Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 03.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Психологическая готовность ребёнка к чтению. Работа №264321

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Когда ребёнок готов к обучению чтения? Этот вопрос задают многие родители.  Статья поможет ответить на этот вопрос. 

Работа:
Статья.
Психологические критерии готовности дошкольника к обучению чтению.
Очень многие родители озабочены вопросом, когда же нужно учить ребёнка читать? Как можно раньше или ближе к школе, а может вообще не нужно? Сам научится. В настоящее время существует очень много пособий для родителей и педагогов о том, как, во сколько лет и чем нужно заниматься с ребёнком. Множество дошкольных образовательных программ, соответствующих ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) и не соответствующих, множество мнений разных специалистов: неврологов, психологов и педагогов. Хочется сказать, что различные мнения и подходы существовали и будут существовать всегда, родителям необходимо самим разбираться, что лучше подходит именно их ребёнку, благо у нас есть такая возможность, хоть и относительная. Что же стоит знать родителям об одной из самых животрепещущих тем дошкольного образования – обучении чтению.
Нужно понимать, что всегда были, есть и будут дети, которые готовы читать в 3 года и те, которые осилят эту науку только в 7 лет. Дети, которые хотят и любят читать и дети, которым это не так интересно, как хотелось бы их родителям. Это не значит, что одни лучше, а другие хуже. Нет таких данных, которые бы подтверждали, что чем раньше ребёнок научится читать, тем в последующем он будет умнее и уж тем более, успешнее. Все дети разные и график развития у каждого свой. Но это не значит также и того, что ребёнка не нужно обучать, в надежде, что он сам научится. Не научится, во всяком случае тому, чему хотелось бы его родителям. Как-бы там ни было, передача социо-культурного опыта происходит от родителей и взрослых к детям и то, что ребёнок вырастает человеком – это результат его социализации и обучения.
Что касается обучения чтению, по данным классической детской психологии, мозг ребёнка наиболее готов к этому к 5-ти-летнему возрасту. Желательно, чтобы к этому моменту у ребёнка была развита речь настолько, что он может без труда выговаривать все звуки родного языка, относительно правильно говорить слова и строить предложения, иметь развитое по возрасту образное мышление и хотеть научиться читать. Это средний вариант, возможны сдвиги. При совпадении всех этих условий дитя выучится читать достаточно легко и быстро, и с удовольствием, что укрепит его во мнении, что чтение достаточно приятное и интересное занятие. Не стоит начинать раньше, если ребёнок не демонстрирует вышеперечисленные навыки и не достиг 5-ти-летнего возраста и уж тем более, если он при этом читать не хочет и даже не понимает, чего от него хотят.
Мне бы хотелось развенчать миф многих о том, что ребёнок, который в 2 года знает буквы, скоро начнёт читать. Очень часто происходит просто натаскивание на буквы, также как ребёнок запоминает названия предметов и картинки, он запоминает буквы, если ему их регулярно показывать. Но, если предметы можно потрогать и взаимодействовать с ними каким-то образом, узнать их назначение, то буквы остаются просто значками, которые ребёнок узнаёт по памяти. Это не имеет ничего общего с обучением чтению. Потому как в чтении одна из главных составляющих – это складывание букв в слова и понимание смысла прочитанного. Крайне мало детей, способных на это в 2 года.
В 30-40-е годы был проведён эксперимент, в ходе которого были получены следующие результаты: детей в возрасте 1-1,5 лет можно научить читать при интенсивных тренировках, детей 1,5-2-х лет – печатать на машинке. Однако, при этом, экспериментаторы убедились, что знания и умения эти никак не способствовали развитию детей, потому что никак не опирались на их реальный жизненный опыт и не могли быть использованы детьми по назначению. Поскольку дети не могли осознать смысл прочитанной ими информации, это не было чтением в том понимании, которое вкладываем в это мы, взрослые. Помимо этого, усилия, использованные организмами детей в этом эксперименте, были значительны и отняли время от более важных, насущных потребностей детского развития, потребностей, которые впоследствии дают ребёнку возможность научиться читать.
