В статье рассматривается систематическая работа деятельности псизхологической работы ДОУ. Особое значение в статье уделяется психодиагностике и в коррекционно-развивающей работе.Предложенная система психологического сопровождения это помощь родителям и педагогам, по вопросам, развития, обучения и воспитания.
Психологическая служба в ДОУ
Андреева Марфа Егоровна – педагог-психолог
МБДОУ «ЦРР – детский сад «Радуга»
Аннотация:
В статье рассматривается систематическая работа деятельности психологической службы ДОУ. Особое значение в статье уделяется психодиагностике и в коррекционно-развивающей работе. Предложенная система психологического сопровождения это помощь родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания.
Психологическая служба ДОУ - одно из звеньев единой системы психологической службы в образовании – системы социальной помощи семье и детям. Она предназначена для оказания своевременной квалифицированной консультативно-методической, психодиагностической, психокоррекционной помощи детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания. А также социально-психологической адаптации. Направления деятельности психологической службы, охватывают работу с воспитанниками, педагогическим коллективом, родителями.
Психодиагностика
.
В рамках психодиагностического направления осуществляется:
- Анкетирование с целью определения степени готовности ребёнка к поступлению в ДОУ;
- Наблюдение с целью определения эмоционального фона группы (в период адаптации);
- Диагностика детей раннего возраста для определения уровня познавательного развития;
- Диагностика воспитанников подготовительной группы с целью определения уровня психологической готовности к обучению в школе для организации и координации коррекционно-развивающей работы с детьми;
- Диагностика психического развития детей (старший возраст) для организации коррекционно-развивающей работы;
- Диагностика детей «группы риска» (агрессивные, нерешительные, конфликтные, вспыльчивые дети) с целью учёта и организации дальнейшей помощи по оказанию работы с детьми;
- Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ;
- Диагностика удовлетворённости родителями качеством услуг, предоставляемыми ДОУ.
2. Психопрофилактика. В данном направлении проводится работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:
-анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания;
-групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
-информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
- Отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей;
- Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.
3. Коррекционная и развивающая работа.
В дошкольном возрасте универсальной формой коррекции является игра. Игровая деятельность может быть с успехом использована как для коррекции личности ребенка, так и для развития его познавательных процессов, речи, общения, поведения. В данном направлении реализуется:
- Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка, планирование работы;
- Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста с целью развития познавательных процессов;
- Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования психологической готовности к школьному обучению (развитие психических процессов, мотивации обучения в школе);
- Индивидуальные занятия с детьми имеющими ниже среднего и низкий уровни развития психических процессов, психологической готовности к школе.
- Проведение занятий с детьми старшей и подготовительной группы с целью развития социального мира детей, умения понимать эмоции других людей, договариваться, развитие знаний о своём «Я».
4. Психологическое консультирование
Консультирование осуществляется по следующей тематики:
- Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка;
- Групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей по актуальным темам;
- Участие и активная работа в ПМПК ДОУ (рекомендации узким специалистам с учётом уровня актуального развития ребёнка, выстраивание совместно со специалистами индивидуального маршрута сопровождения);
- Медико-педагогические совещания (консультирование педагогов по вопросам развития детей раннего возраста: "Игровая деятельность", "Сенсорное развитие детей раннего возраста", "Контроль за нервно-психическим развитием", "Факторы риска в развитии ребёнка");
- Проведение различных форм работы (семинаров-практикумов, круглых столов, деловых игр) с педагогическим коллективом учреждения с целью личностного и профессионального роста.
5. Психологическое просвещение
-актуализация и систематизация имеющихся знаний;
-повышение уровня психологических знаний;
-включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Проводится психологическое просвещение педагогов, осуществляется систематизированное психологическое просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов, семинаров, встреч согласно тематике и возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей. Эти направления осуществляются в работе с детьми родителями и педагогами нашего ДОУ.
Таким образом, созданная система психологического сопровождения помогает оказывать своевременную квалифицированную консультативно-методическую, психодиагностическую, психокоррекционную помощь детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания.
Литература:
Интернет - статья
2013г.,
Загарских
Дарья Александровна, педагог-психолог,
Метляева
Светлана Александровна, заведующий МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №84" муниципального образования г. Братска, Иркутской области
Овчарова
Р.В. Психолого-педагогическая служба: опыт организацииМ.,2014г.
Чиркова
Т.И. психологическая служба в д/с: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования, М.: Педагогическое общество России, серия: психологическое развитие 2001г.