Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Работа над произведением крупной формы. . Работа №305318

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Методическая разработка открытого урока на тему: "Работа над  произведением крупной формы" (на примере Вариаций В.А.Моцарта на тему из оперы  «Волшебная флейта» G-dur). Цель  урока: знакомство  с  вариационной  формой,  анализ произведения, создание первоначального художественного образа. Задачи урока:  Образовательная задача: проанализировать произведение; выделить  особенности  стиля,  строя,  сюжетной  линии,  элементы музыкального языка, особенности темпа. Развивающая задача: формирование  и  развитие  исполнительских  навыков  игры произведений  со  сложной  структурой,  понимания  исполнительских  задач  и способов их решения. Воспитательная задача: создать художественный образ темы вариаций.

Работа:

 

Засеева В.Ю.,  

преподаватель фортепиано  

Детского хорового отделения

 

ГБП ОУ  «Тверской педагогический колледж»  

 

РАБОТА НАД  ПРОИЗВЕДЕНИЕМ КРУПНОЙ ФОРМЫ 

методическая разработка открытого урока  

на примере Вариаций В.А.Моцарта   

на тему из оперы  «Волшебная флейта» G-dur  

 
Краткая характеристика учащегося:  

Учащаяся 1 класса Детского хорового отделения (7 лет), занимается два 

года  в  подготовительной  группе,  заметно  развились  музыкальные  данные 
(поначалу очень плохо интонировала), мышление. Игровой аппарат немного 
зажат,  но  обладает  естественной  природной    координацией,  удобным 
строением руки.  

Цель  урока

Знакомство  с  вариационной  формой,  анализ 

произведения, создание первоначального художественного образа. 

Задачи урока

 

Образовательная: 

1.

 

Проанализировать произведение. 

2.

 

Выделить  особенности  стиля,  строя,  сюжетной  линии,  элементы 

музыкального языка, особенности темпа. 

 

Развивающая: 

Формирование 

и 

развитие 

исполнительских 

навыков 

игры 

произведений  со  сложной  структурой,  понимания  исполнительских  задач  и 
способов их решения. 

 

Воспитательная: 

1.

 

Создать художественный образ темы вариаций. 

Тип  урока

:  Аналитический,  образно-развивающий,  формирующий, 

закрепляющий. 

Форма урока

: Урок с элементами исследования. 

Методы и приемы обучения на уроке

:  

 

Словесный (рассказ, объяснение, беседа); 

 

Наглядный (показ, работа с нотным текстом); 

 

Практический. 

 

 

 

Методические материалы: 

1.

 

Вицинский  А.В.  Процесс  работы  пианиста  –  исполнителя  над 

музыкальным произведением. – М.: Классика – ХХI, 2004. 

2.

 

Гофман Й. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной 

игре. – М.: Классика – ХХI, 2002. 

3.

 

Николаева А.И., Каузова А.Г. Теория и методика обучения игре на 

фортепиано. – М.: Гуманитарное издание, 2001. 

4.

 

Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на 

фортепиано. – М.: Музыка, 1977. 

5.

 

Савшинский 

С.И. 

Работа 

пианиста 

над 

музыкальным 

произведением.  – М. – Л., 1964. 

6.

 

Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. 

– М.: Классика – ХХI, 2002.  

Реализуемые технологии: 

 

развивающего обучения; 

 

художественно-эстетическая; 

 

здоровьесберегающая. 

Оборудование: 

 

фортепиано; 

 

стул; 

 

сборник нот. 

Ожидаемые результаты

 

Учащаяся  должна  уметь  анализировать  и  синтезировать 

музыкальное произведение. 

 

У учащейся должен быть сформирован музыкальный образ. 

 

Учащаяся  свободно  и  правильно  должна  владеть  текстом, 

штрихами, динамическими оттенками, аппликатурой. 

План урока: 

1.

 

Организационный 

момент

мобилизация 

внимания 

и 

формирование положительного эмоционального фона – 5 минут:

 

 

подготовка рабочего места; 

 

посадка учащегося; 

 

постановка руки. 

Вступительная беседа. 

2.

