Программа семинара по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в параллели первых классов
Цель: создание условий для успешной адаптации первоклассников к школе.
Задачи:
-просветительская — информирование педагогов о психологических особенностях адаптации учащихся к обучению в школе;
- обучающая — обучение навыкам распознавания тревожных детей и оказания им психологической поддержки.
Сроки проведения: до начала учебного года (конец августа).
Участники: все учителя, работающие в данном учебном году в параллели первых классов
Необходимые материалы: детские рисунки-иллюстрации, бланки для экспертной оценки проявлений школьной тревожности в поведении учащихся, распечатки, содержащие психогимнастические техники, рекомендуемые в работе с первоклассниками.
План семинара
1. Вступительное слово ведущего. Ведущий рассказывает о психологических трудностях, возникающих у первоклассников в первые месяцы школьной жизни. При подготовке этого сообщения можно опираться на следующие основные положения.
Поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, соблюдать режим дня, подчиняться правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, выполнять домашние задания.
В этот же период жизни преобразуется личность ребенка, его познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. Переживание ребенком этих изменений, даже если он их и не совсем осознает, всегда заметно: он гордится тем, что стал школьником. Это верный признак того, что у ребенка формируется «внутренняя позиция школьника».
Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школьного обучения, когда ребенок сталкивается с большим количеством трудностей.
Эти трудности настолько существенны, что в первые недели школьной жизни, как показывают эксперименты, организм первоклассника работает в таком же режиме, как организм космонавта, находящегося в состоянии невесомости. Такая интенсивность психофизиологических процессов вызвана тем, что активно протекает период школьной адаптации — выработки нового, «школьного» образца жизни. Как правило, школьная адаптация занимает
не один месяц и завершается в среднем не раньше, чем к концу первой четверти.
Учителя и родители могут оказать ребенку существенную помощь в процессе школьной адаптации. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.
Для иллюстрации важности психолого-педагогического сопровождения первоклассников можно показать учителям типичные рисунки детей («Я в школе»), проходящих процесс адаптации к школе успешно и с явными затруднениями (имена авторов рисунков при этом не называются).
В заключение можно попросить учителей привести примеры из их практики, которые соответствуют теме семинара и могут быть проанализированы в его контексте.
Подводя итог, ведущий отмечает, что основная причина возникновения трудностей у первоклассников — это резкое изменение требований к нему по сравнению с дошкольным детством.
2. Методический этап семинара: обучение педагогов навыкам распознавания тревожных детей и оказания им психологической поддержки. Педагогам предлагается методика экспертных оценок проявления школьной тревожности в поведении учащегося (см. Главу 3). Описываются основные способы оказания психологической поддержки и помощи высокотревожным детям (они аналогичны рекомендациям для родителей, также приведенным в Главе 4). Оговариваются консультационные часы школьного психолога, осуществляющего психолого-педагогическое сопровождение пятиклассников: педагоги могут сами обратиться в психологическую службу или рекомендовать обращение родителям учащихся.
Подчеркивается необходимость постоянной смены видов деятельности, проведения физкультминуток. Психолог может предложить несколько психогимнастических этюдов, которые, помимо функции физической разрядки, выполняют также и функцию разрядки нервно-психического напряжения (Чистякова М., 1990). □ «Скульптура»: в парах один — «скульптор», другой — «глина». «Скульптор» лепит из «глины» заданный учителем сюжет или же придумывает сюжет сам.
□ «Мелки»: в парах один ребенок рисует рукой на спине другого какую-то букву, фигуру; задача второго — отгадать, что нарисовано.
□ «Маска»: учитель называет какого-нибудь сказочного или литературного персонажа, а дети мимически показывают, какое у него обычно бывает выражение лица; то же может быть с движениями, походкой и т. д.
Желательно подбирать такие упражнения, которые могут быть наполнены различным содержанием в зависимости от темы урока, например, в упражнении «Мелки» можно писать на спине цифры, буквы, рисовать какие-нибудь знаки. Упражнения «Скульптура» и «Маска» подходят к любому гуманитарно-ориентированному предмету и т. д.
Семинар завершается итоговым обсуждением результатов, которых удалось достичь в его рамках.
