Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 23.12
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Психофизические состояние спортсмена. Работа №346684

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Актуальность выбранной темы научно – исследовательской работы  «Психофизическое состояние спортсмена (в подготовительный, соревновательный, переходный периоды спортивной тренировки)» обусловлена тем, что для  получения  высоких  результатов  в  спорте,  спортсмену  надо  хорошо  знать,  как  возникают  разнообразные  психофизические  состояния,  с  которыми  необходимо  научиться  справляться. 

         Проблема сохранения высокого уровня эффективной работоспособности спортсмена в течение длительного времени, особенно в экстремальных условиях соревновательной деятельности, остается актуальной, несмотря на многочисленные исследования научно-прикладного характера в этой области.

Работа:

Психофизическое состояние спортсмена (в подготовительный, соревновательный, переходный периоды спортивной тренировки)

 

Балакирева Екатерина Андреевна

инструктор-методист МАУ ДО «СШ «Триумф»

 

Аннотация

 

Актуальность выбранной темы научно – исследовательской работы «Психофизическое состояние спортсмена (в подготовительный, соревновательный, переходный периоды спортивной тренировки)» обусловлена тем, что для получения высоких результатов в спорте, спортсмену надо хорошо знать, как возникают разнообразные психофизические состояния, с которыми необходимо научиться справляться.

Проблема сохранения высокого уровня эффективной работоспособности спортсмена в течение длительного времени, особенно в экстремальных условиях соревновательной деятельности, остается актуальной, несмотря на многочисленные исследования научно-прикладного характера в этой области.

В приказе Госкомспорта и Минздрава РФ № 337 от 20.08.2001 констатируется, что только у 2,5 % элитных спортсменов функциональное состояние оценивается как хорошее, а хронические заболевания выявляются более чем у 50 %. Эти подтверждает значение текущих обследований для раннего выявления переходных состояний организма спортсменов в тренировочном процессе и профилактики начальных явлений переутомления, перетренированности, снижения уровня реактивности центральной нервной системы, иммунитета, резистентности и роста риска заболеваний.

Основным  психофизическим  состоянием  спортсмена,  возникающим  в  тренировочной  деятельности  является  монотония.

«Монотония    (однообразие)    это  психофизическое  состояние  спортсмена,  которое  сопровождается  чувством  скуки,  падением  интереса  к  выполняемой  работе,  преждевременной  усталостью,  ослаблением  и  рассредоточенностью  внимания,  неудовлетворенностью  от  текущей  ситуации  и  т.  п.»  [19].

Разными  специалистами  этот  термин  используется  не  всегда  одинаково.  Психологи  употребляют  его  для  определения  психического  состояния,  возникающего  у  человека  в  процессе  однообразной  деятельности.  В  отличие  от  них  физиологи  применяют  понятие  «монотонность»  используя  для  характеристики  однообразной  работы  слово  «скука».

У  ученых  нет  единой  точки  зрения  на  механизмы  возникновения  монотонии,  но  в  целом  из  всех  точек  зрения  можно  выделить  основные.

Е.И.  Ильин  рассматривает  состояние  монотонии  как  эмоциональное,  а  именно,  как  операциональное  состояние.  Психологическое  объяснение  состояния  монотонии,  состоит  в  том,  «что  монотонная  работа  приводит  к  сужению  объема  внимания,  нервному  истощению  и,  вследствие  этого,  снижению  психической  активности  мозга»  [13,  с.  215],  т.  е.  это  понимание состояния  монотонии,  как  психического  утомления,  которое  является  следствием  перенапряжения  внимания.

В  отечественной  литературе  наиболее  четко  взгляд  на  монотонию,  как  на  операциональное  состояние  изложен  М.И.  Виноградовым  и  3.М.  Золиной. 

Их объяснение основывается на предположении И.П. Павлова о том, что воздействие на одни и те же клетки длительно действующего раздражителя приводит к их быстрому истощению, к развитию запредельного охранительного торможения, которое иррадиирует по коре головного мозга.

В отечественной науке проблему монотонии рассматривали в разных сферах человеческой деятельности: на производстве (Виноградов, 1966; Золина, 1967; Фетискин, 19746, 1993; Фукин, 1982), в учебной деятельности (Фетискин, 1993), в учебно-музыкальной (Шурыгина, 1984) и спортивно-тренировочной (Фетискин, 1974; Фидаров, Болдин, 1975; Сопов, 1977), да и просто в обычной жизни (так называемая «монотония быта»), т. е. монотонность влияет на эффективность деятельности, настроение человека, на его развитие как личности.

