Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

«Профилактика детского и семейного неблагополучия». . Работа №294750

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Повышение компетенции педагогов в вопросах своевременного выявления неблагополучия в семьях, сопровождения семей, профилактики и просвещения родителей, а также правового просвещения родителей.

Критерием благополучия или неблагополучия семьи, может служить ее воздействие на детей, стиль отношения к ребенку. Порой, даже внешне благополучные семьи (материально обеспеченные, с хорошими жилищными условиями, с высоким социальным статусом, уровнем образования и культуры родителей), если в них наблюдаются серьезные нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях, по сути, являются неблагополучными, ибо эти нарушения, как правило, приводят к деформации личности в процессе социализации детей.

Работа:

 

 

 

 

СЕМИНАР:

 

 

Тема: «Профилактика детского и семейного неблагополучия».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: способствовать повышению компетенции педагогов в вопросах своевременного выявления неблагополучия в семьях, сопровождения семей, профилактики и просвещения родителей, а так же правового воспитания подростков.

Вступление

 

Национальная стратегия действий в интересах детей одной из основных проблем в сфере детства называет распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей, а также низкую эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми.

Если посмотреть на развернутый анализ причин и условий совершения подростками преступлений и прав правонарушений, а также причин совершения преступлений в отношении детей, наряду с иными причинами решающую роль играет фактор семейного неблагополучия. Необходимо отметить, что под «неблагополучием», в данном случае, мы понимаем не столько материальное положение, сколько низкий педагогический потенциал, ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей, отсутствие должного внимания и контроля за, времяпровождением ребенка.

Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому, обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних входят в число приоритетных направлений социальной политики, проводимой органами государственной власти Ростовской области. В области создана и действует система, ориентированная на улучшение семейной политики, защиту прав детей, профилактику детской безнадзорности и беспризорности, в муниципальных образованиях активно развиваются службы и учреждения профилактики.

Хочется вспомнить слова Великого Советского учителя Василия Александровича Сухомлинского - «Воспитание детей – это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью – любовью отца к матери и матери к отцу, глубокой верой в достоинство и красоту человека». Семья, по мнению Сухомлинского первичная ячейка человеческих отношений (моральных, эстетических, нравственных).

Одним из базовых прав ребенка является право жить и воспитываться в семье. Данное право закреплено в основных международных документах по вопросам защиты прав и интересов детей, включая Концепцию о правах ребенка, а также в статье 54 Семейного кодекса РФ.

Неблагоприятным психологический климат в семье является в том случае, когда в одной или нескольких сферах семейных взаимоотношений существуют хронические трудности и конфликты; члены семьи испытывают постоянную тревожность, эмоциональный дискомфорт; в отношениях господствует отчуждение. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций - психотерапевтической, то есть снятие стресса и усталости, восполнения физических и душевных сил каждого члена семьи. В этой ситуации социально-психологический климат - низкий. Причем неблагоприятные отношения могут трансформироваться в кризисные, характеризующиеся полным непониманием, враждебностью друг к другу, вспышками насилия (психического, физического, сексуального), желанием разорвать связывающие узы. Примеры кризисных отношений: развод, побег ребенка из дома, прекращение отношений с родственниками.

Хотелось бы сказать, что внешне вполне благополучные семьи также могут оказаться неблагополучными в отношении к своим детям, если в них процветает потребительство и бездуховность, что может сформировать у детей гипертрофированные потребности или, напротив, не сформировать эмоциональные связи детей с родителями, совместные положительные эмоциональные переживания, что препятствует к развитию нравственных чувств.

Критерием благополучия или неблагополучия семьи, может служить ее воздействие на детей, стиль отношения к ребенку. Порой, даже внешне благополучные семьи (материально обеспеченные, с хорошими жилищными условиями, с высоким социальным статусом, уровнем образования и культуры родителей), если в них наблюдаются серьезные нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях, по сути, являются неблагополучными, ибо эти нарушения, как правило, приводят к деформации личности в процессе социализации детей.

 

Что же такое неблагополучная семья?

 

Мы имеем ввиду неблагополучие по отношению к ребенку. Говорить о ребенке, в неблагополучной семье значить говорить о том:

• Какие бывают дети со своими психологическими и психопатологическими особенностями, подверженные чрезмерному реагированию на семейное неблагополучие;

• Как отражается семейное неблагополучие на ребенка, склонного к обостренному реагированию на всевозможные неблагополучные факты;

• Как ребенок может нарушить спокойствие семьи, вызывает у родителей раздражение, злость, нетерпение превращать семью в неблагополучную, а последнее в свою очередь может еще больше усугубить психическое состояние ребенка;

• Что должны хотя бы в общих чертах предпринимать педагоги, чтобы помочь ребенку, ведь он не виноват, что живет в неблагополучных семейных условиях.

