История возникновения метода проектов в педагогике.
Виды проектной деятельности.
Структура проекта. Его основные требования.
Работа:
Семинар – практикум
Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения
Составитель: воспитатель Кокушина Надежда Петровна
Цель:обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологий проектирования, объединить усилия коллектива МДОУ для использования в практике достижений передового опыта и педагогической науки.Задачи:
Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей
Повышать методический уровень педагогов в овладении ими технологий проектирования
Способствовать творческому поиску
Предварительная работа:
Подготовка информационного стенда о планируемом семинаре-практикуме;
Отбор и изучение литературы по проблемам организации и руководства игры в детском саду;
Разработка сценария;
Изготовление оборудования;
Подготовка проекта решения семинара-практикума;
Оборудование:столы и стулья для команд- участников, карточки с вопросами, мольберт.
План:
1.История возникновения метода проектов в педагогике.
2. Виды проектной деятельности.
3. Структура проекта. Его основные требования.
Введение.
Интенсивное обновление, модернизация всех компонентов образовательного процесса подняли планку профессиональных требований к педагогам. Сегодня в дошкольных учреждениях востребован педагог – новатор, педагог – исследователь, поэтому всё более широкий круг педагогов – практиков включается в активную поисковую, инновационную деятельность.
В педагогике творческий поиск предполагает поисковую деятельность, создание нового педагогического опыта. Метод проектов – один из новых видов деятельности, который используется в воспитательно-образовательном процессе нашего детского сада.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, педагогов, родителей, умение их ориентироваться в информационном пространстве, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни. Но не будем забегать столь далеко, обратимся вначале к истории возникновения метода проектирования………………………
История возникновения метода проектов в педагогике.
Метод проектов возник еще в 20-е гг. прошлого столетия в США, Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. В основе метода — идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат — опыт деятельности — становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
В России метод проектов был известен еще с 1905 г. Тогда группа российских педагогов под руководством С.Т. Шацкого внедряла его в образовательную практику.
В современном информационном обществе метод проектов становится особенно актуальным. В последние годы в отечественном образовании наблюдается возросший интерес к этой форме организации обучения. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
Не только необходимость понимать смысл и предназначение своей работы, но и самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое входит в содержание проекта. Неслучайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования — способность проектировать.
Сегодня метод проектов широко используете в сфере дошкольного образования. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы воспитанниками и их родителями.
Итог:
Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути,
то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Условно все существующие виды проектной деятельности можно разделить на три группы:
по целевой установке,
по количеству участников проекта,
по срокам реализации.
По целевой установке:
исследовательское-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
Например.
Проект Природа – наш дом
Цель: формировать экологическое сознание и чувства уважения к планете земля, своей родине, вызвать желание созидательно взаимодействовать с природой, развивать творческие способности детей, воспитывать экологически осознанное отношение к природе.
Содержание: Работа по проекту проходила во время подготовки детей к празднику День Земли
Подготовительный этап:
- Рассказ детям Почему люди стали отмечать день Земли;
- Оформление папки-передвижки для родителей Работаем по проекту;
- Подборка и выставка книг по экологическому воспитанию.
Исследовательско-творческий этап:
- занятия по экологии на природоохранные темы:
Почему цветок плачет?;
Что могла рассказать бы планета Земля, если бы вдруг заговорила?;
Тайна лесной поляны.
- Экскурсии в лес;
- Труд в уголке природы и на участке детского сада;
- Чтение художественной литературы;
- Содержание сюжетно-ролевых игр тоже будет носить экологический характер;
— Путешествие в подводное царство;
— Зоологический магазин;
— Зоопарк и т.д.
К организации поисковой и творческой деятельности детей подключаются родители, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. По теме проекта воспитатели предлагают детям задания (приготовить макет лесной полянки, альбом с рисунками редких растений, плакат в защиту животных, гербарий полевых цветов, фотографии местных зимующих птиц и т.д.). Ребята вместе с родителями на свое усмотрение выбирают задание. Прежде чем раздать задания, воспитатель должен их тщательно продумать. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с желанием и радостью, а в случае необходимости воспитатели всегда могут предоставить справочный, практический материал или порекомендовать, где его можно найти.
Последний этап проекта — защита — всегда самый зрелищный, в детском саду прошло театрализованное представление С днем рождения. Земля. На защиту были приглашены гости, родители, малыши. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта.
В завершении следует объяснить, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проекта всегда яркая, интересная и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.
ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
Структура игровых проектов только намечается, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Это могут быть литературные герои или выдуманные персонажи. Степень творчества в таких проектах высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.