 

Анализ  вариационной  формы,  анализ  вариаций  Моцарта  на 

тему из оперы «Волшебная флейта»: 

 

анализ  стиля,  строя,  сюжетной  линии,  элементов  музыкального 

языка, особенности темпа музыкального произведения. 

 

 

создание первоначального художественного образа. 

3. Разбор нотного  текста: 

 

приемы и методы разбора текста (сольфеджирование, тактирование, 

проговаривание авторских ремарок, терминов, анализ основных технических 
приемов: аппликатура, штрихи, динамика). 

4. Задание на дом: 

 

закрепить  навыки,  полученные  на  уроке,  выполнить  поставленные 

цели и задачи. 

 

детальная работа над текстом произведения. 

5. Заключение: 

 

рефлексия; 

 

оценивание. 

Конспект  урока 

Педагог приветствует учащуюся.  

Педагог

:  Приготовь  ноты,  дневник,  присаживайтесь.  У  Вас  сегодня 

хорошее 

настроение! 

(позитивным 

общением 

педагог 

создает 

положительный эмоциональный фон для продолжения занятия)  

Давайте  укрепим  Ваше  настроение  музыкальным  прослушиванием 

(Звучит музыкальное произведение Вариации В.А.Моцарта на тему из оперы 
«Волшебная флейта» в исполнении флейты и фортепиано).  

Вы узнали это произведение? 

Учащаяся

: Это Вариации В.А. Моцарта на тему из оперы «Волшебная 

флейта». Я сейчас работаю над этим произведением.  

Педагог

:  У  Вас  было  домашнее  задание:  «Найти  и  познакомиться  с 

сюжетом оперы «Волшебная флейта». Расскажите этот сюжет из сказки. 

(Учащаяся

 

  смотрела  сказку-мультфильм  «Волшебная  флейта»  и 

слушала  Вариации  в  инструментальном  и  вокальном  исполнении. 
Содержание знает). 

Учащаяся

:  Либретто  «Волшебной  флейты»  Моцарту  предложил  его 

давний приятель. Сюжет он почерпнул в сказке К.Виланда «Лулу». 

Cодержание сказки: 

Однажды принца Тамино спасли от огромной змеи, и когда он пришёл 

в себя, увидел странное существо, человека в птичьем оперении – птицелова 
Папагено. Принц горячо благодарил его, считая своим спасителем. 

Затем  принц  попал  в  царство  Царицы  Ночи  и  она  прислала  портрет 

своей дочери Памины, которую похитил злой волшебник. Принц в неё сразу 
влюбился.  Покорённый  красотой  Памины,  принц  готов  был  любой  ценой 

 

освободить  девушку.  Царица  подарила  ему  волшебную  флейту  –  она 
поможет преодолеть все препятствия, а в спутники дала Папагену, который 
получил  в  подарок  колокольчики,  заставляющие  плясать  каждого,  кто  их 
услышит. В сопровождении трёх волшебных мальчиков принц отправляется 
в путь. 

Во  дворце  злого  волшебника  Зарастро  волнение.  Памина  сбежала. 

Однако  скоро  она  была  настигнута,  и  вот  уже  мавр  Моностатос  притащил 
прекрасную пленницу, собираясь заковать её в цепи. Неожиданно появляется 
Папагено,  он  рассказывает  Памине  о  любви  принца  к  ней  и  предлагает 
немедленно бежать. 

Перед  дворцом  появляются  трое  волшебных  мальчиков,  а  за  ними 

Тамино. Обрадованный тем, что любимая жива, Тамино начинает играть на 
волшебной флейте, на её звуки откликается своей дудочкой Папагено; вместе 
с  Паминой  он  приближается  к  храму.  Но  их  опережает  Моностатос  со 
стражей. Он уже готов схватить беглецов. но звон колокольчиков Папагено 
заставляет его пуститься в пляс. 

Сюжет сказки очень длинный, но каждый раз, когда Папагено попадал 

в трудную ситуацию, его спасали волшебные колокольчики. 

Педагог

: И чем закончилась сказка? 

