Воспитание звуковой речи - одна из важных задач развития речи в дошкольном возрасте.
Работа над совершенствованием связной и звуковой культуры речи детей, как основной фактор готовности к обучению в школе.
Воспитание звуковой культуры - одна из важных задач развития речи в дошкольном возрасте. Сформированность звуковой культуры речи является одним из фактором оценки речевой готовности детей к школе.
Звуковая культура речи - понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую правильность речи, выразительность её и четкую дикцию.
Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка.
Дети с дефектами произношения не могут определить число звуков в слове, назвать их последовательность, затрудняются в подборе слов, начинающихся на данный звук.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного становления всех звуков родного языка. Звукопроизношение совершенствуется, но у части детей еще окончательно не сформированы трудные шипящие звуки и звук р). Процесс становления этих звуков даже при условии целенаправленного систематического обучения идет медленнее, так как навык неправильного произношения становится более прочным. Однако к старшему дошкольному возрасту у детей развивается способность к самоконтролю, осознание несовершенства своей речи и соответственно необходимости приобретения знаний и потребность в обучении. Поэтому учебная деятельность приобретает более серьезный характер.
Особое место в формировании речевой готовности детей старшего дошкольного возраста к школе занимает развитие связной речи. Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.
Основная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах - диалоге и монологе.
Дети дошкольного возраста овладевают, прежде всего, разговорным стилем речи, который характерен, главным образом, для диалогической речи. Монологическая речь разговорного стиля встречается редко.
Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития детей в нашей группе. Дети активно участвуют в беседе, отвечают на вопросы, дополняют и поправляют ответы других, формулируют свои вопросы. Дети осваивают разные типы связных высказываний с опорой на наглядный материал и без опоры. Усложняется структура детских рассказов и пересказов увеличивается количество сложносочиненных предложений. Вместе с тем у значительной части детей эти умения неустойчивы. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в структурировании высказываний, в их языковом оформлении.
На развитие речи ребенка старшего дошкольного возраста, овладение им выразительными возможностями родного языка большое влияние оказывает художественная литература, внимание ребенка обращается не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения.
Велико влияние пересказывания на речь детей: на данных занятиях развивается умение слушать и понимать литературный текст; говорить связно, последовательно; формируется грамматическая правильность речи, так как дети подражают совершенным образцам; обогащается пассивный словарь детей и закрепляются, активизируются более употребляемые слова. Отбирая произведения для пересказа, я руководствовалась книгой «Программное воспитание и обучение в детском саду» а также книгой А.М. Дементьевой «Обучение пересказыванию в старших группах детского сада»:
1. Русская народная сказка «Лиса и Рак».
2. Рассказ Г. Циферовой «Ёжик».
3. Рассказ Л.Толстого «Кувшин и галка».
4. Русская народная сказка «Лиса и Журавль».
5. Рассказ Л.Н. Толстого «Пожарные собаки».
6. Рассказ Е. Пермяка «Для чего руки нужны».
7. Рассказ К. Ушинского «Лекарство».
В ходе организации работы по обучению детей пересказу я использовала различные методические приемы обучения пересказыванию: первичное чтение произведения, беседа по вопросам, повторное чтение, составление плана и пересказ детей.
В общую структуру занятий по пересказу, была включена организационная часть, в которую входили вводные, подготовительные упражнения, чтение произведения, разбор текста, пересказ текста, анализ детских рассказов. Подготовительные упражнения проводились с целью организовать внимание детей, подготовить их к восприятию рассказа (отгадывание загадок о персонажах произведения; уточнение значение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок).
Сказки или короткого рассказа прочитывался дважды в медленном темпе. При повторном чтении использовался прием завершения детьми отдельных, не законченных предложений. В процессе разбора применялся и иллюстративный материал.
Рассмотрим организацию работы по обучению детей пересказу на примере занятия по пересказу русской народной сказки «Лиса и Рак». Цель занятия состояла в том, чтобы детям уяснить главное в характере сказочных персонажей; учить выразительно передавать речь героев, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц.
После двукратного прочтения текста, дети отвечали на вопросы педагога, отражающие основные моменты сюжета. Дети уясняли, как сообразительность Рака помогла ему проучить хитрую и самоуверенную Лису. По окончании беседы я вновь рассказывала сказку и сообщала, что на следующем занятии дети будут ее пересказывать. На занятии, которое проводилось через два-три дня, я опять читала текст и предлагала подготовиться к его пересказу. Если вызванный ребенок затруднялся начать изложение, я сама напоминала начало сказки или просила детей помочь товарищу.
Важным методическим приемом являлся разбор детского пересказа: оценивалась его полнота, отмечалась проявленная самостоятельность, использование различных интонаций и темпа речи.
Дети также привлекались к оценке рассказов товарищей, например, отмечали, какие слова из сказки они старались не пропустить, отчетливо ли произносили фразы, выразительно ли пересказывали и т. д.
Дошкольники пересказывали сказку в лицах, а после занятия я предлагала детям дома рассказать про Лису и Рака маме, папе, бабушке, дедушке.
1.Игра «Отгадай по описанию птичку».
(Развитие связной речи - описательные рассказы). Несколько детей рассказывают о своей зимующей птичке в форме загадки, называя, какого размера и цвета птичка, какое у нее оперение, где она живет и чем питается. Другие дети отгадывают, о какой птице идет разговор. При этом желательно вставить загадку о галке.
