Повышение компетенции педагогов в вопросах своевременного выявления неблагополучия в семьях, сопровождения семей, профилактики и просвещения родителей, а также правового просвещения родителей.
Критерием благополучия или неблагополучия семьи, может служить ее воздействие на детей, стиль отношения к ребенку. Порой, даже внешне благополучные семьи (материально обеспеченные, с хорошими жилищными условиями, с высоким социальным статусом, уровнем образования и культуры родителей), если в них наблюдаются серьезные нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях, по сути, являются неблагополучными, ибо эти нарушения, как правило, приводят к деформации личности в процессе социализации детей.
СЕМИНАР:
Тема: «Профилактика детского и семейного неблагополучия».
Цель: способствовать повышению компетенции педагогов в вопросах своевременного выявления неблагополучия в семьях, сопровождения семей, профилактики и просвещения родителей, а так же правового воспитания подростков.
Вступление
Национальная стратегия действий в интересах детей одной из основных проблем в сфере детства называет распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей, а также низкую эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми.
Если посмотреть на развернутый анализ причин и условий совершения подростками преступлений и прав правонарушений, а также причин совершения преступлений в отношении детей, наряду с иными причинами решающую роль играет фактор семейного неблагополучия. Необходимо отметить, что под «неблагополучием», в данном случае, мы понимаем не столько материальное положение, сколько низкий педагогический потенциал, ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей, отсутствие должного внимания и контроля за, времяпровождением ребенка.
Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому, обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних входят в число приоритетных направлений социальной политики, проводимой органами государственной власти Ростовской области. В области создана и действует система, ориентированная на улучшение семейной политики, защиту прав детей, профилактику детской безнадзорности и беспризорности, в муниципальных образованиях активно развиваются службы и учреждения профилактики.
Хочется вспомнить слова Великого Советского учителя Василия Александровича Сухомлинского - «Воспитание детей – это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью – любовью отца к матери и матери к отцу, глубокой верой в достоинство и красоту человека». Семья, по мнению Сухомлинского первичная ячейка человеческих отношений (моральных, эстетических, нравственных).
Одним из базовых прав ребенка является право жить и воспитываться в семье. Данное право закреплено в основных международных документах по вопросам защиты прав и интересов детей, включая Концепцию о правах ребенка, а также в статье 54 Семейного кодекса РФ.
Неблагоприятным психологический климат в семье является в том случае, когда в одной или нескольких сферах семейных взаимоотношений существуют хронические трудности и конфликты; члены семьи испытывают постоянную тревожность, эмоциональный дискомфорт; в отношениях господствует отчуждение. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций - психотерапевтической, то есть снятие стресса и усталости, восполнения физических и душевных сил каждого члена семьи. В этой ситуации социально-психологический климат - низкий. Причем неблагоприятные отношения могут трансформироваться в кризисные, характеризующиеся полным непониманием, враждебностью друг к другу, вспышками насилия (психического, физического, сексуального), желанием разорвать связывающие узы. Примеры кризисных отношений: развод, побег ребенка из дома, прекращение отношений с родственниками.
Хотелось бы сказать, что внешне вполне благополучные семьи также могут оказаться неблагополучными в отношении к своим детям, если в них процветает потребительство и бездуховность, что может сформировать у детей гипертрофированные потребности или, напротив, не сформировать эмоциональные связи детей с родителями, совместные положительные эмоциональные переживания, что препятствует к развитию нравственных чувств.
Критерием благополучия или неблагополучия семьи, может служить ее воздействие на детей, стиль отношения к ребенку. Порой, даже внешне благополучные семьи (материально обеспеченные, с хорошими жилищными условиями, с высоким социальным статусом, уровнем образования и культуры родителей), если в них наблюдаются серьезные нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях, по сути, являются неблагополучными, ибо эти нарушения, как правило, приводят к деформации личности в процессе социализации детей.
Что же такое неблагополучная семья?
Мы имеем ввиду неблагополучие по отношению к ребенку. Говорить о ребенке, в неблагополучной семье значить говорить о том:
• Какие бывают дети со своими психологическими и психопатологическими особенностями, подверженные чрезмерному реагированию на семейное неблагополучие;
• Как отражается семейное неблагополучие на ребенка, склонного к обостренному реагированию на всевозможные неблагополучные факты;
• Как ребенок может нарушить спокойствие семьи, вызывает у родителей раздражение, злость, нетерпение превращать семью в неблагополучную, а последнее в свою очередь может еще больше усугубить психическое состояние ребенка;
• Что должны хотя бы в общих чертах предпринимать педагоги, чтобы помочь ребенку, ведь он не виноват, что живет в неблагополучных семейных условиях.