Изучением этого состояния интересуются физиологи, психологи, социологи, и это не случайно.

Проблема монотонии в спортивной деятельности часто игнорируется, хотя с этим фактором спортсмен постоянно встречаются на тренировочных занятиях, особенно при совершенствовании технического мастерства, при выполнении объемной нагрузки. Монотония характерна для тренировочной деятельности марафонцев, стайеров, лыжников, конькобежцев, гребцов, штангистов, велосипедистов. Монотонность уменьшает эффективность работы, лишает ее творческого элемента, понижает интерес к ней. К этому приводит недостаточная эмоциональная насыщенность занятий, бедность впечатлений, получаемых спортсменом от тренировочных занятий. Ученые, работающие над изучением «монотонии» в области спорта, выделяют показатели, по которым можно судить о её проявлении во время тренировочной деятельности (таблица 1)

Таблица  1 - Показатели  монотонии  с  позиций  разных  ученых

Ф.  И.  О.  автора

Показатели  монотонии

Ильин  Е.И.  —  психолог

Снижение  активности

Угасание  внимания

Скука

Апатия

Фетискин  Н.П.  —  тренер-психолог

Снижение  активности

Угасание  внимания

Скука

Преждевременное  утомление

Сопов  В.Ф.  —  профессор

Снижение  активности

Сонливость

Преждевременное  утомление

 

Таким  образом,  видим,  показатели  монотонии  авторов  схожи. 

У  каждого  из  этих  показателей,  в  свою  очередь,  существуют  свои  внешние  признаки,  которые  проявляются  у  спортсмена  в  тренировочной  деятельности  при  возникновении  монотонии.

Таблица  2 - Признаки  показателей  монотонии

Показатели

Внешние  признаки

Снижение  активности

Замедленные  движения

Замыкание  в  себе

Сонливость

Зевание

Вялость

Сужение  внимания

Угасание  внимания

Сужение  внимания

Отсутствие  реакции  на  внешние  раздражители

Преждевременное  утомление

Цвет  кожи

Потливость

Проявление  в  выполнении  упражнения

Скука

«Потускневшие  глаза»

«Облакачивание»

Апатия

Отсутствие  эмоций

Отключение  от  внешней  обстановки

Нежелание  выполнять  задание

 

Если положить в основу то, что все состояния могут проявляться с разной силой и уровнем, то можно условно выделить 3 уровня проявления монотонии в тренировочной деятельности:

- низкий уровень проявления монотонии характеризуется небольшим количеством внешних признаков, выделенных нами, встречающихся одновременно (1—5). Негативное влияние этого уровня монотонии на тренировочную деятельность отсутствует или минимально;

- средний уровень проявления монотонии характеризуется присутствием внешних признаков в количестве (6—10), которое проявляются одновременно. Данный уровень монотонии характеризуется заметным негативным влиянием на тренировочную деятельность, может дестабилизировать её;

- высокий уровень проявления монотонии характеризуется большим числом одновременно проявляющихся внешних признаков (10—15). Может привести к полному срыву тренировочного процесса.

 

3.2 Экспериментальное исследование

Нами было проведено диагностирование по выявлению проявления монотонии у спортсменов тяжёлоатлетов в разные периоды тренировочной деятельности и соотнесение их с характеристиками её уровня. Для решения данной задачи нами был составлен дневник наблюдения по выявлению монотонии у спортсменов-тяжелоатлетов в тренировочной деятельности с учётом показателей и их признаков, а так же анкетирование.

В исследования приняло участие 100 спортсменов разных разрядов:

Группа № 1 - 25 спортсменов — КМС (кандидаты в мастера спорта);

Группа № 2 - 25 спортсменов — 1-й взрослый разряд;

Группа № 3 - 25 спортсменов — 2-й взрослый разряд;

Группа № 4 - 25 спортсменов — 3-й юношеский разряд. В каждом периоде у спортсменов было по четыре тренировочных занятия в неделю.

Результаты подготовительного периода тренировочной деятельности

Группа № 1 - монотония проявляется на пороге низкого и среднего уровня на всех тренировочных занятиях подготовительного периода.

У спортсменов группы № 2 монотония так же находится на пороге среднего и низкого уровня, но здесь видны тренировочные занятия как с низким, так и со средним уровнем монотонии (рисунок 2).

