Современная семья развивается в условиях противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, прослеживается внимание государства и общества к проблемам и трудностям семьи, разрабатываются комплексные целевые программы по повышению роли семьи в воспитании детей. С другой стороны, отмечаются процессы, приводящие к обострению семейных проблем: снижение жизненного уровня многих семей, увеличение количества разводов.
В данной статье описаны проблемы семьи дошкольника на современном этапе. Приведены конкретные сравнительные данные, раскрыта модель взаимодействия с семьями воспитанников на примере реального детского сада и формы работы с родителями и детьми. Опыт можно использовать в любом учреждении дошкольного образования.
заместитель заведующей по ВМР
МКДОУ №5 г. Нолинска Кировской области
Адрес: Кировская область, г.Нолинск, ул. Коммуны 42-а
Телефон/факс 89823885925; E-mail: ds5rodnichok@yandex.ru
Психолого-педагогическое сопровождение семьи
по вопросам образования и воспитания дошкольников
Современная семья развивается в условиях противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, прослеживается внимание государства и общества к проблемам и трудностям семьи, разрабатываются комплексные целевые программы по повышению роли семьи в воспитании детей. С другой стороны, отмечаются процессы, приводящие к обострению семейных проблем: снижение жизненного уровня многих семей, увеличение количества разводов. Данные обстоятельства отрицательно влияют на развитие детей. И поэтому детский сад как первый внесемейный социальный институт, должен стать настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания. Это необходимо для того, чтобы искоренить ошибки семейного воспитания, помочь малообеспеченным, многодетным, неполным семьям в решении проблем воспитания и обучения дошкольников. Задача педагогов – обеспечить психолого-педагогическое сопровождение семьи, и как следствие свободное развитие личности ребенка, профилактику социально опасного положенияи жестокого обращения взрослых с детьми.
Вопрос поиска и осуществления разных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных. По результатам исследования, 75% родителей наших воспитанников заинтересованы в получении рекомендаций по вопросам развития и воспитания своего ребенка, 25% родителей воспринимают дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, и такие родители перекладывают дело воспитания на дошкольное образовательное учреждение. Всего лишь 34% опрошенных реально обращаются за помощью к педагогам детского сада. Такие обстоятельства заставляют искать эффективные формы взаимодействия педагогов с семьей.
Одной из таких форм является разработанный план-программа психолого-педагогического сопровождения семьи Педагог-Ребенок-Родитель, направленный на создание единого образовательного пространства детского сада и семьи. Работа по реализации плана-программы осуществляется на основе трехблочной модели взаимодействия с семьей.
1 блок – работа в предадаптационный период, в рамках которого осуществляется рекламно-просветительская работа, ознакомление родителей с деятельностью учреждения по воспитанию, обучению, и развитию детей, выявляются запросы родителей на образовательные услуги. Ежегодно составляется социальный паспорт, на основе которого можно проследить динамику социального статуса семей, состав семей воспитанников (полные, неполные, приемные, многодетные семьи), социальный статус родителей (место работы), уровень образования, жилищные и материальные условия.
Представляем вашему вниманию сравнительные данные за 2021 и 2022 годы, полученные из анкет родителей. Анализ анкет показывает, что количество неполных семей, посещающих детский сад увеличилось на 5%, количество многодетных семей уменьшилось на 2%. Отмечаем также тот факт, что в 2013 году количество семей, имеющих доход выше прожиточного минимума составляло почти пятую часть от всех семей, посещающих учреждение, то сейчас эта цифра составляет лишь 4% (изменения за 10 лет на 16%), а количество семей, имеющих уровень дохода ниже прожиточного минимума увеличилось за год на 3%.
2 блок – практический. Содержание работы данного блока реализуется через психолого-педагогическое просвещение родителей на основе годового плана работы учреждения. Ежеквартально проводятся заседания Совета учреждения, родительские собрания. В плане активного взаимодействия используются нетрадиционные формы проведения родительских собраний, к примеру, устный журнал Секреты воспитания, мини-конференция Сохранение и укрепление здоровья воспитанников, Мастер-класс Единые подходы к организации питания в условиях семьи и детского сада.