Типы неблагополучных семей:
Выделяют следующие типы неблагополучных семей:
Конфликтная семья
– наиболее распространенный тип (до 60%), с преобладанием конфронтационного стиля отношений. К конфликтным супружеским союзам относят такие, в которых между супругами имеются сферы, где их интересы, потребности, намерения и желания постоянно приходят в столкновение, порождая особо сильные и продолжительные отрицательные эмоции.
Аморальная семья
– семья, которую характеризует забвение всяких моральных и этических норм (пьянство, драки, сквернословие, наркотизм и др.). В конфликтной и аморальной семьях положение детей оказывается в прямой зависимости от внутрисемейных отношений, а воспитательный фактор приобретает значение
производного
.
Семья с низким материальным
положением
находящаяся за чертой бедности. По разным
причинам
: безработица, низкая зарплата, алкоголизм, неумение строить бюджет семьи.
Может повлечь разные
последствия
: лишение детей необходимого в удовлетворении материальных и духовых потребностей.
Тормозиться развитие детей, эксплуатацию детей в качестве добытчиков материальных благ. Вовлечение в торговлю, несоответствующую возрасту и подготовленности в трудовую деятельность, подрывающую физические силы. Допущение, а иногда и стимулирование, безнравственной и противоправной деятельности, приносящей в семье доход.
Педагогически несостоятельная семья
– семья с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры. Для нее характерны не только ошибки и дефекты в воспитании детей, но и нежелание что-либо изменять в содержании и методах воспитания. Такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на игнорирование общественных норм и требований.
Семья умышленно или неумышленно допускающая безнадзорность детей, которые находятся вне дома и детского сада в компаниях других детей.
Семья с жестоким обращением с детьми
, имеющим место по разным
причинам
: нервозность родителей из-за бедственного материального положения – безработицы, отклонения в психики, высшая степень
недовольствия
своими детьми, деспотизм отца или отчима из-за невыполненных завышенных требований к ним, усталость и депрессия родителей. Во всех случаях жестокость родителей порождает жестокость детей их уживчивость со сверстниками и педагогами
Семья однодетная
может сформировать и балованного дитя с безудержно растущими потребностями и, в конечном счете, невозможность их удовлетворения и конфликтными отношениями с обществом; и одинакового человека с комплексом неполноценности, уязвимого, неуверенного в себе, неудачливого и избалованного родительской любовью, желающего как можно быстрее вырваться из этой опеки.
Семья многодетная
может создать не только дружных детей-коллективистов, но и детей педагогически запущенных, с асоциальным и даже антисоциальным поведением, если родители заняты постоянным добыванием сре
дств к с
уществованию, а жизнь и воспитания детей не организованны, пущены на самотек.
Семья неполная
из-за недостатка материнского или отцовского влияния может породить маску феминизацию мальчиков и девочек.
Большое количество вариантов семей, где родители фактически не занимаются воспитанием детей, обеспечивая им материальные условия существования. Если своевременно не проводить корректировки воспитательного воздействия, то приходиться иметь дело с неблагополучными семьями.
Признаки неблагополучия в семье
1. Ребенок не ухожен, неопрятный, нет запасного белья, одет не по сезону и не по погоде, неполадки в одежде и обуви: рваная, грязная, без пуговиц, не по размеру. На замечания воспитателей по поводу внешнего вида родители не реагируют.
2. Родители злоупотребляют алкоголем, приходят в детский сад в нетрезвом виде.
3. Ребенок приходит из дому со следами побоев, и родители не могут объяснить происхождение синяков и ссадин.
4. Родители неоднократно «забывали» забрать ребенка из детского сада.
5. Родители нигде не работают, не состоят на учете по безработице и не имеют постоянного источника дохода.
6. Ребенок постоянно проживает у бабушки, родители в детском саду не появляются.
7. При посещении семьи выясняется, что условия жизни ребенка не отвечают санитарным нормам, у ребенка нет игрушек и материалов для занятий.
8. Характер взаимоотношений в семье наносит вред психическому здоровью ребенка: скандалы, драки, пьяные компании, аморальный образ жизни родителей.
При выявлении признаков неблагополучия воспитатели пишут служебную записку на имя заведующего с просьбой поставить семью на учет с указанием причин неблагополучия.
Что же нужно знать о неблагополучной семье?
• Материально – бытовые условия;
• Эмоционально-нравственный климат;
• Режим дня ребенка в семье;
• Методы и приемы воздействия взрослых на детей;
• Семейный досуг;
• Уровень педагогической культуры родителей.
Направления и форы работы с неблагополучной семьей.
Диагностика
семейного неблагополучия
:
Наблюдение специалистов и педагогов;
Анкетирование детей и родителей;
Опросники;
Тесты;
Мини-консилиумы;
Тренинги;
Анализ документов;
Анализ продуктов
детского творчества
;
Анализ состояния здоровья детей;
Анализ развития и успеваемости.
