Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное – это естественная потребность человека, призванная в этот мир.
В докладе о приоритетных направлениях развития российского образования говорится: “Мы должны перестать стесняться духовных исканий. Усилия направленное на патриотическое воспитание молодежи, противодействие наркомании, экстремизму, социальному инфантилизму и другим порокам, будут эффективны только тогда, когда будут опираться на духовные ценности”.
В обществе возрастает мера понимания того, что достигнуть социального мира в стране, высокой нравственности и культуры, полноценного патриотического сознания народа можно только работая вместе – семья, школа, церковь и государство.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя
Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 6 Центрального района г. Волгограда»
Реализация программы по
духовно-нравственному воспитанию младших школьников в образовательномучреждении
«У истоков»
Чеботарева Ирина Александровна
учитель начальных классов
ВВЕДЕНИЕ
Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное – это естественная потребность человека, призванная в этот мир.
В докладе о приоритетных направлениях развития российского образования говорится: “Мы должны перестать стесняться духовных исканий. Усилия направленное на патриотическое воспитание молодежи, противодействие наркомании, экстремизму, социальному инфантилизму и другим порокам, будут эффективны только тогда, когда будут опираться на духовные ценности”.
В обществе возрастает мера понимания того, что достигнуть социального мира в стране, высокой нравственности и культуры, полноценного патриотического сознания народа можно только работая вместе – семья, школа, церковь и государство.
Путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в человеке семена любви к людям и добра, заложить основы понимания того, что надо действительно спешить делать добро, а не только и не столько “брать от жизни все” и “действовать ради целей обогащения любым способом”.
В наше время особенно, очевидно, что без духовности, которую несет с собой Православие нам не выжить, не обрести согласия в обществе. Больно от того, что из душ наших исчезают сострадание, сочувствие – вечные ценности. И без духовной помощи Православия просто не обойтись. Православная педагогическая традиция в России развивается на протяжении десяти столетий, и базовым ее основанием всегда была любовь к людям, поэтому проблема насилия не возникала как таковая.
В нашей работе мы говорим о духовности, как ценностном измерении высших начал: добра, любви, истины, правды, красоты, жизни, человечности, сочувствия, как приоритет таких ценностей как Родина, семья, долг, подвиг. Они должны стать нормами нашей жизни, и жизни детей.
Культура - это прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. Удивительное и загадочное явление народной культуры - праздники и обряды. Если в праздниках сокрыта душа народа, то в праздничные дни она и раскрывается.
На своих уроках-занятиях, мы хотим приобщить детей к тому, что народные праздники со всеми, относящимися к ним обрядами, песнями и играми – это сильнейший и обильнейший источник познания народной жизни. Действительно в них есть не только красота и поэзия, отдых и веселье, предания и сказания, но есть и сокрытые истории, которые можно при желании увидеть, что мы и пытаемся делать.
Церковные праздники всегда были особо почитаемые русским народом. Православные праздники – это тоже часть нашей истории, нашей православной культуры, нашего быта- всего без чего мы – не полны, не цельны.
Это доказывает особую значимость и актуальность разработки цикла уроков по духовно-нравственному образованию и воспитанию учащихся.
СХЕМА сотрудничества
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры;
воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию;
формирование толерантности сознания, чувства милосердия и сострадания к
ближнему
.
Для достижения указанных целей решаются следующие задачи:
воспитание уважения к нравственным нормам христианской морали, учить различать добро и зло, пресекать безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка;
знакомство с храмами как духовными святынями Отечества и со священнослужителями;
формирование чувства любви к Родине, городу
,
школе на основе изучения;
национальных культурных традиций и исторических ценностей;
развитие музыкальной культуры, приобщение учащихся к классической, духовной и народной музыке;
совершенствование художественного вкуса, развитие творческого потенциала каждого учащегося;
ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание учащихся.
Поставленной цели в работе можно достигнуть путём:
анкетирование родителей и составления с ними договоров (на основании Декларац
ии ОО
Н 1981 года).
духовного просвещения семьи,
диагностики знаний детей о духовно-нравственных ценностях,
установление социально-культурных связей (посещение музеев, библиотек, с целью знакомства с духовными ценностями и историей Отечества),
этические беседы, встречи с семьями, посещающими храмы,
чтение художественной литературы по духовно-нравственной тематике.
Формы деятельности по духовно-нравственному воспитанию.
Беседы.