Игровая позиция включает как мировоззренческий аспект развития ребенка, так и свойства его личности. Дети с игровой позицией способны на шутливо-доброе обыгрывание различных реальных ситуаций, они выдумщики и фантазеры, создают доброжелательную веселую атмосферу. Такая атмосфера свидетельствует об эмоциональном благополучии детей и способствует формированию и развитию оптимистического мировоззрения
информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
Их отличает четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников. Данный тип проектов требует хорошо продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах (корректировка, обсуждение результатов и способов их внедрения в практику, оценка проекта).
Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкая, т.е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: Любимые игрушки, Азбука здоровья и др.
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
По количеству участников проекта:
комплексные: Мир театра, Здравствуй, Пушкин!, Эхо столетий, Книжкина неделя;
межгрупповые: Математические коллажи, Мир животных и птиц, Времена года;
творческие: Мои друзья, У нас в нескучном саду, Любим сказки, Мир природы, Рябины России;
групповые: Сказки о любви, Познай себя, Подводный мир, Весёлая астрономия;
индивидуальные: Я и моя семья, Генеалогическое древо, Секреты бабушкиного сундука, Сказочная птица;
исследовательские: Мир воды, Дыхание и здоровье, Питание и здоровье.
По срокам реализации:
краткосрочными (одно или несколько занятий);
средней продолжительности (Я и моя семья в течение полугода);
долгосрочные (например, Творчество Пушкина - на учебный год).
А теперь подробно рассмотрим структуру проекта.
1 этап – этап подготовки проекта.
Задачи и содержание деятельности на данном этапе едины для всех педагогов, независимо от выбранной темы.
2 этап – этап практической реализации проекта.
На данном этапе педагоги планируют содержание деятельности для всех участников проекта. Составляют перспективные планы, конспекты занятий, сценарии праздников, планируют детские исследовательские проекты, организуют выставки, конкурсы и т.д., определяют итоговое мероприятие.
3 этап – заключительный – подведение итогов, прогноз на будущее.
На данном этапе педагоги подводят итоги работы и составляют прогноз и перспективы на будущее.
4 этап – презентация и защита проектов
Это может быть тематический или итоговый педсовет, конкурс, представление материалов на выставку в методкабинет МДОУ, аттестация и т.д.
Заключение.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Но самые главные участники проектной деятельности – это наши воспитанники, на развитие которых направлены все наши усилия. Кем станут наши дети, когда вырастут, - покажет время. Для нас главное – обеспечить каждому ребенку максимальные условия для развития его способностей, самостоятельности и творчества.
Какое же значение имеет использование проектного метода в дошкольном образовательном учреждении:
Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.
Происходит смена стиль общения взрослого с ребенком.
Родители становятся активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволит добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.
Итак, использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в единой команде педагогам и воспитанникам, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.
Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Анализ проектной деятельности и понимание ошибок создают мотивацию к повторной деятельности, побуждают к самообразованию педагога
Практическая часть
Игра Продолжи фразу
Мы начнем фразу, а вы, продолжите эту фразу.
Если педагог – это цвет, то какой?
Если педагог – это геометрическая фигура, то какая?
Если педагог – это настроение, то какое?
Если представить, что педагог – это сказочный герой, то кто?
Если время года, то какое?
Если педагог – это вид спорта, то какой?
Если педагог – это цветок, то это…
Если педагог – игра, то какая?
Если педагог – это планета, то какая?
Упражнение Расшифруй фразу
Вам необходимо расшифровать слово, которое имеет прямое отношение к проектному методу Без этого не может быть самого проекта (проблема)
Игра Подбери слово
На каждую букву названия нашего детского сада в течение 3 минут необходимо подобрать слова, которые имеют отношение к проектной деятельности.
Задание Поймай бабочку
С помощью этого задания вы должны практически показать понятие Интеграции.
В течение 5 минут придумайте, как через разные виды деятельности можно внедрить сказки Три поросенка, Дюймовочка, Золушка в различные образовательные области (социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое, познавательное, физическое). Предлагаю каждой команде по 5 бабочек, на каждой из них прописана одна образовательная область, под каждой областью Вы прописываете вид деятельности.
Составление плана – Паутинки
Предлагаю Вам составить план Паутинку. Название плана произошло от его образного подобия паутине – от центра темы расходятся лучики содержания, форм, конкретных действий, которые заполняются и реализуются постепенно. При разработке паутинки четко должны прослеживаться не только направления деятельности, но и интеграция областей.
Педагоги выбирают листочки с названием темы проекта.
В мире диких животных, средняя группа;
Животные крайнего севера, старший дошкольный возраст;
Морские обитатели, старший дошкольный возраст;
Презентация проектов
Педагоги представляют разработанные проекты.
Рефлексия. Упражнение Мишень.
Подведение итогов семинара.
