Быть родителем ребёнка, который только что пошел в школу в первый класс – это нелёгкая задача, а построение деловых, продуктивных отношений с такими родителями – особая профессиональная работа. Для её выполнения педагог начальной школы должен много знать и уметь. Я уверенна, что если человек выбрал свою профессию сердцем и вкладывает в неё всю свою душу, то уже с первых дней работы его ждут только положительные эмоции и профессиональный успех. Поэтому считаю, что стаж в нашей профессии играет далеко не главную роль.
Наверно каждый педагог согласится со мной в том, что ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться со сложнейшими задачами становления человека. Школа должна пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с её возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания личности ребёнка. Вот почему, знакомясь со своим первым классом, я с надеждой ждала встречи с родителями моих учеников и переживала: а будут ли они моими помощниками, единомышленниками? Я знала, что только вместе с родителями, общими усилиями мы сможем добиться того, чтобы ребёнок раскрыл свои способности, полюбил труд, научился наслаждаться красотой окружающего мира, любить и быть любимым, стал замечательным человеком.
Родители моих учеников оказались людьми разного возраста, разнообразных профессий, отличающимися друг от друга мировоззрением, уровнем образования, культуры, общественной активности, педагогической грамотности и подготовленности. И при всем этом их различии с первых минут моего знакомства и до сегодняшнего дня я стараюсь донести до них, что в школе всех родителей сближает одна общая действительность – дети живут и учатся единой семьёй, из которой вырастает дружный коллектив, где каждый должен занять достойное место.
Я знала, что успех работы с детьми во многом зависит от взаимоотношений учителя с родителями. Передо мной стояла непростая задача по сближению с родительским составом класса. Не секрет, что не очень часто родители оказываются достаточно мудры и тактичны в вопросах профессиональной деятельности молодого учителя. Естественно, срабатывает возрастной момент: не каждый сможет серьезно слушать советы от молодого учителя, которому лишь немного за двадцать. Основным аргументом становится очевидное: «Да что Вы нам говорите, если у Вас собственных детей нет. Вот будут — поймете!» Что-то возразить при таком подходе весьма и весьма проблематично. В итоге, в некоторых сложных ситуациях, если на сторону молодого педагога не встаёт администрация школы, то устоять против родительского «напора» вчерашнему выпускнику педагогического вуза оказывается очень непросто. Но я постаралась сделать всё, чтобы мои страхи и плачевные прогнозы не оправдались. Именно поэтому для себя я определила стратегическую линию в работе с родителями: от взаимопонимания – к сотрудничеству, от сотрудничества – к взаимодействию.
Основой для моей стратегии стали взаимодоверительные отношения. Конечно же, в их развитии ведущая роль должна была принадлежать мне. Я постаралась стать помощником и другом в воспитании детей в каждой семье, так как всегда помнила о родительских чувствах и, с одной стороны, никогда не задевала их нетактичными высказываниями о недостатках в учёбе и поведении ребёнка, а с другой стороны, старалась раскрыть перед детьми положительные качества их родителей и, опираясь на это, повысить их авторитет. Выстраивание таких уважительных межличностных отношений помогало в совместном воспитании ребенка, поскольку, зная особенности развития внутреннего психологического климата и традиций в семье, можно было точнее оценить некоторые ситуации, лучше понять ребенка и помочь ему справиться с проблемами, касающимися учебы, коллектива и обратно – семьи. Кроме того, я терпеливо воспринимала критические замечания в свой адрес, не забывая при этом, что самокритичность педагога поднимает его авторитет в глазах родителей.
Имея теоретические знания и опыт в области социальной педагогики, с первого класса я старалась наладить работу по выстраиванию партнерских отношений - сплочению родительского и детского коллектива через вовлечение в общие дела по следующим направлениям:
1. Знакомство с семьей.
С первых дней учебы и сейчас, на протяжении всего учебного года я посещаю семьи своих учеников, знакомлюсь с условиями жизни, провожу беседы с родителями о характере, интересах, склонностях ребёнка, информирую об успехах, даю советы по организации выполнения домашних заданий, провожу анализ состава родительского контингента, составляю социальный паспорт класса (Приложение 2.1).
