В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность и инициативность.
Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека. Инициативность – это внутреннее побуждение к новой деятельности; способность к самостоятельным активным действиям.
Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад № 394» г. Перми
Семинар
на тему: «Использование проектного метода и создание проблемных ситуаций как эффективные формы работы для поддержки детской инициативы»
Подготовила:
Тельнова О. А.,
воспитатель
высшей квалификационной категории
Пермь, 2024
СЛАЙД 2
В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность и инициативность.
Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека. Инициативность – это внутреннее побуждение к новой деятельности; способность к самостоятельным активным действиям.
Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
СЛАЙД 3
Наиболее эффективными формами работы для поддержки детской инициативы являются:
Совместная
деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемных ситуаций;
Проектная деятельность;
Совместная познавательно-исследовательская деятельность взрослого и детей – опыты и экспериментирование;
Наблюдения и элементарный бытовой труд в центре экспериментирования;
Совместная деятельность взрослого и детей в продуктивной деятельности с природным материалом;
Создание условий для самостоятельной деятельности детей в центрах развития.
СЛАЙД 4
Создать проблемную ситуацию – значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у дошкольников эмоциональную реакцию.
Проблема – реальное затруднение на пути к достижению и выполнению какой-либо деятельности.
Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для
решения познавательной задачи.
Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребёнок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
Именно в таких ситуациях, как никогда ранее, ребёнок начинает проявлять свою инициативу.
СЛАЙД 5
Как известно, инициативность проявляется во всех видах детской деятельности, но ярче всего – в экспериментировании, поэтому мы систематизировали содержание экспериментов по проектам, сформулировали проблемные вопросы и ситуации, которые способствуют совершенствованию у детей умений анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск её решения, делать выводы и аргументировать их, видеть и понимать взаимосвязи и взаимозависимости окружающего мира.
СЛАЙД 6
Нами было разработано перспективное планирование по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе. Далее будут представлены названия проектов, их цели и проблемные ситуации, которые мы предлагали детям в ходе реализации данных проектов.
СЛАЙД 7
Сентябрь. Название проекта «Песочная страна».
Цель: познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого), развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы.
Проблемная ситуация: почему нельзя сделать «тортик» для куклы из сухого песка?
СЛАЙД 8
Октябрь. Название проекта «Ветерок».
Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха – движением; движение воздуха – это ветер, научить различать его силу.
Проблемная ситуация: почему появляется ветер? Откуда дует ветер?
СЛАЙД 9
Ноябрь. Название проекта «Волшебная мыльная пена».
Цель: развивать тактильные ощущения, осязательные чувства, воображение и фантазию, эмоциональное восприятие. Формировать представления о свойствах пены: «белая», «воздушная», «легкая».
Проблемная ситуация: Ежик мечтает подарить зверюшкам в лесу праздник мыльной пены! Поможем ежику? Из чего можно сделать мыльную пену?
СЛАЙД 10
Декабрь. Название проекта «Секреты снега».
Цель: выявить свойства снега (холодный, пушистый, рыхлый, в тепле тает), снег можно раскрасить красками в любой цвет.
Проблемная ситуация: снег можно раскрасить?
СЛАЙД 11
Январь. Название проекта «Мороз и вода».
Цель: познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах), со свойствами льда (лед – это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности.
Проблемная ситуация: началось сильное таяние льда на Северном полюсе! Почему так произошло? Можно ли самим сделать лед?
СЛАЙД 12
Февраль. Название проекта «Лёгкий – тяжёлый, твёрдый – мягкий».
Цель: показать, что предметы бывают лёгкие и тяжёлые, мягкие и твёрдые; научить определять вес предметов и группировать предметы по весу и мягкости – твёрдости.
Проблемная ситуация: поднялся сильный ветер: пёрышки сдуло, а камушки остались на своих местах. Почему?
СЛАЙД 13
Март. Название проекта «Играем с красками».
Цель: закрепление понятий о свойствах воды (вода – растворитель); учить смешиванию красок.
Проблемная ситуация: перед детьми стоят краски, а нужного цвета нет. Как его можно получить? Что для этого нужно сделать?
СЛАЙД 14
Апрель. Название проекта «Огород на подоконнике».
Цель: уточнить представления о луковице; показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.
Проблемная ситуация: где луковица быстрее прорастёт, даст зелёные перья – в воде или земле?
СЛАЙД 15
Май. Название проекта «Веселая рыбалка (свойства магнита)».
Цель: формировать представления о свойствах магнита (притягивает, примагничивает).
Проблемная ситуация: Буратино уронил ключик. С помощью чего мы сможем достать ключик со дна реки?