Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 23.12
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

«Проявление и развитие творческих способностей детей». Работа №231317

Дата публикации:
Автор:
Описание:

     С самого раннего детства, ребёнок обладает различными потенциальными творческими способностями. Цель дополнительного образования – увидеть и помочь развить способности ребёнка в доступных и интересных видах творчества. 

Работа:

«Проявление и развитие творческих способностей детей»


Творчество — это деятельность, в результате которой, появляется качественно новая, никогда ранее не существовавшая ценность, значимая не только для данного человека, но и для других.

Люди ежедневно решают массу задач: простых и сложных, и маленьких, и больших. При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. При решении этих задач и нужны особые качества личности, такие, как нестандартный подход, наблюдательность, умение анализировать и сопоставлять , находить взаимосвязь -все то, что в совокупности и составляют творческие способности.

С самого раннего детства, ребёнок обладает различными потенциальными творческими способностями. Цель дополнительного образования – увидеть и помочь развить способности ребёнка в доступных и интересных видах творчества. Часто результаты бывают настолько удивительными, что те, кто видел работы студийцев, в один голос говорили: «Этот ребёнок явно талантлив, у него особый дар!». Но, вызывающие восторг работы в совершенно равных, простых условиях делаю практически все обучающиеся, обычные дети. Моё мнение, что развитие творческих способностей у возможно у каждого ребенка. Нужны лишь: желание родителей, интерес ребёнка, правильная методика и условия для творческой деятельности. И тогда выдающиеся результаты не заставят себя долго ждать.
Как и любой другой навык человеческой деятельности – способности формируются, развиваются, растут при правильном целенаправленном усилии и гибнут в бездействии.
Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу —творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

Наиболее эффективный путь развития творческих способностей начинают родители, примерно с 2-х летнего возраста ребенка, поддерживается в дошкольном учреждении, и продолжается в школьном возрасте с первого класса.

Зачем нужно развивать творческие способности, каково их применение?

Развитие научно-технического прогресса находится в зависимости от уровня творчески настроенных учёных, от их способности гарантировать стремительно развитие прогресса, от уровня высоких технологий и, от качества и точности воплощения решённой задачи в жизнь.

Выходит, то что все без исключения обязаны быть творцами? Безусловно! Пускай одни в наименьшей степени, прочие в огромной, однако непременно все без исключения. Откуда же возьмётся такое количество одаренных людей? Из возможности раскрыть ещё в детстве у каждого ребёнка «свой талант» к какому- либо делу. Конечно есть настоящие гении- самородки, но они как бриллианты, попадаются редко…
Можно выделить шесть основных показателе творческих способностей. Это беглость и гибкость мышления, креативность, любознательность, точность и смелость. Разберем подробнее ,эти понятия.

Беглость — мышления-это ряд идей, которые создаются за единицу времени.

Гибкость мышления-способность быстро и без внутренних усилий переходить от одной мысли к другой, видно, что информация, полученная в одном контексте, может быть использована и в другом месте.

Гибкость - это хорошо развитый навык переноса (исполнения). Обеспечивает возможность легко перепрыгивать с одного класса исследуемого явления, со второго, преодолевать косность методов решения, своевременно уходить, от неверной гипотезы, быть готовым к интеллектуальному риску и парадоксам.

Любознательность -это чувство удивления, любопытства и открытости.

Оригинальность, способность генерировать идеи, отличающиеся от нормальных, неявных, неожиданных решений. Это связано с комплексным представлением всех взаимосвязей и зависимостей, невидимые при последовательном, логическом анализе.

Смелость -это способность принимать решения в условиях неопределенности, не бояться своих собственных идей и уметь доводить их до реализации, рискуя личным успехом и славой.

Точность-способность улучшить или придать окончательный вид вашему творческому изделию.

Являются ли эти качества врожденными или могут подвергаться воздействию окружающего социума? Один из авторов системы измерения творческих способностей - Торренс-говорил, что генетически заложенный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие задатки станут основой творческого характера ребенка во многом зависит от влияния родителей и других взрослых. Семья может развивать или разрушать творческий потенциал ребенка в дошкольном возрасте.
Развитие творческих способностей у детей обусловлена большим числом разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление творческих способностей. В основном эти факторы можно объединить в три наиболее общие группы. 
Первая группа включает природные задатки и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности. 
Во вторую группу входят все формы влияния социальной среды на развитие и проявление творческих способностей.
Наконец, третья группа – это зависимость развития креативности от характера и структуры деятельности. 
Творческие способности или творческие потенциалы заложены и существуют в каждом ребенке.