Вручение педагогам свидетельств Знатоки проектного метода
Скачать работу
Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения
Составитель: воспитатель Кокушина Надежда Петровна
Цель:обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологий проектирования, объединить усилия коллектива МДОУ для использования в практике достижений передового опыта и педагогической науки.Задачи:
Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей
Повышать методический уровень педагогов в овладении ими технологий проектирования
Способствовать творческому поиску
Предварительная работа:
Подготовка информационного стенда о планируемом семинаре-практикуме;
Отбор и изучение литературы по проблемам организации и руководства игры в детском саду;
Разработка сценария;
Изготовление оборудования;
Подготовка проекта решения семинара-практикума;
Оборудование:столы и стулья для команд- участников, карточки с вопросами, мольберт.
План:
1.История возникновения метода проектов в педагогике.
2. Виды проектной деятельности.
3. Структура проекта. Его основные требования.
Введение.
Интенсивное обновление, модернизация всех компонентов образовательного процесса подняли планку профессиональных требований к педагогам. Сегодня в дошкольных учреждениях востребован педагог – новатор, педагог – исследователь, поэтому всё более широкий круг педагогов – практиков включается в активную поисковую, инновационную деятельность.
В педагогике творческий поиск предполагает поисковую деятельность, создание нового педагогического опыта. Метод проектов – один из новых видов деятельности, который используется в воспитательно-образовательном процессе нашего детского сада.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, педагогов, родителей, умение их ориентироваться в информационном пространстве, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни. Но не будем забегать столь далеко, обратимся вначале к истории возникновения метода проектирования………………………
История возникновения метода проектов в педагогике.
Метод проектов возник еще в 20-е гг. прошлого столетия в США, Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. В основе метода — идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат — опыт деятельности — становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
В России метод проектов был известен еще с 1905 г. Тогда группа российских педагогов под руководством С.Т. Шацкого внедряла его в образовательную практику.
В современном информационном обществе метод проектов становится особенно актуальным. В последние годы в отечественном образовании наблюдается возросший интерес к этой форме организации обучения. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
Не только необходимость понимать смысл и предназначение своей работы, но и самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое входит в содержание проекта. Неслучайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования — способность проектировать.
Сегодня метод проектов широко используете в сфере дошкольного образования. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы воспитанниками и их родителями.
Итог:
Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути,
то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Условно все существующие виды проектной деятельности можно разделить на три группы:
по целевой установке,
по количеству участников проекта,
по срокам реализации.
По целевой установке:
исследовательское-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
Например.
Проект Природа – наш дом
Цель: формировать экологическое сознание и чувства уважения к планете земля, своей родине, вызвать желание созидательно взаимодействовать с природой, развивать творческие способности детей, воспитывать экологически осознанное отношение к природе.
Содержание: Работа по проекту проходила во время подготовки детей к празднику День Земли
Подготовительный этап:
- Рассказ детям Почему люди стали отмечать день Земли;
- Оформление папки-передвижки для родителей Работаем по проекту;
- Подборка и выставка книг по экологическому воспитанию.
Исследовательско-творческий этап:
- занятия по экологии на природоохранные темы:
Почему цветок плачет?;
Что могла рассказать бы планета Земля, если бы вдруг заговорила?;
Тайна лесной поляны.
- Экскурсии в лес;
- Труд в уголке природы и на участке детского сада;
- Чтение художественной литературы;
- Содержание сюжетно-ролевых игр тоже будет носить экологический характер;
— Путешествие в подводное царство;
— Зоологический магазин;
— Зоопарк и т.д.
К организации поисковой и творческой деятельности детей подключаются родители, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. По теме проекта воспитатели предлагают детям задания (приготовить макет лесной полянки, альбом с рисунками редких растений, плакат в защиту животных, гербарий полевых цветов, фотографии местных зимующих птиц и т.д.). Ребята вместе с родителями на свое усмотрение выбирают задание. Прежде чем раздать задания, воспитатель должен их тщательно продумать. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с желанием и радостью, а в случае необходимости воспитатели всегда могут предоставить справочный, практический материал или порекомендовать, где его можно найти.
Последний этап проекта — защита — всегда самый зрелищный, в детском саду прошло театрализованное представление С днем рождения. Земля. На защиту были приглашены гости, родители, малыши. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта.
В завершении следует объяснить, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проекта всегда яркая, интересная и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.
ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
Структура игровых проектов только намечается, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Это могут быть литературные герои или выдуманные персонажи. Степень творчества в таких проектах высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.