С целью организационно-коммуникативного общения с семьями воспитанников проводятся тематические досуги, совместные праздники с детьми и родителями, выставки совместного детско-родительского творчества Чудо-урожай, Времена года, Моя любимая кукла. При этом родители не пассивные наблюдатели детского творчества, но и сами активные его участники. Родители подготовительной к школе группы ежегодно принимают активное участие в детско-родительском проекте Кем быть?, который направлен на повышение активности родителей в воспитании детей, приобщение к совместным творческим делам, развитие общения между участниками отношений.
Психолого-педагогическое просвещение родители получают через наглядную информацию в групповых родительских уголках и стендах Неболейка, Для вас, родители, Советы специалистов. Один раз в квартал для родителей выпускается детсадовская газета Родничок, в которой публикуются рубрики Информируем, Новости Родничка, Детское мнение, Профессия – воспитатель, рубрика Родительская почта. Большую роль в информировании родителей о жизнедеятельности детей в детском саду играет сайт учреждения, где родители всегда найдут нужную и полезную информацию, могут связаться с администрацией и педагогами через функцию обратной связи, имеют возможность узнать о результатах рассмотрения вопросов и предложений.
Практический блок включает в себя работу с семьями группы риска. Мы придерживаемся следующего определения: семья группы риска – это семья, которая в силу различных жизненных обстоятельств испытывает затруднения в воспитании ребёнка и (или) не должным образом осуществляет его воспитание, что сказывается на поведении ребёнка, приводит к нарушениям в его развитии, а также риску социально опасного положения. Ведущая роль при организации работы по обеспечению психолого-педагогического сопровождения семьи отводится консилиуму детского сада – анализ полученной информации о проблемах семьи, определение и разработка стратегии помощи семье по их разрешению, выявление детей, имеющих трудности в освоении основной образовательной программы дошкольного образования. На консилиуме обсуждаются причины возникновения трудностей у ребёнка, составляются индивидуальные программы сопровождения семей, находящихся на профилактическом учете.
ИПСС представляет собой план коррекционных, реабилитационных и педагогических мероприятий индивидуальных для каждой отдельной семьи.
В эти планы, в зависимости от потребностей конкретного ребёнка, включается:
диагностика психического развития ребёнка;
диагностика уровня речевого развития и звукопроизношения учителем-логопедом;
по итогам диагностического обследования организуется коррекционно-развивающая работа. Педагог-психолог проводит занятия, направленные на развитие познавательных процессов, коррекцию агрессивного поведения, тревожности, замкнутости. Учитель-логопед развивает коммуникативные навыки, способствует формированию словаря и связной речи, готовит детей к обучению в школе.
оказание консультативной помощи специалистами детского сада семье ребёнка в решении проблем, возникающих в процессе семейного воспитания, гармонизация детско-родительских отношений. Основная задача педагогов - укрепление взаимодействия с семьей, развитие ответственности взрослых. В рамках реализации программы сопровождения семей проводятся индивидуальные беседы с родителями воспитанников, направленные на решение проблем в воспитании и развитии детей (Воспитываем добротой, Чем занять ребенка дома, Детское меню. Учимся готовить, Сохранение психологического здоровья ребенка). Психолого-педагогическая помощь осуществляется педагогом-психологом и учителем-логопедом на заседаниях клуба Школа для родителей.
3 блок – контрольно-аналитический. В конце учебного года в детском саду проводится итоговое заседание консилиума, на котором анализируются результаты психолого-педагогического сопровождения детей из семей группы риска. На заседаниях педагогического совета заслушивается анализ работы педагогов с семьями воспитанников. Родители активно участвуют в оценке качества дошкольного образования. По итогам внутреннего анкетирования 85% родителей удовлетворяет уровень взаимодействия педагогов с родителями, 93% родителей удовлетворены качеством присмотра и ухода, 96% - удовлетворены качеством образовательной деятельности.
В заключение хочется отметить, что благодаря выстроенной модели взаимодействия с родителями воспитанников, дети из семей группы риска не имеют систематических пропусков без уважительной причины, ни одна семья, посещающая детский сад, не перешла из группы риска в группу семей, уже находящихся в социально опасном положении и состоящей на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.Следовательно, раннее психолого-педагогическое сопровождение семьи в условиях детского сада позволяет обеспечить своевременную профилактику социально опасного положениядетей, способствует раскрытию потенциала семьи, объединяет деятельность педагогов и семьи в деле воспитания развитого, ответственного человека, готового для жизни в обществе и социуме.