Типы неблагополучных семей:

Выделяют следующие типы неблагополучных семей:

Конфликтная семья

– наиболее распространенный тип (до 60%), с преобладанием конфронтационного стиля отношений. К конфликтным супружеским союзам относят такие, в которых между супругами имеются сферы, где их интересы, потребности, намерения и желания постоянно приходят в столкновение, порождая особо сильные и продолжительные отрицательные эмоции.

Аморальная семья

– семья, которую характеризует забвение всяких моральных и этических норм (пьянство, драки, сквернословие, наркотизм и др.). В конфликтной и аморальной семьях положение детей оказывается в прямой зависимости от внутрисемейных отношений, а воспитательный фактор приобретает значение

производного

.

Семья с низким материальным

положением

находящаяся за чертой бедности. По разным

причинам

: безработица, низкая зарплата, алкоголизм, неумение строить бюджет семьи.

Может повлечь разные

последствия

: лишение детей необходимого в удовлетворении материальных и духовых потребностей.

Тормозиться развитие детей, эксплуатацию детей в качестве добытчиков материальных благ. Вовлечение в торговлю, несоответствующую возрасту и подготовленности в трудовую деятельность, подрывающую физические силы. Допущение, а иногда и стимулирование, безнравственной и противоправной деятельности, приносящей в семье доход.

 

Педагогически несостоятельная семья

– семья с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры. Для нее характерны не только ошибки и дефекты в воспитании детей, но и нежелание что-либо изменять в содержании и методах воспитания. Такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на игнорирование общественных норм и требований.

Семья умышленно или неумышленно допускающая безнадзорность детей, которые находятся вне дома и детского сада в компаниях других детей.

Семья с жестоким обращением с детьми

, имеющим место по разным

причинам

: нервозность родителей из-за бедственного материального положения – безработицы, отклонения в психики, высшая степень

недовольствия

своими детьми, деспотизм отца или отчима из-за невыполненных завышенных требований к ним, усталость и депрессия родителей. Во всех случаях жестокость родителей порождает жестокость детей их уживчивость со сверстниками и педагогами

Семья однодетная

может сформировать и балованного дитя с безудержно растущими потребностями и, в конечном счете, невозможность их удовлетворения и конфликтными отношениями с обществом; и одинакового человека с комплексом неполноценности, уязвимого, неуверенного в себе, неудачливого и избалованного родительской любовью, желающего как можно быстрее вырваться из этой опеки.

Семья многодетная

может создать не только дружных детей-коллективистов, но и детей педагогически запущенных, с асоциальным и даже антисоциальным поведением, если родители заняты постоянным добыванием сре

дств к с

уществованию, а жизнь и воспитания детей не организованны, пущены на самотек.

Семья неполная

из-за недостатка материнского или отцовского влияния может породить маску феминизацию мальчиков и девочек.

Большое количество вариантов семей, где родители фактически не занимаются воспитанием детей, обеспечивая им материальные условия существования. Если своевременно не проводить корректировки воспитательного воздействия, то приходиться иметь дело с неблагополучными семьями.

 

Признаки неблагополучия в семье

 

1. Ребенок не ухожен, неопрятный, нет запасного белья, одет не по сезону и не по погоде, неполадки в одежде и обуви: рваная, грязная, без пуговиц, не по размеру. На замечания воспитателей по поводу внешнего вида родители не реагируют.

2. Родители злоупотребляют алкоголем, приходят в детский сад в нетрезвом виде.

3. Ребенок приходит из дому со следами побоев, и родители не могут объяснить происхождение синяков и ссадин.

4. Родители неоднократно «забывали» забрать ребенка из детского сада.

5. Родители нигде не работают, не состоят на учете по безработице и не имеют постоянного источника дохода.

6. Ребенок постоянно проживает у бабушки, родители в детском саду не появляются.

7. При посещении семьи выясняется, что условия жизни ребенка не отвечают санитарным нормам, у ребенка нет игрушек и материалов для занятий.

8. Характер взаимоотношений в семье наносит вред психическому здоровью ребенка: скандалы, драки, пьяные компании, аморальный образ жизни родителей.

При выявлении признаков неблагополучия воспитатели пишут служебную записку на имя заведующего с просьбой поставить семью на учет с указанием причин неблагополучия.

 

Что же нужно знать о неблагополучной семье?

• Материально – бытовые условия;

• Эмоционально-нравственный климат;

• Режим дня ребенка в семье;

• Методы и приемы воздействия взрослых на детей;

Семейный досуг;

• Уровень педагогической культуры родителей.

 

Направления и форы работы с неблагополучной семьей.

Диагностика

семейного неблагополучия

:

Наблюдение специалистов и педагогов;

Анкетирование детей и родителей;

Опросники;

Тесты;

Мини-консилиумы;

Тренинги;

Анализ документов;

Анализ продуктов

детского творчества

;

Анализ состояния здоровья детей;

Анализ развития и успеваемости.

