Под дополнительным образованием понимается всестороннее удовлетворение потребности детей и взрослых в развитии интеллекта, духовно-нравственных и физических качеств, а также профессиональном совершенствовании. Его вариативность и способность развивать мотивацию к познавательной и творческой деятельности, труду и спорту позволяет формировать на его основе индивидуальные образовательные траектории, которые позволят обеспечить непрерывное обучение на продолжении всей жизни.
Это имеет особое значение в постиндустриальном обществе, для которого характерен переход от массовости в образовании к формированию пространства для самореализации каждой личности. При выборе образовательной программы существенное значение имеют индивидуальные особенности обучающегося, его ожидания от итогов обучения, территориальная доступность и другие запросы.
Структура дополнительного образования включает общеразвивающие, предпрофессиональные и профессиональные программы. Однако их особенности обычно требуют специальной подготовки по каждому из видов образования, поэтому обучение педагогов данного направления, как правило, ориентировано на их будущую работу по программам первых двух типов.
Педагог дополнительного образования должен соответствовать профессиональному стандарту, утвержденному приказом Минтруда России от 05.05.2018 № 298н, и квалификационным характеристикам.
Ему необходимо получить профессиональное образование в области педагогики либо подготовку, соответствующую реализуемым им образовательным программам. При отсутствии педагогического образования требуется профессиональная переподготовка.
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ № 298н от 5 мая 2018 года утвержден Профстандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Профстандарт педагога дополнительного образования.
Компетенция педагога дополнительного образования в условиях ФГОСТ
Под дополнительным образованием понимается всестороннее удовлетворение потребности детей и взрослых в развитии интеллекта, духовно-нравственных и физических качеств, а также профессиональном совершенствовании. Его вариативность и способность развивать мотивацию к познавательной и творческой деятельности, труду и спорту позволяет формировать на его основе индивидуальные образовательные траектории, которые позволят обеспечить непрерывное обучение на продолжении всей жизни.
Это имеет особое значение в постиндустриальном обществе, для которого характерен переход от массовости в образовании к формированию пространства для самореализации каждой личности. При выборе образовательной программы существенное значение имеют индивидуальные особенности обучающегося, его ожидания от итогов обучения, территориальная доступность и другие запросы.
Структура дополнительного образования включает общеразвивающие, предпрофессиональные и профессиональные программы. Однако их особенности обычно требуют специальной подготовки по каждому из видов образования, поэтому обучение педагогов данного направления, как правило, ориентировано на их будущую работу по программам первых двух типов.
Педагог дополнительного образования должен соответствовать профессиональному стандарту, утвержденному приказом Минтруда России от 05.05.2018 № 298н, и квалификационным характеристикам.
Ему необходимо получить профессиональное образование в области педагогики либо подготовку, соответствующую реализуемым им образовательным программам. При отсутствии педагогического образования требуется профессиональная переподготовка.
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ № 298н от 5 мая 2018 года утвержден Профстандарта Педагог дополнительного образования детей и взрослых.
Что же такое профстандарт преподавателя дополнительного образования детей и взрослых?
Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых — основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций педагога. На основе нормативного акта будет проводиться аттестация педагогов с присвоением квалификационной категории. Также его нормы будут учитываться при приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда.
Профстандарт детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия.
Преподаватель относится к категории специалистов. На должность преподавателя принимается лицо:
1) отвечающее одному из указанных в подпунктах "а" - "б" настоящего пункта требований:
а) высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования Образование и педагогические науки;
б) высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки Образование и педагогические науки.
в) требования к опыту педагогической работы не предъявляются.
