Одной из важнейших потребностей современной школы является воспитание личности с развитым экономическим мышлением, готовой к жизни в рыночных условиях. Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника, и он порою до окончания школы оставался в стороне от них, то сегодня жизнь требует, чтобы ученик знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения; умел делать выбор; представлял назначение денег; понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит и т.д.
«ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ»
Одной из важнейших потребностей современной школы является воспитание личности с развитым экономическим мышлением, готовой к жизни в рыночных условиях. Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника, и он порою до окончания школы оставался в стороне от них, то сегодня жизнь требует, чтобы ученик знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения; умел делать выбор; представлял назначение денег; понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит и т.д.
Актуальность данной тематики обусловлена принятием Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы, а также особенностями развития финансового рынка на современном этапе: с одной стороны, широкое внедрение информационных технологий привело к расширению охвата населения финансовыми продуктами и услугами, с другой стороны, — легкость доступа к финансовому рынку для неподготовленного потребителя приводит к дезориентации по вопросам собственной ответственности за принятие решений.
Формирование готовности молодежи к адаптации в изменяющихся условиях социально-экономической жизни, получение для этого соответствующих знаний – одна из насущных общественных потребностей, для удовлетворения которой школы вводят новые предметы, открывают профильные классы, разрабатывают программы дополнительного образования.
Коренные изменения экономического характера, происходящие а России в последнее десятилетие, обусловили потребность общества в экономически грамотном человеке, который способен сочетать личные интересы с интересами общества, деловые качества – с нравственными, такими как честность, порядочность, ответственность, гражданственность.
Экономические знания образуют некий базисный блок информации, необходимой каждому человеку для жизни в обществе.
По данным многочисленных исследований финансовое поведение россиян существенно отличается от действий финансово грамотного населения. Назовем лишь самые яркие цифры.
более 60% граждан не готовы нести ответственность за личные финансовые решения, около 50% считают
возможным
не
плат
ить
по кредиту
, так как
не рассчитал
и
своих возможнос
тей, до 40
% россиян считают, что правительство будет компенсировать им возможные потери, связанные с личными инвестициями;
около 70% граждан не понимают важность наличия
"
финансовой подушки безопасности
"
, около 40% граждан не имеют финансовых резервов;
более 60% считают финансовые услуги сложными и непонятными, о системе страхования вкладов не знает 55% граждан;
около 60% граждан
не имеют сбережений, ок
оло 50% хранят сбережения дома.
Таким образом, большинство россиян не занимаются осознанным и целенаправленным управлением личными финансами. Достаточно низкой можно считать экономическую грамотность, неотъемлемой составляющей которой является финансовая грамотность.
Финансовую грамотность принято определять как совокупность знаний о финансовом секторе, особенностях его функционирования и регулирования, профессиональных участниках и предлагаемых ими финансовых инструментах, продуктах и услугах, и умения их применять с полным осознанием итогов своих действий и готовностью нести ответственность за осуществляемые решения.
В целом суть финансовой грамотности можно определить как способность максимально осознанно и ответственно подходить к решению любых финансовых вопросов на протяжении всей жизни человека.
Начинать формирование финансовой грамотности лучше в школе, где относительно легче усвоить знания, необходимые для будущей жизнедеятельности. В курсе Обществознания предлагается обучающимся лишь теоретический материал, который для многих школьников остается набором сложных терминов.
Важно, чтобы старшеклассники вошли во взрослую жизнь финансово подкованными, и для них не стал проблемой вопрос управления своими финансами сбережениями, инвестициями или тратами.
С целью определения уровня финансовой грамотности учащихся 10-х классов проведился анкетный опрос. В анкетировании приняли участие 52 учащихся 10-х классов.
70,2% респондентов отметили, что финансово грамотным можно назвать человека, который умеет "эффективно управлять личными финансами", 49,9% - умеет принимать обоснованные решения в отношении финансовых продуктов и услуг и осознанно нести ответственность за такие решения.
На вопрос "Считаете ли Вы себя финансово грамотным человеком? Дайте оценку своим знаниям." 63,8% - оценили их как удовлетворительные, и только, 3,2% – как отличные.
Опрос показал, что старшеклассники в целом фиксируют свои доходы и расходы (38,7%,), а также учитывают траты (46,2%).
Реальными источниками получения сведений о финансах 84,3 % учащихся назвали интернет.
На вопрос "Нуждаетесь ли Вы в повышении своей финансовой грамотности" учащиеся дали однозначный ответ "скорее, да" - 100%.
Ответы на вопрос "В какой форме необходимо изучение финансовой грамотности в школе?" позволили выбрать формы и методы работы по внедрению в образовательный процесс дополнительных занятий по формированию финансовой грамотности старшеклассников.
Была разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Уроки финансовой грамотности" для учащихся 10-х классов лицея, направленная на формирование финансовой грамотности учащихся.
Программа разбита на тематические модули, изучение которых обеспечит освоение широкого спектра финансовой информации по вопросам, наиболее интересующим молодых людей в этом возрасте по данным опроса PISA. Модули подготовлены с учётом тех конкретных практических задач, которые придётся решать молодым людям на определённом этапе их жизни.
Последовательность модулей выстроена таким образом, чтобы учащийся имел возможность изучить все вопросы для успешного решения в будущем стоящих перед ним финансовых задач.
В ходе организации учебной деятельности программа предусматривает интерактивные формы обучения.
Предметные умения и компетенции отрабатываются посредством решения практических задач, выполнения заданий, осуществления поисковой, проектной деятельности .
В каждой теме предусмотрены деловые игры — форма организации учебной деятельности, имитирующая реальную деятельность. Целью игры является выработка модели поведения в сложившейся ситуации, приобретение опыта.
Занятие-презентация учебных достижений — форма организации учебной деятельности с целью мониторинга приращения знаний и умений обучающихся.
Также учащимся предлагаются выполнение проектов, решения практических задач, экономических ребусов, экономических кроссвордов, участие в викторинах.
В процессе обучения используются различные методы и приемы обучения. Также в программе представлены диагностические материалы и дидактическое обеспечение программы.
Таким образом, изучение финансовой грамотности даёт возможность обучающимся овладеть начальными умениями в области управления личными финансами в целях адаптации к динамично изменяющемуся и развивающемуся миру денежных отношений.
Поянская Наталья Викторовна,
педагог дополнительного образования