Творчество – естественная природная функция, которая проявляется и реализуется в деятельности в меру наличия специальных способностей к той или иной конкретной деятельности. Кроме того, креативность рассматривается не как единый фактор, а как совокупность разных способностей, каждая из которых может быть представлена в разной степени у той или иной личности. Поэтому для психолога, педагога все дети должны быть потенциально креативными. Взрослому важно заметить своеобразную индивидуальную креативность ребенка и стремиться развивать ее. 
Развитие креативности происходит  в деятельности, но именно в творческой деятельности. Многие исследователи видят причину формирования нетворческого стиля мышления в том, что в процессе обучения дети постоянно сталкиваются с задачами «закрытого типа», т.е. имеющими заданный набор элементов и единственное правильное решение.
В результате обучения у детей формируется тип мышления, базирующийся на ранее сформированных знаниях и операциях. Черты же креативного мышления могут сформироваться только в том случае, если у ребенка есть возможность работать с заданиями «Открытого типа». Эти задачи предполагают полную самостоятельность в выборе способа решения и делают возможным выдвигать любые решения проблем. 
Творческие способности легче и чаще всего проявляются именно в той деятельности, к которой у ребенка есть определенные склонности.

Поэтому детей необходимо включать и наблюдать как можно в большем количестве деятельностей. 
Социальная среда играет важную роль в формировании творческой индивидуальности. И хотя среда «не создает», а проявляет талант, ей отводится 95 % влияния на формирование разных вариаций креативности и только 5 % - наследственным детерминантам. Требования социальной среды, ближайшего окружения, традиции и установки в обучении могут стимулировать или, наоборот, подавлять творческие способности детей, не обладающих высоким креативным потенциалом. 
На развитие творчества детей влияют следующие составляющие: наклонности, способности, таланты, талант, гениальность.

Каждое из этих понятий можно рассматривать с точки зрения педагогики и психологии. В своих исследованиях Введенский создает условия для развития врожденных способностей, что является не самоцелью, а лишь надлежащей подготовкой.

У каждого ребенка есть природные творческие способности. В рамках своей интуиции, вы должны понять условия, необходимые для развития способности. Индивидуальные психологические особенности человека, которые являются основой для успешного осуществления продуктивной деятельности, определяются как способности. Это зависит от многих факторов: нервной системы - гибкость; эмоции, темперамент, наследственность, и др., и не в последнюю очередь роль окружающей среды ребенка, в частности, семьи. В предпосылки, в свою очередь, делятся на: врожденные и приобретенные (социальные). Для развития знаний и навыков, необходимо пройти ряд этапов, начиная от низкого до высокого. Для достижения высокого уровня должна быть достаточной для создания их на прежний уровень, вести себя, как вид Вклада. Творчество предполагает наличие способностей и наклонностей.
Школьный возраст-это период, когда дети усваивают, накапливают и усваивают полученные знания наиболее хорошо. Успешное осуществление и развитие этих важных жизненных функций дают воздействие на всю их дальнейшую жизнь. Если в младшем школьном возрасте не уделять повышенное внимание развитию творческих способностей, то в будущем многие задатки могут исчезнуть, угаснуть, так и не развившись. И наоборот если целенаправленно развивать, усиливать творческий потенциал ребёнка, то можно добиться значительных результатов.

Социальная среда играет важную роль в формировании творческой индивидуальности. И хотя среда «не создает», а проявляет талант, ей отводится 95 % влияния на формирование разных вариаций креативности и только 5 % - наследственным детерминантам. Требования социальной среды, ближайшего окружения, традиции и установки в обучении могут стимулировать или, наоборот, подавлять творческие способности детей, не обладающих высоким креативным потенциалом. 
Обобщая немногочисленные исследования, можно сказать, что сенситивный период развития креативности – 3-5 лет. По данным Д.Б.Эльконина, с конца 2-го по 4-й год жизни у детей появляется потребность в подражании деятельности взрослого. Скорее всего, именно в это время ребенок максимально сенситивен к развитию творческих способностей через подражание. Возраст 3-5 лет благоприятен для формирования креативности еще и потому, что ребенок к этому возрасту, с одной стороны, готов к социализации, а с другой стороны, еще не социализирован. Для ребенка мир еще загадочен, труден. Позже проблемность мира признается только креативами. 
Среда, в которой креативность могла бы актуализироваться, обладает высокой степенью неопределенности и потенциальной много вариантностью (богатством возможностей). Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых; много вариантность обеспечивает возможность их нахождения. Кроме того, такая среда должна содержать образцы креативного поведения и его результаты. 