Рисунок 2 – Проявление монотонии на подготовительном периоде тренировочной деятельности в Группе № 2

У группы спортсменов № 3 средний уровень монотонии на семи занятиях и низкий на одном.

Рисунок 3 – Проявление монотонии на подготовительном периоде тренировочной деятельности в Группе № 3

 

У группы спортсменов № 4 так же на низком уровне монотония встречается только на одном тренировочном занятии, а на остальных находится на среднем уровне.

Рисунок 4 – Проявление монотонии на подготовительном периоде тренировочной деятельности в Группе № 4

Таким образом, можно видеть, что монотония в данном периоде проявляется довольно заметно, причём наблюдается разный уровень монотонии, что связано с разной их квалификацией, разными психическими качествами и спецификой тренировочной деятельности этого периода.

Рассмотрим результаты, полученные на предсоревновательном периоде.

Рисунок 5 – Проявление монотонии на предсоревновательном периоде тренировочной деятельности

У спортсменов групп № 1, № 2, № 4 монотония проявляется на низком уровне, но уже не встречается тренировочных занятий, где монотония находилась бы на границе низкого и среднего уровня.

У спортсмена № 3 монотония на всех занятиях находится на пороге среднего и низкого уровня.

Таким образов видим, что уровень монотонии всех спортсменов стал ниже относительно предыдущего периода тренировочной деятельности, это связано с близостью соревнования, следовательно, и с повышением уровня мотивации, а так же изменения нагрузки и подбора тренировочных упражнений.

Далее рассмотрим результаты исследования монотонии в переходном периоде.

Рисунок 6 – Проявление монотонии на переходном периоде тренировочной деятельности

У спортсменов группы № 1, № 2 — уровень монотонии находится на низком уровне как и в прошлые периоды, но средний показатель стал выше относительно предыдущего.

У спортсменов группы № 3 на трёх тренировочных занятиях проявляется средний уровень монотонии, на одном — низкий, но относительно прошлого периоды мы тоже видим повышения её уровня. У спортсменов группы № 4 монотония на всех тренировочных занятиях находится на среднем уровне, что значительно выше её проявления в прошлый период тренировочной деятельности.

Таким образом, уровень проявления монотонии повысился у каждого спортсмена относительно прошлого периода, но результаты для каждого спортсмена отдельно опять же сильно отличаются, что связано с индивидуальными качествами каждого спортсмена.

Полученные результаты свидетельствуют о следующем:

Монотония в подготовительном, предсоревновательном и переходном периодах тренировочной деятельности проявляется на разном уровне, а именно в подготовительном периоде наблюдается самый высокий уровень её проявления, в предсоревновательной период она снижается, а в переходном снова наблюдается её повышение. Это связано с тем, что в подготовительном периоде наблюдается самая монотонная и однообразная деятельность в совокупности со слабой мотиваций к ней, потому что соревнования ещё далеко и результаты деятельности спортсмен сам не ощущает. В предсоревновательный период наблюдается снижение, так как нагрузка и подбор упражнений изменяется, спортсмен находится в предвкушении соревнований, следовательно, мотивация возрастает, так же здесь роль играет мобилизация резервных сил организма. В переходном периоде наблюдается опять повышение монотонии, вследствие того, что происходит рефлексия результатов соревнований и от этого часто страдает мотивация спортсмена, снижается интенсивность нагрузок, которая является фактором возникновения монотонии, а также подбор упражнений не отличается большим разнообразием.

Рекомендации по предупреждению монотонии:

Общие рекомендации:

- максимально разнообразить подбор тренировочных упражнений;

- стараться не повторять недельные микроциклы подряд;

- применять по возможности игровой метод;

- стараться максимально сократить временной промежуток тренировки;

- совместно со спортсменами осуществлять планирование тренировочной деятельности и подбор нагрузок;

- учитывать индивидуальные особенности и предпочтения каждого спортсмена.

Специальные рекомендации (подготовительный период):

- повышать мотивацию спортсменов;

- организовывать восстановительные процедуры после каждой тренировки;

- использовать разные методы при совершенствовании технического мастерства спортсменов.

Специальные рекомендации (предсоревновательный период):

- максимально ориентировать спортсменов на соревнования;

- изменять интенсивность нагрузок в ходе тренировки;

Специальные рекомендации (переходный период):

- совместно со спортсменами проводить рефлексию соревновательной деятельности и подбадривать их, если их деятельность кажется им не удачной;

- изменять интенсивность нагрузок в ходе тренировки;

- поддерживать оптимальное состояние спортсменов в ходе тренировок.

