Проектная деятельность в дошкольном учреждении с учётом ФГОС.
«Проектная деятельность в дошкольном учреждении с учетом ФГОС»
Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа компетентностно - и личностно - ориентированного образования и интеграции, как условия повышения качества дошкольного образования. Одним из актуальных и эффективных методов, реализующих данный принцип, является метод проектов.
Любой проект – продукт сотрудничества детей, воспитателей, специалистов детского сада и родителей. Проект предполагает решение задач познавательного, творческого характера, экспериментальной деятельности и развития коммуникативных навыков общения.
Метод проектов – способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
развитие познавательных способностей;
развитие творческого воображения;
развитие творческого мышления;
развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Выделены три этапа в проектной у дошкольного возраста, и представляют одну из технологий деятельности, включающую в себя исследовательских, поисковых, методов, творческих.
Первый этап –подражательно-исполнительский, реализация возможна с 3,5–5 лет. На этом дети в проекте «на ролях», действия по предложению взрослого или путём ему, что не природе ребёнка; в этом ещё потребность и положительное отношение к и ему.
Второй этап – развивающий, он для детей 5–6 лет, уже опыт совместной деятельности, могут согласовывать действия, друг помощь. Ребёнок уже реже обращается к с просьбами, организует деятельность со сверстниками. У развиваются и самооценка, они достаточно объективно как поступки, так и сверстников. В этом дети проблему, цель, выбрать необходимые для результата деятельности. Они не только проявляют участвовать в проектах, взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
Третий этап – творческий, он для 6–7 лет. очень на этом развивать и творческую активность детей, условия для определения детьми цели и предстоящей деятельности, способов над проектом и организовать её.
Этапы проектной деятельности
1 этап «Выбор темы»
Задача педагога – вместе с выбор темы для глубокого изучения, составить план деятельности. Один из введения в тему связан с моделей «трёх вопросов»: Что знаю? Чего хочу узнать? Как узнать? с детьми, педагогом, не только развитию ребёнка в познания интересов, оценке имеющихся и новых знаний в раскованной атмосфере, но развитию речи и речевого аппарата. Сбор информации и воспитательно -образовательной в проекта. Задача создать для познавательной деятельности детей.
2 этап «Реализация проекта»
Задача воспитателя в условия для детских замыслов. Реализация происходит различные виды (творческую, экспериментальную, продуктивную). применения метода в данном заключается в том, что этап многостороннему развитию, как функций, так и ребёнка. активность на этапе проблемным обсуждением, помогает обнаруживать всё проблемы, операций и сопоставления, изложением педагога, опытов и экспериментов.
3 этап «Презентация»
Важно, в основу был материальный продукт, ценность для детей. В ходе продукта творческий дошкольников, находят сведения, в ходе проекта. Задача воспитателя условия для того, дети возможность о своей работе, чувство за достижения, результаты своей деятельности. В своего перед сверстниками, ребёнок приобретает владения эмоциональной и невербальными средствами (жесты, и т.д.).
4 этап «Рефлексия»
Взаимодействие педагога и ребёнка в деятельности изменяться по мере нарастания детской активности. педагога поэтапно по мере развития исследовательских и самостоятельной от обучающе-организующей на этапах к и к окончанию проекта.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:
Исследовательские- предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания.
Творческие – в ходе проектной деятельности создается новый творческий продукт (оформление результата в виде детского праздника, спектакль, сказка, постановка).
Нормативные – проектная деятельность подразумевает проект по созданию свода правил, по которым должны жить дети в детском саду (правила оформляются в виде книжки)
По продолжительности они бывают:
-краткосрочными
-среднесрочные
-долгосрочные
Последовательность работы педагога над проектом:
педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
вовлекает дошкольников в решение проблемы;
намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
обсуждает план с семьями на родительском собрании;
обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
вместе с детьми и родителями составляет план - схему проведения проекта;
собирает информацию, материал;
проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),
поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;
подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).
В проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.
Работа родителей в реализации проекта:
Работа с родителями организуется на уровне сотрудничества. Родители являются активными участниками всех мероприятий, оказывают помощь в организации развивающей среды. В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Ребёнок оказывается интересен родителям, поскольку он вдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребёнка и родителей наполняется богатым содержанием.
Зачем же проекты?
- помогают самостоятельную деятельность детей;
- помогают осваивать окружающую действительность, изучать ее;
-способствуют развитию способностей детей;
- способствуют умению наблюдать;
- способствуют умению слушать
Метод проектов - один из методов, педагогический из стен детского учреждения в мир, и среду, процесс освоения окружающего мира.
Вовлечение родителей в этот имеет большую ценность:
становясь активными участниками процесса обучения своих детей, мамы и папы себя «хорошими родителями», вносят свой в и все умения;
-у родителей формируется высокая достижений детей и за них;
-развивается более понимание обучения дошкольного возраста;
-возможность закрепления знаний, в саду с занятий дома;
У педагогов появляется понять, как мотивируют детей, увидеть, как мамы и папы своим решать задачи; использования знаний и родителей в занятий с детьми. В совместного обучения возникает к и сотрудникам детского сада; обучаются деятельности, можно с удовольствием заниматься с дома.
Вывод: В заключение отметим, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.