье (ко дню рождения ребёнка).Встречи в видеосалоне Сам себе режиссёр.
Речь и речевое общение
Творческое рассказывание детей по темам Выходной день в моей семье, Мои близкие, Наши любимые питомцы, лето на даче, Наше путешествие, Мир семейных увлечений, Я буду мамой (папой), Как я помогаю дома,Словотворчество. Создание альбомов Моя семья (рисунки, фотографии, стихи детей).Совместное участие детей и родителей в литературных гостиных.
Здоровье и физическое развитие
Составление режима дня для каждой семьи, конкурс семейных комплексов утренней гимнастики, закаливающих процедур.Совместные туристические походы В бассейн идём вместе.Межсемейные соревнования Мама, папа, я – спортивная семья.Организация семейного мини-кафе. Презентация Любимое блюдо моей семьи, составление книги Семейные рецепты.Занятия в кулинарном классе (проводят родители, воспитатели, шеф-повар).
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Мир, в котором мы живём
Классификация (мебель, посуда, бытовая техника, продукты питания).Географические представления. Составление плана-схемы Мой дом, изготовление макета Мой район, работа с картами Мой город.
Природа
Коллажи Домашние любимцы.Составление семейных альбомов Комнатные растения, Что растёт у нас на даче.
Начала грамоты
Математика Рост и возраст членов семьи, совместная игра детей и родителей Семейный бюджет.Составление словарика имён членов семьи Что означают имена
Конструирование
Дом моей мечты, Дачный домик, Домашние работы.Плоскостное моделирование – составление сюжетов из мозаики на семейную тематику.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Худ. литература
Пословицы и поговорки о семье.Чтение сказок Дикие лебеди, Сестрица Алёнушка и братец Иванушка, ненецкой сказки Кукушка.Выборочное чтение: А. Линдгрен Малыш и Карлсон, Одоевский Городок в табакерке, Л. Толстой Рассказы для маленьких детей.Заучивание: Е Благинина Посидим в тишине.
ИЗО и дизайн
Рисование Моя семья, Семейные портреты, Мы на отдыхе, Мой дом, Моя комната, Обои в новую квартиру.Выпуск семейных газет.Составление икебан, букетов, панно, коллажей из природного материала (с участием родителей)Выставки Семейное хобби.
Театр
Семейные мини-спектакли, составление сценариев детских развлечений, театральные этюды Семейные диалоги.Совместное посещение семь
ями театров.
Алгоритм разработки проекта
Этапы
Задачи
Деятельность проектной группы
Деятельность научно-методической службы
Начальный
Определение проблемы (темы). Выбор группы участников.
Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания
Мотивация проектирования, объяснение цели проекта
Планирование
Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде.
Формирование задач, накопление информации. Выбор и обоснование критерия успеха.
Помощь в анализе и синтезе (по просьбе группы). Наблюдение.
Принятие решения
Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.
Работа с информацией. Синтез и анализ идей.
Наблюдение. Консультации.
Выполнение
Выполнение проекта
Работа над проектом, его оформление.
Наблюдение, советы (по просьбе группы)
Оценка результатов
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач)
Участие в коллективном анализе проекта и самооценке
Наблюдение. Направление процесса анализа (если необходимо)
Защита проекта
Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка.
Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта.
Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта.
Список литературы:
Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ; от теории к практике. Приложение к журналу “Управление ДОУ” Сфера.2010 г.
Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. Санкт-Петербург. Детство-Пресс. 2011 г.
Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Журнал “Управление дошкольным образовательным учреждением” №4. 2004 г.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×