Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

«Проектный метод и проблемные ситуации для поддержки детской инициативы». Работа №338680

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность и инициативность.

     Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека. Инициативность – это внутреннее побуждение к новой деятельности; способность к самостоятельным активным действиям.

     Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Работа:

 

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 394» г. Перми

 

 

 

 

Семинар

 

на тему: «Использование проектного метода и создание проблемных ситуаций как эффективные формы работы для поддержки детской инициативы»

 

 

Подготовила:

Тельнова О. А.,

воспитатель

высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь, 2024

 

СЛАЙД 2

В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность и инициативность.

Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека. Инициативность – это внутреннее побуждение к новой деятельности; способность к самостоятельным активным действиям.

Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

СЛАЙД 3

Наиболее эффективными формами работы для поддержки детской инициативы являются:

Совместная

деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемных ситуаций;

Проектная деятельность;

Совместная познавательно-исследовательская деятельность взрослого и детей – опыты и экспериментирование;

Наблюдения и элементарный бытовой труд в центре экспериментирования;

Совместная деятельность взрослого и детей в продуктивной деятельности с природным материалом;

Создание условий для самостоятельной деятельности детей в центрах развития.

СЛАЙД 4

Создать проблемную ситуациюзначит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у дошкольников эмоциональную реакцию.

Проблема – реальное затруднение на пути к достижению и выполнению какой-либо деятельности.

Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для

решения познавательной задачи.

Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребёнок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Именно в таких ситуациях, как никогда ранее, ребёнок начинает проявлять свою инициативу.

СЛАЙД 5

Как известно, инициативность проявляется во всех видах детской деятельности, но ярче всего – в экспериментировании, поэтому мы систематизировали содержание экспериментов по проектам, сформулировали проблемные вопросы и ситуации, которые способствуют совершенствованию у детей умений анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск её решения, делать выводы и аргументировать их, видеть и понимать взаимосвязи и взаимозависимости окружающего мира.

СЛАЙД 6

Нами было разработано перспективное планирование по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе. Далее будут представлены названия проектов, их цели и проблемные ситуации, которые мы предлагали детям в ходе реализации данных проектов.

СЛАЙД 7

Сентябрь. Название проекта «Песочная страна».

Цель: познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого), развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы.

Проблемная ситуация: почему нельзя сделать «тортик» для куклы из сухого песка?

СЛАЙД 8

Октябрь. Название проекта «Ветерок».

Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха – движением; движение воздуха – это ветер, научить различать его силу.

Проблемная ситуация: почему появляется ветер? Откуда дует ветер?

СЛАЙД 9

Ноябрь. Название проекта «Волшебная мыльная пена».

Цель: развивать тактильные ощущения, осязательные чувства, воображение и фантазию, эмоциональное восприятие. Формировать представления о свойствах пены: «белая», «воздушная», «легкая».

Проблемная ситуация: Ежик мечтает подарить зверюшкам в лесу праздник мыльной пены! Поможем ежику? Из чего можно сделать мыльную пену?

СЛАЙД 10

Декабрь. Название проекта «Секреты снега».

Цель: выявить свойства снега (холодный, пушистый, рыхлый, в тепле тает), снег можно раскрасить красками в любой цвет.

Проблемная ситуация: снег можно раскрасить?

СЛАЙД 11

Январь. Название проекта «Мороз и вода».

Цель: познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах), со свойствами льда (ледэто твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности.

Проблемная ситуация: началось сильное таяние льда на Северном полюсе! Почему так произошло? Можно ли самим сделать лед?

СЛАЙД 12

Февраль. Название проекта «Лёгкий – тяжёлый, твёрдый – мягкий».

Цель: показать, что предметы бывают лёгкие и тяжёлые, мягкие и твёрдые; научить определять вес предметов и группировать предметы по весу и мягкости – твёрдости.

Проблемная ситуация: поднялся сильный ветер: пёрышки сдуло, а камушки остались на своих местах. Почему?

СЛАЙД 13

Март. Название проекта «Играем с красками».

Цель: закрепление понятий о свойствах воды (вода – растворитель); учить смешиванию красок.

Проблемная ситуация: перед детьми стоят краски, а нужного цвета нет. Как его можно получить? Что для этого нужно сделать?

СЛАЙД 14

Апрель. Название проекта «Огород на подоконнике».

Цель: уточнить представления о луковице; показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.

Проблемная ситуация: где луковица быстрее прорастёт, даст зелёные перья – в воде или земле?

СЛАЙД 15

Май. Название проекта «Веселая рыбалка (свойства магнита)».

Цель: формировать представления о свойствах магнита (притягивает, примагничивает).
Проблемная ситуация: Буратино уронил ключик. С помощью чего мы сможем достать ключик со дна реки?

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X