Беседы на темы повседневной жизни, жизни литературных героев и окружающего мира развивают в детях чувство наблюдательности ко всему происходящему вокруг них.
Беседы по духовно-нравственному воспитанию построены так, чтобы, начиная от самих детей, их ежедневных потребностей и нужд осуществлялся постепенный переход к другим людям и ко всему миру. Беседа делится как бы на три части:
Как ты сам?
Как другие люди в других странах?
Как в идеале, в высшем смысле?
Конечно, это разделение условно, но постепенно дети сами начинают замечать, что происходит вокруг них, приносят всевозможные истории и рассказы: «а я видел…, а у нас вчера…». Дети начинают «видеть».
Чтение
сказок:
В процессе воспитания чтение сказок - универсальный способ разговора с детьми на духовно-нравственные темы. То, что поймёт и почувствует ребёнок через сказку, ему не объяснить ни какими другими словами.
При отборе сказки для занятий очень важно обратить внимание на то, какой смысл заложен в ней. Некоторые сказки, словно сверкающие жемчужины любви, доброты, света и счастья.
Второй важный момент при работе со сказкой – необходимость беседы, вопросов и заданий на тему сказки. Сказка должна войти в сердце ребёнка. Он должен её прожить. Поставить себя на место героев сказки. При этом беседа должна строиться так, чтобы ребёнок не давал определённые ответы. А подумал о своей жизни, о своих чувствах, поступках.
Евангельских историй:
Помогут детям лучше понять и запомнить события, о которых идёт речь в Священном писании. Поскольку это не канонический текст, каждый читающий может добавлять к нему свои размышления и подробности. Тогда чтение превратится в беседу- а что может быть важнее для воспитания ребёнка, чем умный и серьёзный разговор о таких вещах, как ВЕРА, СОВЕСТЬ, ДОБРОТА и ЛЮБОВЬ…
Музыка, живопись, поэзия.
Невозможно представить духовно-нравственное воспитание без музыки, живописи, поэзии. Но надо сделать так, чтобы остался след в сердце каждого ребёнка, независимо от его развития.
Дети изучают биографии композиторов, художников и поэтов, подробно разбирают их произведения, но почти не уделяется внимание духовной основе творчества. Что они думали о смысле жизни, о смысле своего дара, о чём мечтали, что хотели донести своими произведениями до людей? А ведь это самое главное.
Сочинение стихов, сказок, художественная деятельность.
Души детей удивительно чутко реагируют на творчество. Стоит душе ребёнка чуть-чуть приоткрыться – и она уже отзывается стихами, сказками, рисунками.
Игры.
Нет нужды доказывать, что ребёнок учится играя, и, что, играя, он в три минуты выучит столько, что иным способом не выучит и за час. Большинство игр учит внешним правилам общения и этикета, а не развитию чувства внимания к другим людям. Самое важное – не забывать, что игры должны служить развитию души ребёнка.
В игре лучше всего проявляются индивидуальные особенности и взаимоотношения детей. Через игру педагог может постепенно влиять на характер детей, корректировать их поведение, отмечать те или иные закономерности.
Игра даёт возможность детям расслабиться, раскрепоститься и почувствовать себя комфортно. Но следует помнить, что преподаватель постоянно должен искать повод одухотворить, осмыслить игру, сделать её уроком жизни.
Ребятам нравится, когда взрослые принимают участие в их играх. Тогда они чувствуют себя равными со взрослыми, их поведение становится более серьёзным и осмысленным. Важно, чтобы педагог в течение игры сам проявлял те качества, которым хочет научить детей.
Примерная структура занятий:
Рассказы о Рожден
ии Ии
суса Христа, Крещении, о Пасхе и Троице.
Объяснение некоторых заповедей Библии.
Слушание духовной музыки, колокольных звонов.
Знакомство с живописью на библейские сюжеты.
Рассматривание иллюстраций.
Поиск истины.
Организация условий практики
доброделания
.
Православные праздники представляют основные моменты Священной истории и несут в себе живое воспоминание о земной жизни Иисуса Христа и Богоматери. Православные праздники имеют несколько степеней торжественности.
Главных праздников двенадцать, и называются они, поэтому двунадесятые: Рождество Христово, Крещение Господне, или Богоявление, Сретение, Благовещение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Праздник Святой Троицы, Преображение Господне, Успение Богородицы, Рождество Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Введение во храм Богородицы.
Цикл занятий
Цикл
Цель
Православные праздники
Тема
Дыхание осени
Расширить представления детей о приметах, чудесах, событиях времени года.