Условия допуска к работе:
а) отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации;
б) прохождение обязательного предварительного (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Преподаватель должен знать:
законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации об образовании в части, регламентирующей деятельность в сфере дополнительного образования детей;
законодательство Российской Федерации об образовании в части, регламентирующей контроль и оценку освоения дополнительных общеобразовательных программ (с учетом их направленности); законодательство Российской Федерации об образовании в части, регламентирующей защиту персональных данных;
локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса, разработку программно-методического обеспечения, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные;
основные правила и технические приемы создания информационно-рекламных материалов о возможностях и содержании дополнительных общеобразовательных программ на бумажных и электронных носителях (текстов для публикации, презентаций, фото и видеоотчетов, коллажей);
принципы и приемы представления дополнительной общеобразовательной программы;
техники и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников;
техники и приемы вовлечения в деятельность, мотивации учащихся различного возраста к освоению выбранной программы;
характеристики различных методов, форм, приемов и средств организации деятельности учащихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности;
электронные ресурсы, необходимые для организации различных видов деятельности учащихся;
психолого-педагогические основы и методику применения технических средств обучения, ИКТ, электронных образовательных и информационных ресурсов, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, если их использование возможно для освоения дополнительной общеобразовательной программы;
особенности и организацию педагогического наблюдения, других методов педагогической диагностики, принципы и приемы интерпретации полученных результатов;
основные характеристики, способы педагогической диагностики и развития ценностно-смысловой, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной, интеллектуальной, коммуникативной сфер учащихся различного возраста на уроках по дополнительным общеобразовательным программам;
основные подходы и направления работы в области профессиональной ориентации, поддержки и сопровождения профессионального самоопределения при реализации дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности;
профориентационные возможности занятий избранным видом деятельности (для преподавания по дополнительным общеразвивающим программам);
особенности одаренных детей, учащихся с ограниченными возможностями здоровья, специфика инклюзивного подхода в образовании (в зависимости от направленности образовательной программы и контингента учащихся) и особенности работы с ними;
методы, приемы и способы формирования благоприятного психологического климата и обеспечения условий для сотрудничества учащихся;
источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;
педагогические, санитарно-гигиенические, эргономические, эстетические, психологические и специальные требования к дидактическому обеспечению и оформлению учебного помещения в соответствии с его предназначением и направленностью реализуемых программ;
правила эксплуатации учебного оборудования (оборудования для занятий избранным видом деятельности) и технических средств обучения;
требования охраны труда при проведении учебных занятий и досуговых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации (на выездных мероприятиях);
требования обеспечения безопасности жизни и здоровья учащихся;
основные направления досуговой деятельности, особенности проведения досуговых мероприятий;
методы и формы организации деятельности и общения, техники и приемы вовлечения учащихся в деятельность и общение при организации и проведении досуговых мероприятий;
требования охраны труда при проведении досуговых мероприятий и вне учреждения (выездные мероприятия) особенности работы с социально неадаптированными (дезадаптированными) различного возраста учащимися, несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении и их семьями;
педагогические возможности и методику подготовки и проведения мероприятий для родителей и с участием родителей;
формы и приемы привлечения родителей к организации образовательной деятельности и досуговых мероприятий, методы, формы и средства организации их совместной с детьми деятельности;
понятие и виды качественных и количественных оценок, возможности и ограничения их использования для оценивания процесса и результатов деятельности учащихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности;
нормы педагогической этики при публичном представлении результатов оценивания;
средства и способы определения динамики подготовленности и мотивации учащихся в процессе освоения дополнительной общеобразовательной программы;
методы подбора из существующих и (или) создания оценочных средств, позволяющих оценить индивидуальные образовательные достижения учащихся по выбранной программе;
содержание и методику реализации дополнительных общеобразовательных программ, в том числе современные методы, формы, способы и приемы обучения и воспитания;
способы выявления интересов, учащихся (для детей) и их родителей (законных представителей) в осваиваемой области дополнительного образования и досуговой деятельности;
основные технические средства, включая информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), электронные образовательные и информационные ресурсы, возможности их использования на уроках, и условия выбора в соответствии с целью и задачами программы;
характеристики и возможности применения различных форм, методов и средств контроля и оценивания, особенности оценивания процесса и результатов деятельности учащихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности, в том числе в рамках установленных форм аттестации;
специальные условия, необходимые для дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, специфику инклюзивного подхода в образовании (при их реализации) возможности использования ИКТ для ведения документации.
