Данная статья является результатом многолетнего опыта работы по классу "Вокал".
Чтобы хорошо исполнять, нужно не только чувствовать, но еще и думать, анализировать, наблюдать и … много заниматься.
В данной статье раскрываются проблемы и методы их решения, возникающие при работе над созданием музыкального образа в песне.
Детская школа искусств им. С.Губайдулиной
г. Чистополь, РТ
Методическая разработка по теме:
«Работа над музыкальным образом
с учащимися по классу вокала»
Выполнила:
Кононова Л.Е.
преподаватель первой
квалификационной категории
2019 г.
Цель: Создание музыкального образа в песне.
Задачи:
Обучающие: учиться понимать и осмысливать художественный образ исполняемых произведений;
Развивающие: добиваться единства звука и жеста;
Воспитывающие: мотивировать учащихся на самостоятельную познавательную активность;
Введение
Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Фома Аквинский приводит такое суждение: «Не уметь петь так же стыдно, как не уметь читать». В вокальном словаре дается такое определение: «Пение – это эмоционально-образное раскрытие содержания музыки средствами певческого голоса». Вокальная музыка, непосредственно связанная со словом, оказывает наиболее сильное стимулирующее воздействие на воспитание нравственных качеств личности.
Пение, в отличие от других видов музыкальной деятельности, наиболее доступно ребёнку. Оно помогает активировать не только вокальные возможности ребенка, но и двигательные, а главное – помогает работать сознанию, мышлению. Результаты данной работы расширяют представления о вокальной педагогике и могут оказать практическую помощь преподавателям детских школ искусств, других учреждений искусств.
В данной статье я бы хотела раскрыть проблемы и методы их решения, возникающие при работе над созданием музыкального образа в песне.
По выражению композитора В. Астафьева « Музыка – образно - звуковое отображение действительности». Это действительно так!
Дети, которые приходят к нам обучаться разные во всех отношениях : характер, темперамент, способности. Поэтому раскрывая нашу тему (Создание музыкального образа), мы не забываем об индивидуальном подходе к каждому ученику.
Исследования ученого В.М. Бехтерева доказали, что, прежде всего, на детей начинает действовать ритм музыки. Он вызывает у ребенка, непроизвольно, телесные движения. Сначала беспорядочные, а потом полностью совпадающие с пульсом музыки. Позднее действует на ребенка высота тона и мелодии звуков, и лишь в последнюю очередь дети привыкают различать тембр и проявляют индивидуальное отношение к звучанию разных инструментов. В соответствии с этим положением необходимо серьезно продумывать и планировать вокальную работу с детьми.
Каждое занятие вокалом необходимо разделять на несколько этапов:
Разминка;
Упражнения;
Распевки
;
Работа над произведением.
1. Разминка:
-улыбнитесь;
-сильно зажмурьтесь;
-широко раскройте глаза;
-поднимите брови вверх;
-нахмурьтесь;
-надули обе щечки одновременно;
-надули щечки попеременно;
-покусали язык (достали языком одну щёчку, другую);
-губы в трубочку: движения вправо-влево ,затем круговые движения;
Всё это освобождает связки, разогревает их и они практически готовы к работе.
2. Скороговорка:
СЛОНЫ УМНЫ, СЛОНЫ СМИРНЫ,
СЛОНЫ СПОЙНЫ И СИЛЬНЫ
Шла Саша по шоссе и сосала сушку
А потом пришла домой села на ( подушку, игрушку, индюшку)
Скороговорок очень много, поэтому педагог вправе выбирать те, которые помогают исправить те или иные погрешности дикции.
3. Распевка очень важная часть вокального воспитания учащихся, но кропотливая. Мы используем «Фонопедический метод развития голоса» В.В.Емельянова. Метод называется фонопедическим благодаря его восстановительно-профилактической и развивающей направленности.
Итак, ребенок подготовлен.
4. Как начать работу над образом?
Сначала необходимо проверить знание текста и вокальной партии произведения. Это нужно для того чтобы ребенок не отвлекался и не терялся во время работы
над образом
.
Далее разбираем построчный текст, проверяя – понимает ли ученик о чем идет речь
.
(
и
ногда затрагивая только отдельные слова)
Затем
,
возвращаясь к началу текста, вновь проговаривая каждую строчку, заставляем ребенка представить (мысленно) картинку
происходящего.
Работая над каждым куплетом
(
развивая образное мышление), пытаемся погрузиться в сюжет. Как будто это происходит с нами.
Подключаем работу корпуса, жесты, мимику, движения.
Конечно это работа не одного занятия. Педагог кропотливо выстраивает последовательность заданий, стараясь направить и увлечь ребенка .Это должна быть работа не строгого учителя, а доброго и внимательного наставника и друга. Только тогда ваш ученик начнет раскрываться и творить.
Следующий и важный этап в раскрытии образа - это перенос занятия из класса на концертную сцену. Ведь не секрет что вся наша работа всегда должна быть нацелена на концертное или конкурсное выступление. Теперь маленький актер должен охватить и почувствовать это пространство- пространство сцены и зрительного зала. Дайте возможность ребенку сначала свободно походить, осмотреться, привыкнуть. Затем можно начинать занятие. Каждая исполненная песня на сцене - это спектакль, а исполнитель - актер, и как трудно воссоздать и донести до слушателя тот музыкальный образ, который создавался тандемом педагога и ученика.
Чтобы хорошо исполнять, нужно не только чувствовать, но еще и думать, анализировать, наблюдать и … много заниматься.
Используемая литература:
1.Силантьева И.И Проблема перевоплощен я исполнителя в вокально - сценическом искусстве. Вопросы вокального образования: Методические рекомендации для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений ред.-сост.М.С.Агин.-М.СПб.: РАМ им. Гнесиных,2003.
2.В.В. Емельянов «Развитие голоса. Координация и тренаж», г. Санкт-Петербург, 1996 год.
3.Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Ростов – на – Дону. Феникс 2007.
4.Дмитриев Л.Б. Основы музыкальной методики. Москва. 1970.