2.Дидактические игры. (Совершенствование грамматического строя речи).
«Назови ласково» (Упражнение в словообразовании). Игра проводится с мячом. Воспитатель бросает ребенку мяч, называя птицу, а ребенок возвращает мяч, называя птицу ласково.
Воробей- воробушек, галка-…, синица-….
3. Игра «Исправь ошибки». (Согласование прилагательного с существительным). Воспитатель предлагает детям исправить «ошибки», которые допустил педагог. Воспитатель читает словосочетания, а дети группой коллективно исправляют ошибки.
Черный галка - черная галка. Белый сова - … Серое голубь- … Снегирь клевала хлеб-… Сорока сидел на заборе -……….
4.Физминутка. Подвижная игра «Снегири».
(Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи. Развитие творческого воображения.1-2 минуты).
Воспитатель выполняет упражнения вместе с детьми, показывая, какие движения следует выполнять.
Вот на ветках, посмотри,
Делают 4 хлопка руками- «крылышками»
по бокам и 4 наклона головой.
В красных майках снегири.
Делают 4 хлопка руками – «крылышками»
по бокам и 4 наклона головой
Распустили перышки,
Часто потряхивают руками-
«крылышками», опущенными вниз
Греются на солнышке.
Осознание дошкольниками речи, формирование представлений о слове, вычленение языковых средств выразительности и образности речи способствуют усвоению родного языка в детском саду и тем самым решают проблему подготовки ребенка к школе в плане его речевого развития. Это имеет важное значение и для подготовки обучению грамоте, и для изучения родного языка в начальной школе.
Задачи для развития речи:
Звуковая культура речи: упражнять в правильном произношении звуков “С”, “Ж”, “Ш”; закрепить умение выделять первый звук в словах.
Словарь: учить подбирать двойные антонимы; повторить обобщающие слова: игрушки, посуда, обувь.
Связная речь: учить подбирать к данной картине пару; учить составлять предложение по каждой паре слов, слушать его и анализировать.
Развитие мелкой моторики пальцев рук. Методические приемы: пальчиковая игра; скороговорки; словесные игры; упражнения на развитие внимания, памяти; чтение рассказа, беседа по его содержанию; загадка; физ. минутка с мячом “Скажи наоборот”.
Тренировка дикции, то есть воспитание четкой, ясной, членораздельной речи, необходима каждому ребенку для успешного общения, обучения и для гармоничного развития. Скороговорки - это своеобразный речевой материал, который специально предназначен для отработки четкой дикции человека. Проговаривание скороговорок и чистоговорок полезно как детям для улучшения дикции.
Как работать со скороговорками. Сначала нужно произносить (читать) скороговорки медленно, а затем постепенно ускорять темп.
Чистоговорки
Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
Ежу на ужин мышонок нужен.
У ежа - ежата, у ужа - ужата.
Жук летает над лужком.
Он устал ходить пешком.
Жужжит над жимолостью жук.
Тяжелый на жуке кожух.
Жук упал, и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.
В живом уголке жили ужи и ежи.
У Саньки новенькие санки.
У маленькой Сани перевернулись сани.
У сосенки-сосёнки выросли опенки.
На острую косу много покосу.
Был бы покос, да настал мороз.
Сене все бы спать на сене.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
У сони и Сани перевернуты сани.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон!
Тише, мыши! Кот на крыше!
Зашумите - он услышит!
Шли, шли - пирожок нашли.
Сели, поели, дальше пошли.
Наша дорожка усыпана горошком.
Возьми ложку да покушай горошку.
Шишки на сосне,
Шашки на столе.
Шли сорок мышей, несли сорок грошей.
Две мыши поплоше несли по два гроша.
Облепили лампу мошки,
Греют тоненькие ножки.
Осторожно, мошки!
Обожжёте ножки!
Скороговорки
1. От топота копыт пыль по полю летит, пыль по полю летит от топота копыт.
2. Течет речка, печет печка.
3. По семеро в сани уселись сами.
4. Говорил попугай попугаю: "Я тебя, попугай, попугаю".
Отвечает ему попугай: "Попугай, попугай, попугай!"
5. Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
6. . На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров. Дрова выдворить обратно на дровяной двор.
7. Ехал Гpека чеpез pеку,
видит Гpека в pеке – pак.
Сунул Гpека pуку в pеку,
pак за pуку Гpеку – цап!
8. На горе Арарат рвала Варвара виноград
9. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
10. У елки иголки колки.
11. У четырех черепашек по четыре черепашонка.
12.Милу мама мылом мыла.
13. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.
Использованная литература:
Арушанова
А.
Г. Речь и речевое общение детей
- М., 2002.
Лебедева Л.В., Козина И.В. Конспекты занятий по обучению пересказу с использование
м опорных схем (старшая группа)
- М., 2008.
Микляева
, Н. В. Методические условия обучения детей грамоте:
методич
. пособие. - М.: Айрис-пресс, 2007.
Ушакова О.С. Методика ра
звития речи детей
дошк
. возраста
- М.: 2004.
Носенко Н.П. Развитие речи де
тей в ДОУ (в схемах и таблицах)
- М., 2009.