Преподаватель должен уметь:
осуществлять деятельность и (или) демонстрировать элементы деятельности, соответствующей программе дополнительного образования;
готовить информационные материалы о возможностях и содержании дополнительной общеобразовательной программы и представлять ее при проведении мероприятий по привлечению учащихся;
понимать мотивы поведения учащихся, их образовательные запросы и потребности;
набирать и комплектовать группы, учащихся с учетом специфики реализуемых дополнительных образовательных программ (их направленности и (или) осваиваемой области деятельности), индивидуальных и возрастных характеристик учащихся;
проводить профессиональную ориентацию в процессе занятий выбранным видом искусств (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств);
вносить предложения по модернизации оснащения учебного помещения, обеспечивающую освоение образовательной программы;
обеспечивать сохранность и эффективное использование оборудования, технических средств обучения, расходных материалов (в зависимости от направленности программы);
создавать условия для развития учащихся, мотивировать их к активному освоению выбранного вида деятельности (выбранной программы);
устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися, создавать педагогические условия для формирования на учебных занятиях благоприятного психологического климата, использовать различные средства педагогической поддержки учащихся;
использовать на занятиях педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности учащихся (в том числе информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), электронные образовательные и информационные ресурсы) с учетом особенностей:
- избранной области деятельности и задач дополнительной общеобразовательной программы;
- состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся (в том числе одаренных детей, учащихся с ограниченными возможностями здоровья);
готовить учащихся к участию в конкурсах и иных аналогичных мероприятиях (в соответствии с направленностью осваиваемой программы);
понимать мотивы поведения, учитывать и развивать интересы учащихся при проведении досуговых мероприятий;
создавать при подготовке и проведении досуговых мероприятий условия для обучения, воспитания и (или) развития учащихся, формирования благоприятного психологического климата в группе;
планировать образовательный процесс, занятия и (или) циклы занятий, разрабатывать сценарии досуговых мероприятий с учетом:
- задач и особенностей образовательной программы;
- образовательных запросов учащихся (для детей) и их родителей (законных представителей), возможностей и условий их удовлетворения в процессе освоения образовательной программы;
- фактического уровня подготовленности, состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся (в том числе одаренных детей, учащихся с ограниченными возможностями здоровья - в зависимости от контингента учащихся);
- особенностей группы учащихся;
- специфики инклюзивного подхода в образовании (при его реализации);
- санитарно-гигиенических норм и требований охраны жизни и здоровья учащихся;
выявлять интересы учащихся (для детей) и их родителей (законных представителей) в осваиваемой области дополнительного образования и досуговой деятельности;
взаимодействовать с членами педагогического коллектива, родителями учащихся (для программ дополнительного образования детей) и организациями при подготовке и проведении досуговых мероприятий, при решении задач обучения и (или) воспитания отдельных учащихся и (или) учебной группы с соблюдением норм педагогической этики;
контролировать санитарно-бытовые условия и условия внутренней среды кабинета, выполнение на занятиях требований охраны труда, анализировать и устранять возможные риски жизни и здоровью учащихся в ходе обучения и проведения досуговых мероприятий;
контролировать соблюдение учащимися требований охраны труда, анализировать и устранять (минимизировать) возможные риски угрозы жизни и здоровью учащихся при проведении досуговых мероприятий.
устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с родителями (законными представителями) учащихся, выполнять нормы педагогической этики, разрешать конфликтные ситуации, в том числе при нарушении прав ребенка, невыполнении взрослыми установленных обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию;
организовывать и проводить индивидуальные и групповые встречи (консультации) с родителями (законными представителями) учащихся с целью лучшего понимания индивидуальных особенностей учащихся, информирования родителей (законных представителей) о ходе и результатах освоения детьми образовательной программы, повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей);
корректировать процесс освоения образовательной программы и её содержания, собственную педагогическую деятельность по результатам педагогического контроля и оценки освоения программы;
создавать педагогические условия для формирования и развития самоконтроля и самооценки учащимися процесса и результатов освоения программы;
проводить педагогическое наблюдение, использовать различные методы, средства и приемы текущего контроля и обратной связи, в том числе оценки деятельности и поведения, учащихся на занятиях.