Показать, чему
может научить человека данное время года.
Показать, что человек должен верить в добро, в дружбу, в любовь.
Определить, как что или кто помогает человеку поверить в любовь, добро.
Обсудить, во что должны верить люди разных профессий.
• 14 октября - Покров Пресвятой Богородицы
1.Мы все разные.
2.Корни есть не только у дерева.
3.Общее и особенное народов России. О расах, языках и религиях народов России.
4.Библейские представления о происхождении мира и человека.
5.В жизни всегда есть место подвигу.
Зимние чудеса
Познакомить с чудесами , которыми та или иная человеческая любовь землю одаривает.
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
• 4 декабря - Введение во храм Пресвятой Богородицы
• 7 января - Рождество Христово
• 7 - 17 января - Святки
• 19 января - Крещение Господне (Богоявление)
• 8 февраля - 14 февраля - Сырная (Масленица)
1. Мир просит тебя: открой меня заново!
2.Праздник Рождества Христова.
3. «Крещенские» морозы.
4.Защита проекта «Масленица».
5.Как сохранить прекрасное, вечное…
Портрет весны
Определить, какие сокровища бывают (чистые помыслы, добрые поступки, вера, надежда, любовь, сострадание, стремление к совершенству);
Организовать и провести игру: «Что помогает душе расти»;
Обсуждение вопроса: куда бы можно было полететь, если бы на один день были даны крылья.
Познакомить с репродукциями картин художников о лете;
Развивать эстетический вкус и художественные способности ;
Организовать и провести игру «Чем пахнет лето»;
Обсудить изменения, которые происходят в людях и природе с приходом лета.
• 28 марта - Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)
• 7 апреля - Благовещение Пресвятой Богородицы
• 4 апреля –Пасха
5 - 10 апреля - Пасхальная неделя(Светлая)
• 13 мая - Вознесение Господне
• 23 мая - День Святой Троицы. Пятидесятница.
1.Счастье обновления.
1. Сила и дар любви.
2.Интегрированный урок литературное чтение и технология «Воскресенье вербное. Цветок веры».
3. Интегрированный урок литературное чтение и ИЗО «Светлое Христово Воскресение (Пасха)».
4. Работа с «Картинной галереей». Андрей Рублев «Троица».
«День Святой Троицы».
5.Отворите волшебные двери добра и доверия.
Летняя краса
Познакомить с репродукциями картин художников о лете;
Развивать эстетический вкус и художественные способности ;
Организовать и провести игру «Чем пахнет лето»;
Обсудить изменения, которые происходят в людях и природе с приходом лета.
• 19 августа - Преображение Господне
• 28 августа - Успение Пресвятой Богородицы
• 12 июля - Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла
1.Душа - это наше творение.
«Дерево добра»
2.«... дерево доброе приносит и плоды добрые...».
Евангелие от Матфея, гл. 7, ст. 17.
3. Отворите волшебные двери добра и доверия.
4. «Имена и судьбы колоколов».
5. Их почитают на Руси.
Работая над программой «Духовно-нравственное воспитание младших школьников », проанализировав учебники «Литературное чтение» мы смогли подобрать такие произведения, которые содействуют духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);
нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Работа над нравственным развитием учащихся в курсе «Литературное чтение» (система Л.В.Занкова) начинается с первого класса.
В произведении Л. Толстого «Старый дед и внучек» автор учит уважительно относиться к старшим и не обижать слабых, ведь каждый человек будет старым и немощным, звучит главная мысль – золотое правило христианства: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».
Русские народные сказки «Лиса и козёл», «Лиса и заяц», «Глупый волк» учат нас разбираться в людях, отличать хороших людей от плохих, обдумывать свои поступки.
Нравственное развитие учащихся на уроках литературного чтения продолжается и в последующих классах. В кратком описании невозможно отразить всех позиций духовно-нравственного воспитания школьников, заложенных в курсе «Литературное чтение». Ведь на примере одного произведения можно воспитывать у ребёнка нравственные чувства, говорить о нравственном поведении, формировать нравственную позицию.
Хочется остановиться на трех важных вопросах становления духовно-нравственной личности:
различение добра и зла;
любовь и уважительное отношение к близким, отцу и матери, родным, окружающим;
воспитание патриотизма, готовности встать на защиту Родины.
