Это занятие рекомендовано для педагогов подготовительной группы. Оно позволит обобщить и систематизировать знания детей о России, сформировать уважительное отношение к государственным символам; закрепить названия крупных российских городов и рек; названия народных промыслов; воспитывать любовь к Родине, патриотические чувства. Занятие направлено на формирование уважительного отношения к ветеранам, их подвигам, славе. Занятие проходит в форме путешествия, что доставит ребятам положительные эмоции.
«Путешествие по России».
Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе.
Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Задачи: Обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам; закрепить названия крупных российских городов и рек; названия народных промыслов; воспитывать любовь к Родине, гражданско –патриотические чувства.
Материалы: изображения гербов и флагов, кроссворд, наглядно-дидактические пособия, выставка рисунков.
Предварительная работа: Беседы о российской символике; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий городов и рек; беседы, рассматривание иллюстраций и выполнение работ по мотивам народного декоративно – прикладного искусства.
Воспитатель: Скажите пожалуйста, какое сейчас время года?
(Весна).
- А какой очень важный, светлый и, можно сказать, самый главный праздник для всего нашего народа? Отмечается весной, в начале мая.
(День Победы).
- А что это за праздник?
(Дети)
- Правильно, в этот день, много лет назад, наша Красная Армия одержала победу над фашистской Германией.
- А Вы знаете как называют людей, которые воевали в годы войны, остались живыми, вернулись после победы домой и живут до настоящего времени.
(Ветераны)
Воспитатель: Ветеранов с каждым годом становиться все меньше и меньше. И мне бы очень хотелось сделать для них что-нибудь приятное, например, подарить подарок, сделанный своими руками, и чтобы Вы помогли мне в этом. Вы согласны?
(Да)
Воспитатель: А что именно подарить им я пока не знаю. Но у меня есть идея. Я предлагаю Вам прямо сейчас, всем вместе, дружно, не выходя из нашей группы отправиться в виртуальное (воображаемое) путешествие по нашей стране, которую сберегли и отстояли для нас наши доблестные Ветераны. А заодно, все вместе подумаем и над подарком. Согласны?
(Да)
Воспитатель: Как называется страна, по которой мы сейчас будем путешествовать?
(Россия)
- Я – россиянка. А как можно сказать про Вас? Кто Вы?
(Дети)
Воспитатель: Ну что же мои дорогие, юные россияне, занимайте места в нашем зрительном зале и в путь. А поможет нам совершить наше необычное путешествие вот эта карта. Здесь схематично указан наш маршрут. Карта, мне кажется, необычная. Именно она и поможет нам определиться с подарком.
Воспитатель: Каждый отрезок пути на карте определенного цвета и пронумерован.
Итак, 1-я дорожка какого цвета?
(Белая)
Вот по ней мы и отправимся в путь. А наша первая остановка «Географическая».
Воспитатель: Дорогие друзья. Знаете ли вы какая страна самая большая в мире?
Правильно самая большая страна в мире наша- Россия
Слайд
Посмотрите какую огромную территорию она занимает. Как широки и необъятны ее просторы. Как много вокруг лесов, полей, рек, морей, озер, гор.
Подумайте и скажите, что на карте обозначается зеленым цветом (растения, трава деревья, леса)
Слад
-Какую пользу приносит лес (это чистый воздух, древесина, грибы, ягоды, орехи, в лесу водятся животные, птицы и т. д.)
-Молодцы.
-А знаете ли вы какое дерево является символом России (Береза)?
Слайд
-Каким только словом не называет ее русский человек (кудрявая, стройная, белоствольная)
-Может быть кто-нибудь знает стихотворение о нашей красавице.
(стихотворение о березе)
Воспитатель: Какой еще цвет видите на карте (коричневый)
-Что он обозначает? (горы)
Слайд
-А что дают человеку горы? (полезные ископаемые)
-Правильно в горах добывают полезные ископаемые.
