Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Профилактика миопии у младших школьников. Работа №301744

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Проблема ухудшения зрения у младших школьников очень актуальна в настоящее время. Медицинская сестра образовательного учреждения играет важную роль в решении данной проблемы. В статье представлены основные причины ухудшения зрения у детей, выделена проблема и способы ее решения. Медицинская сестра обладает необходимыми знаниями и навыками общения с детьми разных возрастных групп, поэтому она участвует в первичной профилактике, проводя беседы с детьми, выступая на родительских собраниях, проводя опросы.

Работа:

Профилактика миопии у младших школьников

По данным НИИ глазных болезней имени Гельмгольца, в школе портит зрение каждый третий ребенок. В начальных классах близорукостью страдают около 8 - 10 % детей, к окончанию школы показатель достигает 25 - 30 %. [2]

Современный ритм жизни школьника, учебная нагрузка, проведение времени за компьютером, как в учебных целях, так и во время досуга, все это может привести к миопии и ее прогрессированию. Коренным образом изменились привычные формы учебной и досуговой деятельности детей, что способствует увеличению психоэмоционального напряжения, доли статических нагрузок на фоне значительного увеличения объема информации, гипокинезии, напряжения органа зрения. [1]

По итогам проекта «Здоровье», лидирующее место в глазной заболеваемости детей и подростков занимают аномалии рефракции (до 75% всех выявленных случаев), а среди них доминирует миопия (80%). В связи с этим профилактика миопии становится государственной задачей. [3]

Большинство мероприятий индивидуальной профилактики близорукости или ее прогрессирования должно идти в направлении улучшения режима и условий занятий и отдыха детей. Главная задача - свести факторы риска к минимуму, своевременно оказать ребенку необходимую помощь, для предупреждения развития осложнений и прогрессирования миопии.

Школьники с прогрессирующей близорукостью, как и с ложной, должны обучаться в специальных коррекционных классах по зрению, например, такие классы работают в МОУ СОШ № 5 г. Комсомольска-на-Амуре.

С целью определения уровня информированности о близорукости, факторах риска, предрасположенности, нами в апреле 2021 г. в двух классах (3 «А» и 5 «В» классах) МОУ СОШ № 5 было проведено анонимное анкетирование учащихся, в опросе приняли участи 42 человека. Возрастная группа респондентов 10-11 лет - 20 человек и 11-12 лет 22 человека.

По результатам анкетирования третья часть учеников имеет проблемы со зрением (16 учеников) и только 11 человек постоянно носят очки, остальные 5-по случаю. 60% опрошенных проводят за компьютером 2 часа в день, а 3% -проводят за компьютером более 3 часов, что противоречит гигиеническим нормам. При этом режим отдыха соблюдает только 1 человек, 2 -делают перерывы через 1,5 часа, 36 - вообще не делают перерывов. 24 респондента (57%) вообще не занимаются спортом, 10 человек (24%) - занимаются 1 час, (19 %) - 2 часа, известно, гиподинамия тоже является провоцирующим фактором миопии.

Отвечая на вопрос: «Изменилось ли у вас зрение за этот учебный год?», 6 человек отметили, что стали хуже видеть. Респонденты продемонстрировали низкие знания по гигиене зрения, только 6 отметили прием витаминов, 4- применение капель, гимнастику для глаз делает только 1 из респондентов.

Все выше перечисленное говорит о том, что необходимо расширить знания детей о гигиене зрения, что поможет стабилизировать ситуацию по миопии и не привести, пока еще здоровых детей, к близорукости. Проанализировав полученные данные анкетирования, мы можем выделить главные аспекты работы медсестры в профилактике нарушений зрения у детей среднего школьного возраста.

Основной целью медицинского кабинета школы является реализация медико-социальных мероприятий, учитывающих специфические особенности детей, в том числе подросткового возраста, и направленных на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, профилактику и снижение заболеваемости, формирование потребности в здоровом образе жизни. [3]

Профилактика близорукости или ее прогрессирования должна начинаться с выяснения наследственности и определения клинической рефракции у детей к году, но не позже 11 - 12 лет жизни. Очень важно, начиная с раннего возраста, выработать у детей правильный «рефлекс чтения» (игрушки, картинки, буквы должны быть не ближе 30 см от глаз). В ином случае развивается (неосознанно!) рефлекс «склоненной головы», что способствует возникновению и близорукости, и сколиозу. [1]

В связи с этим целесообразно в школах формировать подгруппы риска по близорукости в классах, начиная с первого, по такому же принципу; «миопическую» группу детей размещать ближе к окнам и в передней половине класса, а «гиперметрическую» - на задних рядах и ближе к стене. У всех детей ежегодно должна проверяться острота зрения, а при показаниях и клиническая рефракция.

Для максимальной эффективности профилактических мероприятий, проводимых медицинской сестрой следует организовать работу с родителями по одноименной тематике на классных собраниях, так как именно они смогут повлиять на режим дня своих детей и проконтролировать соблюдение ими рекомендаций по чередованию режима труда и отдыха в домашних условиях.

Список использованной литературы:

Рзянкина

, М. Ф. Здоровье детей в образовательных учреждениях. Организация и контроль: учебное пособие / М. Ф.

Рзянкина

, Е. Н.

Андрюшкина.

- 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 376 с.

Волкова, Л. П. О профилактике близо

рукости у детей / Л. П. Волкова

//

Вестн

. офтальмологии. - 2006. - N 2. - С.24-27.

Нефедовская

, Л. В. Роль школьной медицинской сестры в организации профилактики нарушения зрения у учащ

ихся / Л. В.

Нефедовская

// Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2009. - N 1. - C. 54-55.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×