- организовывать по возможности активный отдых.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Полученные в ходе научно-исследовательской работы результаты позволяют сформулировать ряд выводов.

Современный спорт характеризуется значительным увеличением объема тренировочных нагрузок и эмоционального накала соревновательной борьбы. Проблема медико-психологических особенностей спортивной деятельности получила широкое развитие как в теоретических так и в экспериментальных исследованиях отечественных и зарубежных ученых. Проведенные исследования показали, что одна и та же тренировочная работа, вызывая разный тип адаптивной реакции, в каждом случае будет оказывать неодинаковый тренирующий эффект.

Физическая нагрузка оказывает генерализованное влияние на организм, воздействуя практически на все его физиологические механизмы, регулирует процессы метаболизма, повышая резистентность человека к стрессовым влияниям, оказывает тренирующее влияние на процессы координации и регуляции двигательных и вегетативных функций, обеспечивающих диапазон и совершенствование адаптации организма к любым внешним и внутренним воздействиям и, тем самым, предотвращающая нарушения здоровья.

Функциональные состояния зависят от свойств нервной системы, от типа темперамента, от общей эмоциональной направленности, от способности к нейтрализации негативных эмоциональных следов и волевых качеств а так же от периода тренировочной деятельности.

«Психофизиологическое состояние представляет собой отражение способа обеспечения высших психических функций, интегральным выражением которых является осознанная, социально обусловленная поведенческая двигательная деятельность, в том числе и спортивная деятельность».

В ходе исследования большое внимание было уделено ведущей роли ЦНС в регуляции процессов адаптации организма спортсменов. Согласно современным представлениям, ключевым звеном в структуре общего функционального состояния организма является состояние центральной нервной системы. При этом состояние нервной системы рассматривается как результат взаимодействия неспецифической генерализированной активности, источником которой является ретикулярная формация, и специфической активности, имеющей ряд локальных источников.

Однако следует учитывать, что управляющая и регулирующая роль ЦНС непостоянна; она претерпевает существенное изменение в процессе любой деятельности, в том числе и в связи с изменением в результате утомления психических процессов — дифференцировки восприятия, памяти, внимания, выраженности и направленности эмоций, которые могут снижать работоспособность ЦНС, а вместе с ней и организма в целом. Все это свидетельствует о том, что психофизиологическое состояние является одним из важнейших слагаемых спортивных успехов.

В ходе исследования были рассмотрены различные подходы к диагностике психофизического состояния спортсменов.

- по оценке эффективности деятельности;

- по оценке состояния физиологических систем организма;

- по оценке психофизиологических характеристик;

- по субъективной оценке состояния.

Важно отметить, что для полноценной диагностики необходимо использовать все перечисленные подходы. Однако, для характеристики напряженной спортивной деятельности и своевременной коррекции учебно-тренировочного процесса, в последнее время все шире стали применяться

психофизиологические методы оценки состояния и работоспособности человека. Эти методы возникли на стыке физиологии и психологии. С помощью именно психофизиологических тестов оказывается возможным в условиях деятельностной среды исследовать восприятие, память, внимание, лабильность нервных процессов, помехоустойчивость, мышление. В физиологии спорта исследование указанных показателей проводится не только для оценки влияния спортивной нагрузки на человека, но и в целях профессиональной ориентации, профотбора и обучения.

Психофизическое состояние спортсмена изменяется на разных периодах тренировочной деятельности. Эта проблема была проанализирована на примере одного из важнейших психофизических состояний спортсмена – монотонии.

Проведение эксперимента, в котром участвовали 100 спортсменов, показало, что монотония в подготовительном, предсоревновательном и переходном периодах тренировочной деятельности проявляется на разном уровне, а именно в подготовительном периоде наблюдается самый высокий уровень её проявления, в предсоревновательной период она снижается, а в переходном снова наблюдается её повышение.

Полученные в ходе научно-исследовательской работы результаты позволяют сформулировать ряд выводов.

Современный спорт характеризуется значительным увеличением объема тренировочных нагрузок и эмоционального накала соревновательной борьбы. Проблема медико-психологических особенностей спортивной деятельности получила широкое развитие как в теоретических так и в экспериментальных исследованиях отечественных и зарубежных ученых. Проведенные исследования показали, что одна и та же тренировочная работа, вызывая разный тип адаптивной реакции, в каждом случае будет оказывать неодинаковый тренирующий эффект.