Развитие творческих способностей невозможно без создания на занятиях с детьми творческой ситуации.

Творческая ситуация – та, которая требует разрешения некоторого диалектического противоречия; выход из нее – поиск нового метода, приема, средства деятельности. Творческая ситуация стимулирует развитие творческих способностей личности; она либо предшествует формулировке творческой задачи, либо создается самой задачей, процессом ее принятия и решения. Именно здесь основное средство воспитания – личность педагога, умеющего определять, выдвигать учебно – творческие задачи. 
В развивающей деятельности могут быть использованы и такие эвристические методы, как «мозговая атака», синектика (прямая аналогия, символическая аналогия, фантастическая аналогия, личностное уподобление). Эти методы стимулируют творческую активность, хорошо принимаются детьми. 
Сама атмосфера «мозговой атаки» благоприятствует появлению новых идей, рождая чувство психологической защищенности.

Без давления критики и самокритики в процессе «мозгового штурма» точка зрения его участников на то, как нужно решать поставленную задачу, модифицируется и шлифуется до тех пор, пока в группе не истощается запас новых идей. Ведущий прилагает специальные усилия к тому, чтобы выключить внутреннего критика у каждого, если тот вдруг активизируется. Снижение критичности в «мозговой атаке» достигается двумя путями.

Первый апеллирует к знанию с помощью прямой инструкции: быть свободным, повысить доверие к своим идеям, не бояться оценки окружающих.

Инструкция настраивает на изменение внутренней позиции, создание более позитивной установки по отношению к своим способностям. Постепенно участник привыкает к своим способностям. Постепенно участник привыкает к тому, что можно высказать любую мысль без страха, что ее признают смешной и несостоятельной.

Второй путь направлен в подсознание через создание благоприятных внешних условий: сочувствия, поддержки, одобрения, особой располагающей атмосферы.

Тем самым обеспечивается глубинная безопасность, ослабевает внутренний контроль и облегчается включение в творческий процесс. 
Творческая деятельность – это такой вид активности человека, в результате которого происходит познание и творческое преобразование окружающего мира, включая и самого человека.

Существуют различные виды творческой деятельности. Творческую деятельность можно разделить условно на два вида : декоративно-прикладную и художественно-эстетическую.

К декоративно-прикладному искусству относятся: изобразительная деятельность, рукоделие, лепка, шитьё, вязание, плетение из различных материалов.

К художественно-эстетической деятельности относятся: музыка, хореография, вокал, драматический театр.
Среди декоративно-прикладного творчества дети любят заниматься больше всего изобразительным искусством, в частности рисованием.

По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, о взаимоотношении с окружающим миром, людьми, о развитии памяти, воображения, способе мышления. Значимую роль в развитии творческих способностей детей занимают занятия по плетению, вязанию, шитью.

Изучив основы вязания, дети сами сочетают узоры, с выдумкой и фантазией подходят к выполнению изделия. Выкроив себе изделие дети моделируют дизайн изделия, по принципу гармоничного цветовосприятия. В процессе таких занятий у детей развивается логическое мышление, креативный подход к решению задач, творческое воображение.

Огромное место в художественно-творческом восприятии детей занимает музыка. Дети с увлечением и интересом воспроизводят музыкальные ряды и звуки на различных инструментах, ранее прослушанных музыкальных произведений. Именно в раннем возрасте впервые возникает интерес к серьезному занятию музыкой, который со временем переходит в настоящее увлечение и помогает развивать музыкальный талант. Дети учатся танцевать, синхронизировать разнообразные ритмические движения под музыку и петь.