Игровая позиция включает как мировоззренческий аспект развития ребенка, так и свойства его личности. Дети с игровой позицией способны на шутливо-доброе обыгрывание различных реальных ситуаций, они выдумщики и фантазеры, создают доброжелательную веселую атмосферу. Такая атмосфера свидетельствует об эмоциональном благополучии детей и способствует формированию и развитию оптимистического мировоззрения
информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
Их отличает четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников. Данный тип проектов требует хорошо продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах (корректировка, обсуждение результатов и способов их внедрения в практику, оценка проекта).
Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкая, т.е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: Любимые игрушки, Азбука здоровья и др.
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
По количеству участников проекта:
комплексные: Мир театра, Здравствуй, Пушкин!, Эхо столетий, Книжкина неделя;
межгрупповые: Математические коллажи, Мир животных и птиц, Времена года;
творческие: Мои друзья, У нас в нескучном саду, Любим сказки, Мир природы, Рябины России;
групповые: Сказки о любви, Познай себя, Подводный мир, Весёлая астрономия;
индивидуальные: Я и моя семья, Генеалогическое древо, Секреты бабушкиного сундука, Сказочная птица;
исследовательские: Мир воды, Дыхание и здоровье, Питание и здоровье.
По срокам реализации:
краткосрочными (одно или несколько занятий);
средней продолжительности (Я и моя семья в течение полугода);
долгосрочные (например, Творчество Пушкина - на учебный год).
А теперь подробно рассмотрим структуру проекта.
1 этап – этап подготовки проекта.
Задачи и содержание деятельности на данном этапе едины для всех педагогов, независимо от выбранной темы.
2 этап – этап практической реализации проекта.
На данном этапе педагоги планируют содержание деятельности для всех участников проекта. Составляют перспективные планы, конспекты занятий, сценарии праздников, планируют детские исследовательские проекты, организуют выставки, конкурсы и т.д., определяют итоговое мероприятие.
3 этап – заключительный – подведение итогов, прогноз на будущее.
На данном этапе педагоги подводят итоги работы и составляют прогноз и перспективы на будущее.
4 этап – презентация и защита проектов
Это может быть тематический или итоговый педсовет, конкурс, представление материалов на выставку в методкабинет МДОУ, аттестация и т.д.
Заключение.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Но самые главные участники проектной деятельности – это наши воспитанники, на развитие которых направлены все наши усилия. Кем станут наши дети, когда вырастут, - покажет время. Для нас главное – обеспечить каждому ребенку максимальные условия для развития его способностей, самостоятельности и творчества.
Какое же значение имеет использование проектного метода в дошкольном образовательном учреждении:
Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.
Происходит смена стиль общения взрослого с ребенком.
Родители становятся активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволит добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.
Итак, использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в единой команде педагогам и воспитанникам, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.
Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Анализ проектной деятельности и понимание ошибок создают мотивацию к повторной деятельности, побуждают к самообразованию педагога
Практическая часть
Игра Продолжи фразу
Мы начнем фразу, а вы, продолжите эту фразу.
Если педагог – это цвет, то какой?
Если педагог – это геометрическая фигура, то какая?
Если педагог – это настроение, то какое?
Если представить, что педагог – это сказочный герой, то кто?
Если время года, то какое?
Если педагог – это вид спорта, то какой?
Если педагог – это цветок, то это…
Если педагог – игра, то какая?
Если педагог – это планета, то какая?
Упражнение Расшифруй фразу
Вам необходимо расшифровать слово, которое имеет прямое отношение к проектному методу Без этого не может быть самого проекта (проблема)
Игра Подбери слово
На каждую букву названия нашего детского сада в течение 3 минут необходимо подобрать слова, которые имеют отношение к проектной деятельности.
Задание Поймай бабочку
С помощью этого задания вы должны практически показать понятие Интеграции.
В течение 5 минут придумайте, как через разные виды деятельности можно внедрить сказки Три поросенка, Дюймовочка, Золушка в различные образовательные области (социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое, познавательное, физическое). Предлагаю каждой команде по 5 бабочек, на каждой из них прописана одна образовательная область, под каждой областью Вы прописываете вид деятельности.
Составление плана – Паутинки
Предлагаю Вам составить план Паутинку. Название плана произошло от его образного подобия паутине – от центра темы расходятся лучики содержания, форм, конкретных действий, которые заполняются и реализуются постепенно. При разработке паутинки четко должны прослеживаться не только направления деятельности, но и интеграция областей.
Педагоги выбирают листочки с названием темы проекта.
В мире диких животных, средняя группа;
Животные крайнего севера, старший дошкольный возраст;
Морские обитатели, старший дошкольный возраст;
Презентация проектов
Педагоги представляют разработанные проекты.
Рефлексия. Упражнение Мишень.
Подведение итогов семинара.
Вручение педагогам свидетельств Знатоки проектного метода