Программа семинара по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в параллели первых классов
Цель: создание условий для успешной адаптации первоклассников к школе.
Задачи:
-просветительская — информирование педагогов о психологических особенностях адаптации учащихся к обучению в школе;
- обучающая — обучение навыкам распознавания тревожных детей и оказания им психологической поддержки.
Сроки проведения: до начала учебного года (конец августа).
Участники: все учителя, работающие в данном учебном году в параллели первых классов
Необходимые материалы: детские рисунки-иллюстрации, бланки для экспертной оценки проявлений школьной тревожности в поведении учащихся, распечатки, содержащие психогимнастические техники, рекомендуемые в работе с первоклассниками.
План семинара
1. Вступительное слово ведущего. Ведущий рассказывает о психологических трудностях, возникающих у первоклассников в первые месяцы школьной жизни. При подготовке этого сообщения можно опираться на следующие основные положения.
Поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, соблюдать режим дня, подчиняться правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, выполнять домашние задания.
В этот же период жизни преобразуется личность ребенка, его познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. Переживание ребенком этих изменений, даже если он их и не совсем осознает, всегда заметно: он гордится тем, что стал школьником. Это верный признак того, что у ребенка формируется «внутренняя позиция школьника».
Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школьного обучения, когда ребенок сталкивается с большим количеством трудностей.
Эти трудности настолько существенны, что в первые недели школьной жизни, как показывают эксперименты, организм первоклассника работает в таком же режиме, как организм космонавта, находящегося в состоянии невесомости. Такая интенсивность психофизиологических процессов вызвана тем, что активно протекает период школьной адаптации — выработки нового, «школьного» образца жизни. Как правило, школьная адаптация занимает
не один месяц и завершается в среднем не раньше, чем к концу первой четверти.
Учителя и родители могут оказать ребенку существенную помощь в процессе школьной адаптации. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.
Для иллюстрации важности психолого-педагогического сопровождения первоклассников можно показать учителям типичные рисунки детей («Я в школе»), проходящих процесс адаптации к школе успешно и с явными затруднениями (имена авторов рисунков при этом не называются).
В заключение можно попросить учителей привести примеры из их практики, которые соответствуют теме семинара и могут быть проанализированы в его контексте.
Подводя итог, ведущий отмечает, что основная причина возникновения трудностей у первоклассников — это резкое изменение требований к нему по сравнению с дошкольным детством.
2. Методический этап семинара: обучение педагогов навыкам распознавания тревожных детей и оказания им психологической поддержки. Педагогам предлагается методика экспертных оценок проявления школьной тревожности в поведении учащегося (см. Главу 3). Описываются основные способы оказания психологической поддержки и помощи высокотревожным детям (они аналогичны рекомендациям для родителей, также приведенным в Главе 4). Оговариваются консультационные часы школьного психолога, осуществляющего психолого-педагогическое сопровождение пятиклассников: педагоги могут сами обратиться в психологическую службу или рекомендовать обращение родителям учащихся.
Подчеркивается необходимость постоянной смены видов деятельности, проведения физкультминуток. Психолог может предложить несколько психогимнастических этюдов, которые, помимо функции физической разрядки, выполняют также и функцию разрядки нервно-психического напряжения (Чистякова М., 1990). □ «Скульптура»: в парах один — «скульптор», другой — «глина». «Скульптор» лепит из «глины» заданный учителем сюжет или же придумывает сюжет сам.
□ «Мелки»: в парах один ребенок рисует рукой на спине другого какую-то букву, фигуру; задача второго — отгадать, что нарисовано.
□ «Маска»: учитель называет какого-нибудь сказочного или литературного персонажа, а дети мимически показывают, какое у него обычно бывает выражение лица; то же может быть с движениями, походкой и т. д.
Желательно подбирать такие упражнения, которые могут быть наполнены различным содержанием в зависимости от темы урока, например, в упражнении «Мелки» можно писать на спине цифры, буквы, рисовать какие-нибудь знаки. Упражнения «Скульптура» и «Маска» подходят к любому гуманитарно-ориентированному предмету и т. д.
Семинар завершается итоговым обсуждением результатов, которых удалось достичь в его рамках.