Для изучения семей я использую различные методы: наблюдение, посещение семей, анкетирование, опросы детей и родителей, тесты, творческие работы учащихся. При этом каждый метод по отношению к другим выполняет компенсирующую или контролирующую функцию. Для подробного анализа внутрисемейных отношений, психологической атмосферы, некоторых проблем родителей и ребенка (детей), выявления условий быта, и т.п. я разработала анкеты, на мой взгляд, позволяющие решать вышеперечисленные задачи и реализовывать цели методов изучения семей, а следовательно, помогающие осуществить первый этап формирования партнерских отношений с родителями и детьми (Приложение 2.1,Приложение 2., Приложение 2.5,фото№) .
Проведя так называемую диагностику семьи, я, пусть частично, проникаю в святая святых – внутренний мир семьи, выявляю уровень педагогических возможностей родителей. Эти данные я использую в следующих направлениях:
- Информация о специфике отношений и развития ребенка в семье позволяет разработать индивидуальный подход к каждому учащемуся, нацеливая на выработку собственной личностной линии поведения, направляющую его на повышение собственных достижений, корректируя условия учебного процесса для минимизации отклонений в учебном процессе и, в целом, направляя собственные усилия на получение результатов духовно-нравственного аспекта становления его как личности.
- Уровень педагогической грамотности и воспитательных навыков родителей позволяет определить тактику взаимоотношений с семьей, подобрать некоторые индивидуальные методики работы с родителями и разработать дальнейшие коллективные формы работы для выстраивания или улучшения межличностных отношений в семье и для успешной, сплоченной коллективной деятельности, приобщаясь к которой каждый ребенок сможет найти себя в творческом и общественно-полезном труде, культурно-массовых мероприятиях и т.д., а также в наиболее комфортных условиях учебного процесса. Зачастую диагностические данные позволяют вырабатывать совместно с родителями общую позицию при обсуждении и оценки какой-либо сложившейся воспитательной ситуации (такие формы взаимоотношений я использую, как правило, разрабатывая оперативные планы родительских собраний (см. пункт 3 ниже). При этом я не забываю учитывать, что проблемы семьи - строго конфиденциальная информация. Кроме того, диагностические данные взаимодействия с семьей позволяют определить то, как, в какой мере и с какой отдачей родители смогут помочь мне в выстраивании педагогического процесса работы с детьми.
- Данные диагностики позволяют также учитывать и оценку родителями и детьми условий образовательного процесса, школьного быта, взаимоотношений со мной как классным руководителем и некот.др. проблемы, что позволяет не только мне, но и всему педагогическому коллективу школы находить формы и методы для оптимизации образовательного процесса.
2. Повышение педагогической грамотности родителей.
Проведенный этап знакомства с семьей определяет дальнейшую тактическую позицию партнерства во взаимоотношениях с детьми и родителями. Я помогаю родителям в доступной форме, как уже было сказано выше, используя групповые и индивидуальные формы работы, овладеть азами педагогической психологии, настраиваю их на совместную деятельность в помощи ребёнку. Порой приходится проводить индивидуальные собеседования, прибегая к личному субъективному восприятию ситуации, при этом, разумеется, используя весь свой запас знаний, эрудиции и дополнительные источники педагогической литературы, чтобы достаточно грамотно, с разных сторон решать некоторые возникающие проблемы. Все родители в той или иной степени задумываются о том, как лучше сформулировать для самих себя цели работы по воспитанию своего ребёнка. Цель и мотив воспитания ребёнка – это, с одной стороны, счастливый и гармонично развитый ребенок, но с другой, – полноценная, творческая, необходимая и полезная обществу жизнь этого ребёнка. На формирование такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.
Но можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей правоте или же тех, которые пребывают в постоянных тревожных сомнениях, теряются при столкновении с чем-то новым в поведении ребёнка? В педагогической деятельности абсолютной нормы не существует. Я и сама не сразу, мгновенно всегда нахожу ответы на все вопросы, одна из главных задач для меня как классного руководителя сделать всё возможное для повышения педагогической грамотности родителей моих учеников. Осуществлять поставленную цель я начала с первого класса. Одним из пробных направлений взаимодействия с родительским составом класса я выбрала родительские вечера, которые в комплексе с родительскими собраниями помогали мне в доступной для них форме продолжить развитие партнерских отношений. За полтора года были проведены беседы с родителями на темы: «Воспитывают детей не слова, а наши поступки», «А вы умеете просить прощение?», «Говорите. Рассказывайте. Слушайте» (Приложение 2.2).