находить, анализировать возможности использования и использовать источники необходимой для планирования профессиональной информации (включая методическую литературу, электронные образовательные ресурсы);
вести учебную, планирующую документацию, документацию учебного помещения (при наличии) на бумажных и электронных носителях;
создавать отчетные (отчетно-аналитические) и информационные материалы;
обрабатывать персональные данные с соблюдением принципов и правил, установленных законодательством Российской Федерации;
выполнять нормы педагогической этики, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в процессе публичного представления результатов оценивания.
Преподаватель должен ознакомиться с должностной инструкцией на основе профстандарта, соблюдать требования охраны труда и пожарной безопасности, правила личной гигиены, знать порядок действий при возникновении чрезвычайных ситуаций и эвакуации.
Трудовые функции
Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам:
1)осуществление набора на обучение по дополнительной общеразвивающей программе, комплектация состава учащихся и обеспечение сохранности контингента в течение всего срока обучения;
2) организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы;
3) организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы;
4) обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания;
5) педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы;
6) разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы.
Преподаватель исполняет следующие обязанности:
В рамках трудовой функции Осуществление набора на обучение по дополнительной общеразвивающей программе, комплектация состава учащихся и обеспечение сохранности контингента в течение всего срока обучения:
1) проводит набор на обучение по дополнительной общеразвивающей программе;
2) осуществляет отбор для обучения по дополнительной предпрофессиональной программе (как правило, работа в составе комиссии);
3) осуществляет организацию, в том числе стимулирование и мотивацию, деятельности и общения, учащихся на учебных занятиях;
4) консультирует учащихся и их родителей (законных представителей) по вопросам дальнейшей профессионализации (в случае преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам);
5) осуществляет текущий контроль, помощь учащимся в коррекции деятельности и поведения на занятиях;
6) осуществляет разработку мероприятий по модернизации оснащения учебного помещения, формирование его предметно-пространственной среды, обеспечивающей освоение образовательной программы.
В рамках трудовой функции Организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы:
1) планирует подготовку досуговых мероприятий;
2) осуществляет организацию подготовки досуговых мероприятий;
3) проводит досуговые мероприятия.
В рамках трудовой функции Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания:
1) планирует взаимодействие с родителями (законными представителями) учащихся;
2) проводит родительские собрания, индивидуальные и групповые встречи (консультации) с родителями (законными представителями) учащихся;
3) осуществляет организацию совместной деятельности детей и взрослых при проведении занятий и досуговых мероприятий;
4) обеспечивает в рамках своих полномочий соблюдение прав ребенка и выполнение взрослыми установленных обязанностей.
В рамках трудовой функции Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы:
1) осуществляет контроль и оценку освоения дополнительных общеобразовательных программ, в том числе в рамках установленных форм аттестации (при их наличии);
2) осуществляет контроль и оценку освоения дополнительных предпрофессиональных программ при проведении промежуточной и итоговой аттестации учащихся (для преподавания по программам в области искусств);
3) проводит анализ и интерпретацию результатов педагогического контроля и оценки;
4) осуществляет фиксацию и оценку динамики подготовленности и мотивации учащихся в процессе освоения дополнительной общеобразовательной программы.
В рамках трудовой функции Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы:
1) осуществляет разработку дополнительных общеобразовательных программ (программ учебных курсов, дисциплин (модулей)) и учебно-методических материалов для их реализации;
2) определяет педагогические цели и задачи, планирует занятия и (или) циклы занятий, направленные на освоение избранного вида деятельности (области дополнительного образования);
3) определяет педагогические цели и задачи, планирует досуговую деятельность, разрабатывает планы (сценарии) досуговых мероприятий;
4) осуществляет разработку системы оценки достижения планируемых результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ;
5) ведет документацию, обеспечивающую реализацию дополнительной общеобразовательной программы (программы учебного курса, дисциплины (модуля)).