Что же это за потребности? И как складывается развитие ребёнка, что он в какой-то момент своей жизни становится способным научится читать? В возрасте 1-2-х лет у ребёнка преобладает предметно-действенное мышление, чтобы узнать, освоить предмет – ребёнку нужно исследовать его свойства: постучать, попробовать на вкус и т.д. Малыш ведь не знает практически ничего, то, что для нас кажется простым, понятным и привычным – для него целый мир, это и есть его развитие в этом возрасте – предметы и действия с ними. Только представьте себе, сколько всего усваивает кроха в течение первых лет жизни. Ни один взрослый уже на такое не способен. После того, как видимый окружающий мир и мир простых действий и свойств материи относительно прочно усвоен ребёнком – происходит следующий важный этап в развитии – ребёнок способен представить знакомый предмет, животное, действие без его наличия. Это образное мышление. Если 3-х-летнему ребёнку предложить Покажи, как бегает кошечка! - он встанет на четвереньки и будет мяукать, потому, что в его опыте есть образ кошки, которую он видел, трогал, слышал вживую, или от взрослых как она мяукает. Он способен вспомнить это и идентифицировать как то, как бегает кошка и как он может это показать. Ребёнок, находящийся на стадии наглядно-действенного мышления этого не способен, он может в лучшем случае повторить такое действие за взрослым или другим ребёнком.
Также с чтением - если ребёнок не может себе представить за прочитанным словом образ – то это нельзя назвать чтением, это просто повторение наборов букв. Потому так важно на стадии развития образного мышления насытить обучающую среду ребёнка впечатлениями, сказками, играми – развивать образное мышление. И одна из самых важных ролей в этом отводится именно родителям – первым людям, которые знакомят ребёнка с миром и вводят его, в том числе, и в мир литературы, хоть и самым, казалось бы, простым способом.
Именно родители, особенно мама, читают ребёнку первую книгу, рассказывают сказки, потешки, сочиняют что-нибудь на ходу, чтобы уговорить закапризничавшего малыша. И от того, с какими эмоциями мама читает малышу, что она вкладывает в сказку из своей души – зависит, какие образы будут формироваться у малыша, и как он к ним будет относиться. Будет ли он радоваться за зайчика, который скачет в лесу на полянке, или тревожиться за того же самого зайчика (а вдруг зайчик упадёт), будет ли он сочувствовать плачущему герою, жалеть его, или погрозит пальчиком – сам виноват, убежал от мамы. Огромный спектр чувств, ситуаций, проблем воспринимает ребёнок из литературы, и взрослые могут помочь ему сформировать добрый, благодушный, мудрый образ мира.
Родители, а, впоследствии, и остальные взрослые, которых будет воспринимать ребёнок – вкладывают в образы героев сказок чувства и эмоции – образы человеческих взаимоотношений. И чем больше мама и папа читают ребёнку, чем богаче их интонации и вовлечённость в то, что они читают, тем больше образов, действий и сложных эмоций сможет воспринять их ребёнок.
Результатом всех этих стараний является всё возрастающее любопытство ребёнка, он начинает представлять себе действия сказки, или рассказа, спрашивать что-то по ходу, сопереживать, с ним можно обсудить поведение героев, спросить, кто ему понравился. Когда ваш малыш становится активным слушателем, можно сказать, что внутренне он уже готов к обучению чтению. Остаётся только учесть некоторые особенности, о которых уже упоминалось выше: сформированность речи, готовность мозга (в среднем это в 5 лет), и желание научиться.
Сам процесс обучения чтению заслуживает отдельной статьи. Про это написано множество пособий. Стоит отметить только, что всегда есть период, когда ребёнок с трудом понимает, что он прочитал, потому что вся энергия уходит на складывание букв в слова. Сначала следует читать ровно столько, сколько ребёнок может понять за одно прочтение и не спешить увеличивать количество слов. Вы сами увидите, какая это сложная работа для начинающего читать ребёнка – читать и воспринимать прочитанное одновременно.
Хочется ещё пожелать родителям не спешить переводить научившегося читать ребёнка, исключительно на самостоятельное чтение. Пусть ещё какое-то время родительское чтение присутствует в жизни ребёнка, наполняя его душу так легко и непосредственно; и постепенно, постепенно ребёнок переходит полностью на самостоятельное чтение.
Список использованной литературы:
Составители Л.Е. Журова, Т.С. Комарова, под ред. А.Г. Хрипковой Дошкольник. – М.: Педагогика, 1979. – 415с.
Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребёнок. Психологическая готовность к школе. – М.: Знание, 1987. – 77с.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×