Переход к цифровому образованию меняет многие традиционные регламенты работы любой образовательной организации – от школы до вуза, в том числе изменяются требования к содержанию и проведению учебных мероприятий, график работы участников образовательного процесса, перечень их обязанностей и зон ответственности и т.п. Однако цифровизация образовательной среды порождает и совокупность определённых проблем, получившую название «закона необратимой дестабилизации педагогической инновационной среды»
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Переход к цифровому образованию меняет многие традиционные регламенты работы любой образовательной организации – от школы до вуза, в том числе изменяются требования к содержанию и проведению учебных мероприятий, график работы участников образовательного процесса, перечень их обязанностей и зон ответственности и т.п. Однако цифровизация образовательной среды порождает и совокупность определённых проблем, получившую название «закона необратимой дестабилизации педагогической инновационной среды» [1], которая проявляется негативным отношением некоторых членов педагогического состава образовательной организации к цифровой трансформации учебного процесса. Причинами выступают отсутствие у педагогического работника необходимых компетенций и, как следствие, – психологическая неготовность к новому формату взаимодействия с учащимися, неготовность менять привычный стиль работы. Особенно остро эта проблема стоит в школах, где педагогический состав представлен специалистами старшей возрастной группы. Учителя, проработав в школе несколько десятилетий и имея богатейший опыт преподавания, зачастую не могут справиться с внедрением в свою практику современных образовательных технологий, связанных с использованием технических устройств и телекоммуникационных сетей. В свою очередь учащиеся школ – от начальных классов до выпускных – цифровые технологии воспринимают как естественную составляющую их жизни; они свободно ориентируются в непрерывно расширяющемся многообразии цифровых продуктов, свободно пользуются различными цифровыми устройствами. Современный школьный учитель должен соответствовать всем требованиям, предъявляемым к педагогическому работнику цифровой эпохи.
С началом цифровой трансформации образования особенно явно обозначился разрыв между высокой кадровой потребностью школ в высококвалифицированных учителях математики и информатики и отсутствием заинтересованности студентов педагогических и математических направлений относительно перспективы работы в школе.
Концепция развития математического образования и глобальная информатизация общества потребовали от высших учебных заведений новых подходов к профессионально-ориентированной математической подготовке будущих специалистов. В связи с этим обозначились актуальные проблемы развития системы дополнительного математического образования, разработки и внедрения эффективных профильно-ориентированных технологий обучения, опирающихся на возможности современных технологий, реализуемых с применением дистанционных образовательных технологий.
Хочется надеяться, что в скором времени в школы придут молодые высококвалифицированные учителя математики и информатики, обладающие необходимыми компетенциями в части использования цифровых образовательных технологий, способные не только качественно дать полноценные знания подрастающему поколению, но и мотивировать школьников в выборе будущих профессий, связанных с точными науками, что особенно актуально в стремительно развивающуюся информационно-цифровую эпоху.
Литература
Юсуфбекова
Н.Р.
Педагогическая
инноватика
:
возникновение
и
становление
//
Вестник
МГПУ.
Сер.
«Педагогика
и
психология».
–
2010. –
№4(14)
– С.8-17.
Бочарова-Лескина
А.Л.
Учебное
подразделение
«Малый
матфак
»
как
профориентационная
платформа
и
звено
непрерывного
образования
в
системе «школа-вуз»
/А.Л.
Бочарова-Лескина
, А.В. Бочаров//Материалы III Международной
науч
.-
практ
.
конф
. «
Профнавигация
молодежи». – Краснодар, 24
апреля
2020
г.
–
С.
35-39.
Грушевский
С.П.
Педагогическое
сопровождение
процесса
профессионального
самоопределения
старшеклассников:
анализ
опыта
математического
образования
в
вузе /
С.П. Грушевский, Е.Ю. Аронова,
А.В. Бочаров
//
Историческая
и
социально-образовательная
мысль:
электрон
.
н
ауч
. журн. – 2013. – №1 (17). – Педагогика и методика преподавания. – С.82-85.
URL:
https://hist-edu.ru/index.php/hist/article/view/888/876
(дата
обращения
19.03.2021).