3. Формирование партнерских отношенийв процессе проведения родительского собрания и работы с родительским комитетом.
Основное место общения, знакомства с родительским составом класса начинается на родительских собраниях. Исходя из этого, я всегда ставлю целью родительского собрания не только повышение педагогической культуры родителей, решение целого ряда задач, возникающих в процессе учебно-воспитательной работы, вопросов, поставленных жизнью на каждом конкретном этапе деятельности учителя и родителя, но и сплочение родительского коллектива, поскольку это - один из вернейших способов налаживания партнёрства в союзе учитель-семья.Каждое родительское собрание мною тщательно готовится. Для себя я определила два условия успешной встречи с родителями учащихся: создаю такую атмосферу, чтобы родители почувствовали, что их тут ждут; стараюсь проводить собрание интересно, не оставляя без внимания ни одного родителя, рассказываю об успехах и тактично освещаю основные проблемы.
Говоря о работе с родителями, нельзя не отметить роль родительского комитета. Члены родительского комитета не только принимают активное участие в подготовке и проведении праздников, экскурсий и других мероприятий, но и оказывают большую помощь в работе с трудными семьями в формировании у родителей ответственности за воспитание своих детей (Приложение 2.3Можно найти иплан работы родительского комитета,ПАПКА ИЩЕТ ТЕМАТИЧЕСКИЕ РОД.СОБРАНИЯ, ПОТОМ ЕЩЕ КУСОЧЕК СЮДА ПОСТАРАЕМСЯ ВСТАВИТЬ, СХЕМУ ТЕМАТИЧ,РОД,СОБРАНИЯ В ПРИЛОЖЕНИЕ)..
4. Выстраивание партнерских отношений с семьей в процессе реализации различных видов общественно значимой деятельности
Для того чтобы дети приобщались к общественно полезной деятельности, для подготовки полноценного гражданина общества с младших классов организуются различные направления деятельности ребенка в индивидуальном и коллективном классном труде. Основные формы совместной деятельности, используемые в работе, позволяющие выстроить партнерские отношения в процессе общественно полезной деятельности: проведение тематических классных часов; тематических родительских собраний; семинаров-практикумов; открытых уроков и мероприятий; познавательных экскурсий в музей, театры и на выставки; экскурсионных поездок; познавательных мероприятий в городской и школьной библиотеках; спортивных праздников, соревнований; встреч с интересными людьми; организация походов; участие в общешкольных делах.
Показатель эффективной партнерской работы в осуществлении общественно значимой деятельности – это активное участие родителей в жизни класса и школы. Родители моих первых учеников стараются оказать помощь во всех делах коллектива, проявляют интерес ко всем успехам и проблемам детей.
В нашем, ещё молодом коллективе уже формируются свои традиции, которые несут в себе огромную общественно значимую роль. И не важно, что все наши мероприятия можно пересчитать по пальцам. Я считаю, что качество воспитания определяется не количеством и разнообразием проведённых мероприятий, а особыми отношениями между детьми, родителями и педагогами, складывающимися в процессе подготовки и проведении совместных дел. Различные мероприятия, которые направлены на сплочение детского коллектива, на формирования навыков совместного творчества, общественно значимой деятельности проводятся в нашем классе достаточно часто. Среди них: СЮДА ВСТАВИТЬ ВСЕ ТВОИ МЕРОПРИЯТИЯ: И СПОРТИВНЫЕ, И КУЛЬТУРНО-МАССОВЫЕ И Т.П.
Я хочу представить наиболее яркие и значимые мероприятия, основанные на совместной деятельности детей, их родителей и классного руководителя.
Первым праздником в школьной жизни не только для моих первоклашек, но и для меня стал всеми любимый «День знаний».