Учащаяся

:

 

Силы  добра  победили  силы  зла.  Папагено  нашёл  себе 

возлюбленную,  которую  звали  Папагена.  А  принц  женился  на  Памине, 
дочери Царицы Ночи. 

Педагог:

 В.А. Моцарт – это австрийский композитор, который жил в 18 

веке.  Мы  живём  в  21  веке,  Моцарт  жил  300  лет  назад,  а  мы  исполняем  его 
произведения и нам нравятся они. 

Слово  «вариация»  –  латинского  происхождения  и  означает 

«изменение». Мы называем вариациями определенную форму произведения 
или его части, которая состоит из изложения темы и ряда ее видоизмененных 
повторений. В середине 18 века в музыку пришли новые жанры и формы. В 
том  числе  и  новый  тип  вариаций,  получивший  название  строгих  и 
классических вариаций. 

Тема  наших  вариаций  изложена  в  развернутой  и  законченной  форме. 

Она сама уже создает определенный образ 

(педагог играет тему вариаций).

 

Скажите:  «Какой  образ  возникает?  Какой  характер  музыки?». 

Подберите  определения,  используя  дидактическую  карточку  «Словарь 
признаков характера звучания». 

Учащаяся

: Звонкая,  блестящая, бойкая, яркая, ослепительная, веселая, 

жизнерадостная. 

Педагог

: Тема написана в Соль мажоре – это светлая, жизнерадостная, 

прозрачная тональность. В опере «Волшебная флейта» есть такой персонаж 

 

Папагено. Он музыкально охарактеризован веселой арией «Известный всем я 
птицелов»  в  духе  народной  песни,  после  каждого  куплета  звучат 
простодушные колокольчики. 

Текст Папагено в арии: 
Я самый ловкий птицелов, 
Я молод, весел и здоров! 
Куда б зайти мне не пришлось, 
Повсюду я желанный гость! 
В лесу все птички мне родня, 
Свирель их манит, а не я! 
Наполнив ими мой силок, 
Иду веселый на лужок! 
Вот  такой  образ  любопытного,  болтливого  весельчака  Папагено  лег  в 

основу музыкальной характеристики вариаций.  

Теперь мы проанализируем тему вариаций. Давайте прохлопаем ритм с 

названием нот 

(обучающийся выполняет задание). 

Попробуйте прохлопать тему одновременно с динамикой. 
Тема  написана  в  форме  периода,  который  состоит  из  двух 

предложений.  Во  2-ом  предложении  уже  имеется  элемент  вариаций  – 
разложен в новом ритмическом рисунке. 

В чем особенность, что сразу бросается Вам в глаза? 

Учащаяся

: Сначала легато, потом стаккато. 

Педагог

: Правильно. Легатный мотив затактный и звучит громко. Это 

мотив  птицелова.  2-ой  мотив  стаккатный  –  это  образ  колокольчиков  и  он 
звучит на пианино. Вся тема построена на контрасте.  

Давайте  сейчас  разделим  роли.  Я  буду  играть  за  Птицелова,  а  Вы  за 

колокольчики. 

Исполнение темы. 

Педагог

:  Хорошо.  Теперь  посмотрите  глазами  все  вариации.  А  я 

расскажу Вам о них. 

В  1  вариации  тема  поменяла  ритмический  рисунок  –  она  изложена 

фигурациями из шестнадцатых, в которых тема узнаваема. 

Педагог исполняет 1 вариацию. 

 

Вы  слышите  тему,  которую  мы  разобрали?    Исполняется 

аккомпанемент – он стал разложенным и протяженным. 

 

Во 2 вариации, что Вы видите? 

 

Учащаяся

:  Ноту с точкой. 

Педагог

: Правильно – это пунктирный ритм.  

Во 2 вариации изменился ритм. В легатном мотиве он стал пунктирным 

и  все-таки  хорошо  узнаваемым.  А  в  аккомпанементе  появились 
гаммаобразные пассажи. Контрасты сохранены. 

Задание на дом: 

тему и первую вариацию выучить отдельно правой и 

левой руками со счётом вслух. Обратить внимание на аппликатуру и штрихи. 

Урок окончен

.  

До свидания! 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×