-А что такое полезные ископаемые (это то, что находится в земле и очень нужно человеку для жизни)
-На карте полезные ископаемые обозначаются значками.
Слайд
-Ребята, а давайте с вами вспомним как называется наш с вами родной и любимый край (Краснодарский)
-Как вы думаете почем?.
Слайд
-А что обозначает на карте синий цвет? (вода)
-Правильно. В нашей стране много рек, озер, морей.
-Какую пользу приносят реки, моря? (рыба, курорты, сплав леса и т. д.)
-Ну вот мы и прошли первую дорожку.
Воспитатель: Чтобы не перепутать дорожки и не заблудиться, я буду пройденный отрезок пути выкладывать на доске.
(Выкладываю белую полоску)
Воспитатель: Давайте посмотрим, какого цвета будет вторая дорожка.(Синяя)
И приведет она нас на станцию «Народная».
Воспитатель: Наша страна очень большая, красивая и богатая. Но главным ее достоинством являются люди: умные, сильные, талантливые. Кого из наших великих соотечественников Вы знаете?
(Пушкин, Чайковский, Гагарин)
- Молодцы!
- Всему миру известны, так же, работы наших народных умельцев.
-Я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно прикладного искусства российских мастеров. Отгадайте загадку
-Разноцветные подружки
Любят прятаться друг в дружке. (Матрешка)
-Конечно, это всем знакомая матрешка
-Следующая загадка
Эта роспись просто чудо
Голубая вся посуда
Роспись с синим завитком
Манит русским васильком. (Гжель)
Выросла золотая травка на ложке
Распустился красный цветок на плошке (Хохлома)
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски. (Дымковская игрушка)
Молодцы, ребята, вы знаете изделия Российских промыслов.
-Русский народ умеет не только трудиться, но и веселиться. И сейчас мы поиграем в русскую народную игру «Золотые ворота»
Воспитатель: Ну что же, я выкладываю на доске еще один отрезок нашего пути.
Какой? (Синий)
Воспитатель: А мы продолжаем наше путешествие, и делать это будем по 3-й дорожке. Какого она цвета? (Красная)
Она нас приведет на следующую станцию, которая называется «Государственная».
- Кто является президентом РФ?
- Как называется столица РФ?
- Чем он отличается от других городов России?
- Какие государственные символы Вы знаете?
(Герб, гимн, флаг)
- Герб. Что на нем изображено? Где можно увидеть герб?
(На важных документах, на паспорте, медалях, монетах, печатях, и т. п.)
- Что такое гимн?
(Дети)
Каждое утро с гимном начинается новый день, его можно услышать на соревнованиях, олимпиаде, в школе в начале учебного года, в армии каждое утро и т. п.
Гимн России это торжественная песня. В ней поется о любви к Родине –России, об уважении к ней и ее истории, о красоте ее природы, о надежде на прекрасное будущее. Давайте с вами послушаем Гимн Российской Федерации. Гимн прослушивается стоя как дань уважения.
-И еще один символ- флаг Российской Федерации. Какой он и что обозначают цвета?
Он развивается на всех государственных зданиях, на мачтах российских кораблей, даже на космических кораблях. Дети и взрослые ходят на праздники с флажками.
-Вот и красную дорожку мы прошли, и я на доске закрепляю красную полоску. Наше путешествие подошло к концу. Ну что это у нас получилось, смотрите не эта ли подсказка.
Дети видят флаг. А давайте мы с вами тоже сделаем флажки и подарим их ветеранам чтобы они пошли с ними на парад в честь Дня Победы 9 мая. Приглашаю вас в творческую мастерскую. (Дети делают флажки)
Давайте полюбуемся нашими работами. И скажите мне пожалуйста вам понравилось путешествие по России.
Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна, как мама. Давайте поиграем в игру «Передай сердечко и скажи словечко» (сердечко передают по кругу и говорят слова, какая наша страна.