Что значит любить Родину? Это, прежде всего, почувствовать её душу. Не землю, не символ, не флаг, не строй, а то родное, то, что заставляет трепетать сердце, то, без чего невозможно жить. Эти произведения воспитывают любовь к большой и малой Родине, к родному уголку, месту, где ты родился и живешь: В.А. Сухомлинский «Я хочу сказать своё слово», В.К. Железняков « Солдат на посту», Г.М.Цыферов «Цыпленок», М.М.Пришвин «О чём шепчутся раки?», Былины «Бой на калиновом мосту», М.Ю. Лермонтов «Бородино», А.Т.Твардовский . Стихи, А.Д.Дементьев , Ю.П. Левитанский, Б.Ш.Окуджава, М.Л. Матусовский «С чего начинается Родина?», Ю.П.Коваль «Чистый Дол», Е.А.Баратынский «Родина».
Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Именно в семье ребёнок должен узнать, «что такое хорошо и что такое плохо». Для России с её многовековой православной культурой семейная жизнь являлась школой любви, как постоянной готовности отдавать себя другим, заботиться о них, оберегать их. Поэтому подобрано много произведений об уважительном отношении к старшим, матери, отцу, близким людям: А.П.Платонов « Ещё мама», Я.Л. Аким « Друг», Ю.Яковлев « Мама», А.И.Приставкин «Портрет отца», Ю.В.Драгунский «Друг детства», Сказка «Деревянный орел», В.П. Астафьев «Бабушка с малиной», В.А.Сухомлинский «Обыкновенный человек», В.К.Железников «Три ветки мимозы», С.Г. Георгиев « Дедушка», В.А.Сухомлинский «Обыкновенный человек».
Через эти произведения ребенок учится видеть своё место в семье, осмысливать свои поступки, анализировать своё поведение, отношение к матери, отцу, близким. Ведь в традициях русского народа было заложено выполнение заповедей, данных Богом, по которым жили наши предки: «Возлюби ближнего своего, как самого себя», «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли». Семье принадлежит исключительная роль в содействии становления детской личности. В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.
Третьим важным вопросом, поднятым в курсе «Литературное чтение», является разговор о добре и зле. Человека учит сама жизнь, наказывая за зло и возвращая сторицей добро, которое человек делает для людей. А зло, которое ты причинил людям, вернется к тебе бумерангом.
Этой теме посвящены произведения: В.Ю.Драгунский «Он живой и светится», А.П.Платонов «Еще мама», Я.Л.Аким «Друг», Ю.Ф. Ярмыш «Добрый клен», Л.Н.Толстой «Орел», «Лев и собачка», В.А.Сухомлинский «Старый Пес», В.П.Астафьев «Белогрудка», К.Д.Ушинский «Лес и ручей», В.Ю.Драгунский «Друг детства», Н.А.Некрасов « Дедушка Мазай и зайцы».
Доброму человеку в каком-то смысле на свете жить труднее, поскольку доброта – преодоление эгоизма. А в процессе преодоления своего эгоизма человек становится ЧЕЛОВЕКОМ, приобретает свои родовые черты.
Осмысление нравственных проблем продолжается и в четвёртом классе. На завершающем этапе школы 1 ступени повзрослевшему ребёнку, по сути дела младшему подростку, учителя на примере героев литературных произведений должны показать, как человек, даже маленький, справляется с возникающими проблемами, где и у кого он черпает силы и на чём основывается вера в победу добра.
Глубоко осмысливая произведения данного курса, у нас появилась такая форма работы с детьми, как дневник самовоспитания. Как правило, заканчивая анализировать литературное произведение, учитель спрашивает: «А какое качество характера мы запишем в дневник самовоспитания?»
И дети называют черты характера: уважительное отношение к матери, доброту, честность, милосердие, любовь, трудолюбие, ответственность, т.е. те черты характера, которые формируют образ духовно-нравственного человека, помогают его становлению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из вышесказанного, хочется подчеркнуть большое значение данной программы в духовно-нравственном становлении младшего школьника, проявления духовности, а точнее ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное совершенствование, формирует у детей и подростков высокое патриотическое сознание, верность своему Отечеству, готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
ЛИТЕРАТУРА
Введение в христианскую этику. Часть 1. Становление нравственной личности. Триада. Москва. 2007.
Детская Библия.
«Евангельские рассказы для детей». Майя Кучерская, 2010 г.
“Начальная школа” (журнал) № 6 – 2002 г. Статья “К вопросу о начальном литературном образовании и духовно-нравственном воспитании”.