Физическая нагрузка оказывает генерализованное влияние на организм, воздействуя практически на все его физиологические механизмы, регулирует процессы метаболизма, повышая резистентность человека к стрессовым влияниям, оказывает тренирующее влияние на процессы координации и регуляции двигательных и вегетативных функций, обеспечивающих диапазон и совершенствование адаптации организма к любым внешним и внутренним воздействиям и, тем самым, предотвращающая нарушения здоровья.

Функциональные состояния зависят от свойств нервной системы, от типа темперамента, от общей эмоциональной направленности, от способности к нейтрализации негативных эмоциональных следов и волевых качеств а так же от периода тренировочной деятельности.

«Психофизиологическое состояние представляет собой отражение способа обеспечения высших психических функций, интегральным выражением которых является осознанная, социально обусловленная поведенческая двигательная деятельность, в том числе и спортивная деятельность».

В ходе исследования большое внимание было уделено ведущей роли ЦНС в регуляции процессов адаптации организма спортсменов. Согласно современным представлениям, ключевым звеном в структуре общего функционального состояния организма является состояние центральной нервной системы. При этом состояние нервной системы рассматривается как результат взаимодействия неспецифической генерализированной активности, источником которой является ретикулярная формация, и специфической активности, имеющей ряд локальных источников.

Однако следует учитывать, что управляющая и регулирующая роль ЦНС непостоянна; она претерпевает существенное изменение в процессе любой деятельности, в том числе и в связи с изменением в результате утомления психических процессов — дифференцировки восприятия, памяти, внимания, выраженности и направленности эмоций, которые могут снижать работоспособность ЦНС, а вместе с ней и организма в целом. Все это свидетельствует о том, что психофизиологическое состояние является одним из важнейших слагаемых спортивных успехов.

В ходе исследования были рассмотрены различные подходы к диагностике психофизического состояния спортсменов.

- по оценке эффективности деятельности;

- по оценке состояния физиологических систем организма;

- по оценке психофизиологических характеристик;

- по субъективной оценке состояния.

Важно отметить, что для полноценной диагностики необходимо использовать все перечисленные подходы. Однако, для характеристики напряженной спортивной деятельности и своевременной коррекции учебно-тренировочного процесса, в последнее время все шире стали применяться

психофизиологические методы оценки состояния и работоспособности человека. Эти методы возникли на стыке физиологии и психологии. С помощью именно психофизиологических тестов оказывается возможным в условиях деятельностной среды исследовать восприятие, память, внимание, лабильность нервных процессов, помехоустойчивость, мышление. В физиологии спорта исследование указанных показателей проводится не только для оценки влияния спортивной нагрузки на человека, но и в целях профессиональной ориентации, профотбора и обучения.

Психофизическое состояние спортсмена изменяется на разных периодах тренировочной деятельности. Эта проблема была проанализирована на примере одного из важнейших психофизических состояний спортсмена – монотонии.

Проведение эксперимента, в котром участвовали 100 спортсменов, показало, что монотония в подготовительном, предсоревновательном и переходном периодах тренировочной деятельности проявляется на разном уровне, а именно в подготовительном периоде наблюдается самый высокий уровень её проявления, в предсоревновательной период она снижается, а в переходном снова наблюдается её повышение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.Александров  Ю.И.  Психофизиология:  Учебник  для  вузов.  СПб.:  Питер.  2011.

2. Арьков, В.В. Сравнительный анализ параметров стабилометрии у спортсменов разной специализации / В.В. Арьков, Т.Ф. Абрамова, Т.М. Никитина [и др.] // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. - 2009. - Т. 147, № 2. - С. 194-196

3. Бабушкин, Г.Д. Оперативная диагностика предстартовой психической готовности спортсмена /Т.Д. Бабушкин, В.Н: Смоленцева: Научные труды Сиб ГУФК. - Омск: Изд-во Сиб ГУФК, 2006. - С. 77-80

4. Безрукова, Н.М. Взаимосвязь двигательной активности и здоровья / Н.М. Безрукова // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: тез. XVI Междунар. науч.-практ. конф. по проблемам физ. воспитания уч-ся. - Коломна: Изд-во КГПИ, 2006. - С. 7-8.

5. Бишаева, А.А. Физическая культура: Учебник / А.А. Бишаева. - М.: Академия, 2018. - 224 c.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X