Индивидуальная помощь неблагополучной семье:
Советы по преодолению сложных жизненных ситуаций;
Консультации;
Индивидуальные беседы;
Основные критерии оценки степени социального благополучия семьи, которыми руководствуются педагоги в работе, следующие:
1. Жизнеобеспечение:
• занятость родителей,
• социальный статус;
• образовательный статус;
• материальный статус.
2. Организация быта:
• тип жилья;
• санитарно-гигиенические условия;
• условия жизни ребенка в семье.
3. Физическое здоровье:
• Диагностика;
• хронические болезни;
• профилактика;
• гигиена.
4. Духовное и моральное здоровье:
• вредные привычки;
• рецидивы;
• психологическое благополучие.
5. Воспитание детей:
• стиль воспитания в семье;
• психологическая, психотерапевтическая, педагогическая, юридическая помощь.
6. Внутренние и внешние коммуникации семьи:
• открытость семьи;
• тип семьи;
• характер детско-родительских взаимоотношений;
• отношения между супругами.
Алгоритм работы педагога с неблагополучной семьей.
Для изучения семейных взаимоотношений и их влияния на развитие ребенка необходимо иметь представление о структуре семьи, о социальном статусе отца и матери, психологическом и воспитательном климате семьи, о стиле и фоне семейных отношений, о наличии или отсутствии педагогической системы.
Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия.
Основной информацией о семье обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми, по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляются признаки неблагополучия.
К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей, можно отнести:
- утомленный, сонный вид;
- санитарно-гигиеническую запущенность;
- склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;
- неумеренный аппетит;
- задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии;
- привлечение внимания любым способом;
- чрезмерная потребность в ласке;
- проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием;
- проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
- трудности в обучении.
С чего начинается работа педагога и специалистов:
Когда мы получаем информацию о семьях и детях мы изучаем её, анализируем подробные характеристики семей, входят в содержание разделов социального паспорта:
• характеристика семей по количеству детей в семье;
• характеристика семей по уровню дохода (на основе оценки своего дохода родителями);
• характеристика семей по языку общения (русскоязычные, двуязычные, плохо владеющие русским языком, не владеющие русским языком (один из родителей не владеет русским языком);
• характеристика семей по уровню образования (среднее, среднее специальное, неполное высшее, высшее, родители имеют ученую степень);
• выделение в особую группу детей, растущих с опекунами или в семьях приемных родителей;
• выделение в особую группу детей с особенностями в развитии;
• выделение групп детей, растущих в неполных семьях (воспитываются матерью, отцом);
• выделение группы детей из семей безработных;
• выделение группы детей из семей беженцев и вынужденных мигрантов;
• выделение группы детей из семей военнослужащих;
• выделение группы детей, родители которых находятся в местах заключения;
• выделение группы детей, родители которых являются студентами.
Каждая выделенная группа связана с возникновением или существованием определенных проблем, поэтому она находится в поле зрения социального педагога.
• 1-й этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью, изучение жалоб жителей (соседей);
• 2-й этап: первичное обследование жилищно-бытовых условий неблагополучной (проблемной) семьи;
• 3-й этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с родителями, оценка условий их жизни;
• 4-й этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов;
• 5-й этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций;
• 6-й этап: изучение личностных особенностей членов семьи;
• 7-й этап: составление карты семьи.
• 8-й этап: составление плана работы с неблагополучной семьей;
• 9-й этап: текущие и контрольные посещения семьи;
• 10-й этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.
1, 2, 3 этап предполагает диагностику, результатом которой должно стать отнесение семьи к той или иной категории.
Рекомендации педагогам по работе с неблагополучной семьей.
Убедившись, что ребенок живет в тяжелых условиях, педагог должен:
1. Объяснить родителям, что из-за их конфликтов друг с другом страдает ребенок, что ребенок не должен быть разменной монетой в сложной игре взрослых, соперничающих, а не сотрудничающих друг с другом.
2. Если не удается образумить родителей, создающих своему ребенку психотравмирующую обстановку, способную изуродовать его душу нужно как-то изолировать ребенка от подобных родителей, поместить его в интернат, в санаторий, посоветовать передать на время другим родственникам вариантов много, и в каждом конкретном случае оптимальный из них будет сугубо индивидуальный.
3. Если у ребенка уже появились психические аномалии, на почве семейных разговоров его следует проконсультировать у детского психиатра.
Дефекты это и есть, первейший, главнейший показатель неблагополучной семьи ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи - только отношения к ребенку.
Родители часто не осознают неблагополучия своей семьи, а также тех последствий, к которым оно может привести. Оказать всемерную помощь неблагополучной семье – первостепенная задача, решить которую необходимо объединенными усилиями детского сада и самой семьи.
Чтобы помочь ребенку, который живет в неблагополучных семейных условиях, педагог должен окружить его вниманием и заботой, вовлечь в интересную деятельность, упражнять в формировании нравственных качеств, педагог должен сопереживать ребенку, это часто отсутствует в неблагополучных семьях