Индивидуальная помощь неблагополучной семье:

Советы по преодолению сложных жизненных ситуаций;

Консультации;

Индивидуальные беседы;

Основные критерии оценки степени социального благополучия семьи, которыми руководствуются педагоги в работе, следующие:

1. Жизнеобеспечение:

• занятость родителей,

• социальный статус;

• образовательный статус;

• материальный статус.

2. Организация быта:

• тип жилья;

• санитарно-гигиенические условия;

• условия жизни ребенка в семье.

3. Физическое здоровье:

• Диагностика;

• хронические болезни;

профилактика;

• гигиена.

4. Духовное и моральное здоровье:

• вредные привычки;

• рецидивы;

• психологическое благополучие.

5. Воспитание детей:

• стиль воспитания в семье;

• психологическая, психотерапевтическая, педагогическая, юридическая помощь.

6. Внутренние и внешние коммуникации семьи:

• открытость семьи;

• тип семьи;

• характер детско-родительских взаимоотношений;

• отношения между супругами.

 

Алгоритм работы педагога с неблагополучной семьей.

 

Для изучения семейных взаимоотношений и их влияния на развитие ребенка необходимо иметь представление о структуре семьи, о социальном статусе отца и матери, психологическом и воспитательном климате семьи, о стиле и фоне семейных отношений, о наличии или отсутствии педагогической системы.

Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия.

Основной информацией о семье обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми, по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляются признаки неблагополучия.

К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей, можно отнести:

- утомленный, сонный вид;

- санитарно-гигиеническую запущенность;

- склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;

- неумеренный аппетит;

- задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии;

- привлечение внимания любым способом;

- чрезмерная потребность в ласке;

- проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием;

- проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;

- трудности в обучении.

С чего начинается работа педагога и специалистов:

Когда мы получаем информацию о семьях и детях мы изучаем её, анализируем подробные характеристики семей, входят в содержание разделов социального паспорта:

• характеристика семей по количеству детей в семье;

• характеристика семей по уровню дохода (на основе оценки своего дохода родителями);

• характеристика семей по языку общения (русскоязычные, двуязычные, плохо владеющие русским языком, не владеющие русским языком (один из родителей не владеет русским языком);

• характеристика семей по уровню образования (среднее, среднее специальное, неполное высшее, высшее, родители имеют ученую степень);

• выделение в особую группу детей, растущих с опекунами или в семьях приемных родителей;

• выделение в особую группу детей с особенностями в развитии;

• выделение групп детей, растущих в неполных семьях (воспитываются матерью, отцом);

• выделение группы детей из семей безработных;

• выделение группы детей из семей беженцев и вынужденных мигрантов;

• выделение группы детей из семей военнослужащих;

• выделение группы детей, родители которых находятся в местах заключения;

• выделение группы детей, родители которых являются студентами.

Каждая выделенная группа связана с возникновением или существованием определенных проблем, поэтому она находится в поле зрения социального педагога.

• 1-й этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью, изучение жалоб жителей (соседей);

• 2-й этап: первичное обследование жилищно-бытовых условий неблагополучной (проблемной) семьи;

• 3-й этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с родителями, оценка условий их жизни;

• 4-й этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов;

• 5-й этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций;

• 6-й этап: изучение личностных особенностей членов семьи;

• 7-й этап: составление карты семьи.

• 8-й этап: составление плана работы с неблагополучной семьей;

• 9-й этап: текущие и контрольные посещения семьи;

• 10-й этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.

1, 2, 3 этап предполагает диагностику, результатом которой должно стать отнесение семьи к той или иной категории.

Рекомендации педагогам по работе с неблагополучной семьей.

Убедившись, что ребенок живет в тяжелых условиях, педагог должен:

1. Объяснить родителям, что из-за их конфликтов друг с другом страдает ребенок, что ребенок не должен быть разменной монетой в сложной игре взрослых, соперничающих, а не сотрудничающих друг с другом.

2. Если не удается образумить родителей, создающих своему ребенку психотравмирующую обстановку, способную изуродовать его душу нужно как-то изолировать ребенка от подобных родителей, поместить его в интернат, в санаторий, посоветовать передать на время другим родственникам вариантов много, и в каждом конкретном случае оптимальный из них будет сугубо индивидуальный.

3. Если у ребенка уже появились психические аномалии, на почве семейных разговоров его следует проконсультировать у детского психиатра.

Дефекты это и есть, первейший, главнейший показатель неблагополучной семьи ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи - только отношения к ребенку.

Родители часто не осознают неблагополучия своей семьи, а также тех последствий, к которым оно может привести. Оказать всемерную помощь неблагополучной семье – первостепенная задача, решить которую необходимо объединенными усилиями детского сада и самой семьи.

Чтобы помочь ребенку, который живет в неблагополучных семейных условиях, педагог должен окружить его вниманием и заботой, вовлечь в интересную деятельность, упражнять в формировании нравственных качеств, педагог должен сопереживать ребенку, это часто отсутствует в неблагополучных семьях

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×