В рамках выполнения своих трудовых функций исполняет поручения своего непосредственного руководителя.
Преподаватель имеет право:
На материально-технические условия, требуемые для выполнения дополнительной образовательной программы, на обеспечение рабочего места, соответствующего государственным нормативным требованиям охраны труда и пожарной безопасности, а также условиям, предусмотренным Коллективным договором учреждения.
Выбирать и использовать в своей образовательной деятельности программы дополнительного образования, различные эффективные методики обучения учащихся, учебные пособия.
Определять и предлагать учащимся для использования в обучении полезные и интересные ресурсы Интернет.
Давать учащимся во время уроков, а также перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации учебных занятий и соблюдению дисциплины.
Участвовать в обсуждении проектов документов по вопросам организации образовательной деятельности, в совещаниях по их подготовке и выполнению.
Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения должностных обязанностей.
Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.
Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.
Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.
Участвовать в управлении образовательным учреждением в порядке, который определен Уставом.
Повышать свою квалификацию. Для этих целей администрация учреждения создает условия, требуемые для успешного обучения в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации.
Проходить аттестацию на добровольной основе на определенную квалификационную категорию и получать ее в случае положительного результата аттестации.
Защищать свою профессиональную честь и достоинство. Знакомиться с жалобами, докладными и иными документами, которые содержат оценку работы преподавателя, давать по ним письменные объяснения.
На конфиденциальное служебное расследование, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
На поощрения, награждения по результатам трудовой деятельности.
Преподаватель имеет полные права, предусмотренные Трудовым Кодексом Российской Федерации, Уставом учреждения, Коллективным договором и Правилами внутреннего трудового распорядка.
Работает в режиме выполнения объема учебной нагрузки из расчета нормы часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы, в соответствии с расписанием занятий.
Преподаватель несет ответственность
в установленном законодательством Российской Федерации порядке:
За реализацию не в полном объеме программ дополнительного образования согласно учебному плану, расписанию и графику образовательного процесса.
За жизнь и здоровье учащихся во время образовательного процесса, внеклассных и воспитательных мероприятий, экскурсий и поездок.
За непринятие или несвоевременное оказание мер по оказанию первой помощи пострадавшим и несвоевременное сообщение администрации школы о несчастном случае.
За отсутствие должного контроля за соблюдением учащимися правил и требований охраны труда и пожарной безопасности.
За использование не по назначению персональных данных учащихся и их родителей (законных представителей).
За нарушение прав и свобод учащихся.
За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью учащегося, а также совершения иного аморального поступка преподаватель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации.
За неисполнение или нарушение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции, в том числе за неиспользование прав, предоставляемых инструкцией, повлекшее дезорганизацию рабочего образовательного процесса, за нарушение или невыполнение законных распоряжений директора и иных локальных актов, преподаватель несет дисциплинарную ответственность. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено отстранение от должности.
За несоблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности, санитарно-гигиенических правил и норм преподаватель привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством Российской Федерации.
За умышленное причинение образовательному учреждению или участникам образовательного процесса материального ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей преподаватель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, предусмотренных трудовым или гражданским законодательством Российской Федерации.
За правонарушения, совершенные в процессе осуществления образовательной деятельности несет ответственность в пределах определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
Принимает под свою ответственность материальные ценности с непосредственным их использованием и хранением в кабинете.
Связи по должности
Преподаватель учреждения дополнительного образования:
Принимает активное участие в общешкольных мероприятиях: педсоветах, семинарах, заседаниях методического совета, классных и общешкольных родительских собраниях, производственных совещаниях и совещаниях при директоре.
Получает от директора школы информацию нормативно-правового характера, систематически знакомится под расписку с соответствующими документами, как локальными, так и вышестоящих органов управления культуры и образования.
Обменивается информацией, по вопросам, входящим в компетенцию преподавателя с администрацией, коллегами по образовательному учреждению, по вопросам обучения учащихся с родителями (законными представителями).
Информирует директора школы о возникших трудностях и проблемах в работе, о недостатках в обеспечении требований охраны труда и пожарной безопасности.