Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

профилактика акустической дисграфии. Работа №266464

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Среди нарушений звукопроизношения у дошкольников часто встречается дефект оглушения (озвончения), который чрезвычайно неприятен своей "цепкостью". Даже после его коррекции в устной речи он задерживается в письменной. Дефект оглушения является одним из наиболее распространенных среди типичных ошибок акустической дисграфии. Важно не только раннее выявление этого дефекта, своевременная его коррекция, но и тщательная дифференциация смешиваемых фонем. Этот дефект встречается в произношении согласных, имеющих звонкую и глухую пары, которые различаются только наличием голоса в них.

Работа:

Профилактика акустических дисграфий.

Среди нарушений звукопроизношения у дошкольников часто встречается дефект оглушения (озвончения), который чрезвычайно неприятен своей "цепкостью". Даже после его коррекции в устной речи он задерживается в письменной. Дефект оглушения является одним из наиболее распространенных среди типичных ошибок акустической дисграфии. Важно не только раннее выявление этого дефекта, своевременная его коррекция, но и тщательная дифференциация смешиваемых фонем. Этот дефект встречается в произношении согласных, имеющих звонкую и глухую пары, которые различаются только наличием голоса в них.

Звуки каждой пары имеют одинаковые артикуляционные уклады и отличаются друг от друга только участием голоса и несколько меньшим напряжением речевых органов. Анализ литературы и личный опыт указывает, что дефект оглуше-ния чаще встречается среди смычных (взрывных), чем среди щелевых, потому что при произношении щелевых звуков вибрация голосовых связок более длительная и ощутимая, чем при произношении взрывных.

Выделяют три вида дефекта: полное отсутствие звонких согласных, т. е. тотальное оглушение, недостаточное озвончение или лее недостаточное оглушение. Все три случая, как правило, отражаются на письме. Оглушение наблюдается чаще, чем озвончение.

Неврологическую основу этого дефекта Л. С. Волкова объясняет тем, что спастическое сокращение мышц голосового аппарата может полностью исключить вибрацию голосовых связок. В результате нарушается процесс образования звонких согласных. Возможно это и при парезе мышц голосового аппарата, при этом сила голоса становится минимальной. Озвончение глухих согласных наблюдается при диффузной спас-тичности мышц речевого аппарата.

Основными причинами дефекта оглушения М. Е. Хватцев считал плохую координацию "сочетанной работы" голосового аппарата, недоразвитие фонематического слуха, частичное снижение слуха. Дефект оглушения является непременным спутником людей с нарушением слуха, что служит препятствием для дифференциации согласных. Несомненно, для правильного произношения и профилактики нарушений письменной речи существенную роль играют сохранность и функциональная зрелость слухового и речедвигательного аппарата. Ф. Ф. Pay подчеркивал, что в процессе усвоения парных согласных выявляются двоякого рода трудности, которые обусловлены необходимостью различения близких в произношении фонем. Они также связаны с усвоением ре-чедвижений, необходимых для их воспроизведения. Таким образом, восприятие звуков родной речи происходит в соответствии с их акустическими (сенсорными) признаками, а становление этих парных согласных фонем в произношении у детей раннего и дошкольного возраста осуществляется в соответствии с их артикуляционными свойствами.

В результате этого взрывные согласные [т-д] плохо различаются на слух, но рано появляются в речи. Шипящие [ш- ж] и свистящие [с-з] сравнительно далеки при восприятии на слух и в произношении дифференцируются поздно. Парные согласные [п-б ], [к-г], [в-ф], наоборот, очень близки при восприятии на слух и рано различаются в произношении.

Коррекция дефекта оглушения у большинства практиков вызывает определенные трудности, чтобы их избежать важно использовать прием сопоставления и сравнения фонем, слогов и слов, а смешиваемые звуки необходимо тщательно анализировать, выделять сходные и различительные признаки.

Ученые рекомендуют широко использовать тактильно-вибрационный контроль, для чего одну руку ребенка прикладывают к шее в области гортани, другую подносят ко рту, чтобы убедиться в том, что при глухих согласных струя выдыхаемого воздуха сильная, но вибрация гортани отсутствует, а при произношении звонких согласных вибрация гортани хорошо ощутима. Резониро-вание звучащего голоса улавливается путем прикладьшания ладоней обеих рук к ушам, щекам; одной руки к темени, другой - к шее так, чтобы боковая сторона руки от большого пальца до указательного охватывала шею в области гортани.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×