Занятия пением, вокалом, тоже являются творческой деятельностью. Пение развивает музыкальный слух и вокальные способности.

Для раскрытия творческих талантов, учитель и учащиеся все вместе разыгрывают этюды, музыкально-танцевальные импровизации.

Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей.

Основным, решающим принципом обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей. Начиная с простых, несложных заданий, постепенно усложняя, наращивая темп.

В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается обще дидактическим принципам:

- научности;

- последовательности;

- систематичности;

- доступности;
- прочности;
- активности;
- наглядности;

- индивидуального подхода.

Для лучшего усвоения материала, занятия по развитию творческих способностей проходят в игровой форме. В современной времени это игры творческие, развивающие игры, которые при при том объединены общей идей и выполняют вполне определённую функцию, ведут к одной цели – всестороннему развитию творческих способностей ребёнка.

1. Отдельная игра подразумевает набор определённых задач.

2. Задачи представляются ребенку в разных формах, и так знакомят его с различными вариантами передачи информации.

3. Задачи подвержены основному принципу –от простого к сложному.

4. Задачи обладают разнообразным диапазоном сложностей. Поэтому игры даже возбуждают интерес довольно длительное время, не надоедая.

5. Плавное увеличение сложности заданий - помогает развитию творческих способностей.

6. Для быстрейшего, оптимального развития творческих способностей у ребёнка нужно выполнять условия:

- с самого раннего возраста ребёнка уже нужно уделять время для развития его творческих способностей ;

- перед ребёнком нужно ставить выполнимую задачу, которая предполагает с его стороны некоторые усилия для ее реализации;

- творческие игры желательно давать разнообразные, интересные создающие атмосферу хорошего настроения и свободного и радостного творчества.

Совместно с принципами используют и практические, наглядные и словесные методы.

К практическим методам можно отнести задания, игры, моделирование.

Под заданием подразумевается – многократная отработка определённого навыка, путём повторения практических и умственных заданных действий.

Все задания можно разделить на творческие, конструктивные, подражательно- исполнительские.

Творческий метод - это индивидуальный способ воплощения предметов и явлений действительности в художественных образах.

Ведь, действительно, прежде чем что то изобразить на бумаге, ребёнку нужно осознать, что такое окружающий мир или человек, и потом, перенести своё понимание, отношение на бумагу.

Игровая форма метода предлагает использование различных игровых техник с другими творческими приемами.
Моделирование - это процесс проектирования уменьшенной копии- модели будущего изделия и их использования.
Наглядный метод, это наблюдение: прослушивание пластинок, рассматривание рисунков, узоров, картин, готовых поделок, изделий, просмотр диафильмов.

К словесными методами можно отнести : рассказ, пересказ, беседу, чтение.

На занятиях с детьми все эти методы должны гармонично сочетаться друг с другом, дополнять друг друга, поддерживая интерес ребёнка к творчеству, и развивая его творческие способности.

Детское творчество - это уникальный процесс. Который всесторонне развивает ребёнка, позволяет ему с интересом познавать себя и окружающий мир, создавать что- то новое, раскрывать индивидуальные особенности. Многие учителя и психологи, отечественные и зарубежные, подчеркивают значение художественного творчества в развитии личности ребенка. Создать что-то новое, нестандартное, ценные встречается в различных видах творческой деятельности, которая помогла с искусства и творческие способности. И задача педагога увидеть эти способности ребёнка, помочь их развить, усилить интерес к творчеству. Возможность реализовать идею, которая определяет внутренний мир ребенка и его эстетическое отношение к миру, отражает основные задачи развития художественных и творческих способностей.

Универсальные творческие способности как индивидуальные особенности, свойства человека, которые определяют успех выполнения их творческой деятельности различного рода.

Ребенок имеет множество возможностей для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности безвозвратно утрачены с течением времени, поэтому необходимо, как можно

это более эффективно, чтобы использовать их в школьном возрасте. Успешное развитие творческих способностей возможно только при определенных условиях, которые способствуют их появлению.

На основе всего выше сказанного можно сделать вывод , что развитие творческих способностей детей, является неотъемлемой частью общественной жизни. Творчество-это процесс человеческой деятельности, в результате которого , мы получаем качественно новые духовные и материальные ценности, где особую роль занимает деятельность учреждений дополнительного образования детей.



 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X