Готовилась я к нему долго и тщательно, даже репетировала около зеркала. Меня терзали многие вопросы: какой темп речи выбрать; куда смотреть во время своего выступления; где должны быть руки в это время; как обращаться к ещё незнакомым детям? Эти вопросы сегодня мне кажутся смешными и несерьёзными, но в то время эти моменты казались самыми важными – ведь это было моё первое выступление, первая совместная встреча со всем нашим классным коллективом. Ведь недаром говорится: «Никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление».Поэтому я сделала всё возможное, чтобы день, когда мои первоклашки переступят порог нашей школы, остался светлым огоньком в их памяти (Приложение )
Среди мероприятий, которые мы проводим, в нашем классе стало традициейна День рождение каждого ученикаоформлять поздравительную открытку, выполненную своими руками, где все пишут пожелания имениннику. Перед тем, как мы вместе с ребятами оформили первую открытку, я рассказала им, что для каждого из них всегда было и будет важным услышать и увидеть самые теплые и искренние слова, слова любви и дружеские пожелания. Я заметила, что после моих рассказа о поздравлении каждый ребенок старался вложить все свое мастерство и все свои навыки сочинительства и умения писать добрые слова с пожеланиями в тексты поздравлений, чтобы тот, к кому они в них обращаются, был очень доволен таким поздравлением. В этих открытках я сама открыла многое в своих учениках – иногда я, действительно, поражалась, как, казалось бы, слабые в русском языке дети, не имеющие к нему особого интереса, вдруг, буквально на глазах «вырастали» до виртуозов в сочинительстве! Им не просто нравилось поздравлять, они старались еще и подтянуть все свои знания и повысить грамотность в поздравлениях. Да и атмосфера в классе стала еще более дружеской, каждый раз, когда дети поздравляли именинника, дети с нежностью смотрели на него, а тот отвечал им взаимностью.
Особые впечатления остались у всех после вечеров-встреч с членами местной первичной ветеранской организации Ангелово-Марьино: З. Селицкой, М. Котовой, Н. Беликовой и Н. Земляковой. Дети слушали выступления женщин-ветеранов, затаив дыхание про то, как совсем неокрепшей девчонкой отправили на лесозаготовки Марию Котову; как с трудом выживала в оккупации семья Натальи Земляковой; как голодали дети в семье Нины Беликовой в Воскресенском районе. Они рассказали школьникам и про овсяный кисель, который спас ангеловских ребят от голода, и про «тошнотики» из гнилой картошки, и про «ковырдочки»,которые пекли прямо на плите без масла и сковородок.
Я заметила, как во время встреч ребята переживали – они задавали вопросы, им были интересны детали событий того времени. Видя выражения их лиц, я вспоминала свои первые школьные впечатления от встреч с ветеранами и понимала, что выступления ветеранов оставляют глубокий след в душе каждого ребенка, как и когда-то оставили след в моей детской душе, наполнив восприятие этих событий особой значимостью и навсегда определив трепетное и уважительное отношение к этим замечательным людям. Встреча была запечатлена и размещена в газете (Приложение )
Нельзя не рассказать и о новогоднем мероприятии, проведённом в этом учебном году. Представляете, каково было удивление детей, когда они впервые увидели своих родителей в роли актеров?! Перед проведением Новогоднего праздника я договорилась с родителями, что представление должно стать новогодним сюрпризом для детишек. Родители поддержали мою идею и до последнего тайком собирались по вечерам на репетиции. В ходе репетиций между родителями учеников и мной укреплялись отношения, наполненные общим смыслом, нам стало намного проще общаться, мы вместе придумывали интересные детали представления, размышляли, как и что может больше понравиться детям. В день выступления ребята тоже были не только зрителями. Совместно со мной ими были подготовлены выступления в виде чтения стихов и юмористических сценок. У детей и родителей появилась возможность увидеть друг друга в большом разновозрастном коллективе, открыть что-то новое друг в друге, а для некоторых детей и родителей это мероприятие стало ещё и возможностью восполнить дефицит общения, что в последнее время, к сожалению, наблюдается во многих семьях(Приложение 2.3)
5. Повышение уровня психолого-педагогической компетенции в процессе самообразования.
Результаты педагогической работы проверяются годами и заставляют учителя быть достаточно требовательным к себе, а также достаточно терпеливым, выдержанным и неимоверно трудоспособным. Этот принцип жизнедеятельности педагога в школе я хорошо усвоила в процессе получения высшего педагогического образования, а также приняла за некую аксиому то, что учебный процесс и работа в школе для меня всегда будут основываться на постоянном повышении уровня психолого-педагогической компетенции, культуры, эрудиции. Для этого существуют не только систематические курсы повышения квалификации учителей, но специфические собственные планы и наработки, используемые для повышения уровня самообразования