Сегодня, в соответствии с требованиями образовательного стандарта, ребенок должен достичь не только предметные результаты в освоении программы, но и метапредметные, а также личностные результаты. Предметные результаты, в основном, достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, достижению метапредметных, а особенно личностных результатов, – ценностей, ориентиров, потребностей ученика, - способствует внеурочная деятельность.
Работа с детьми младшего возраста.
Сегодня, в соответствии с требованиями образовательного стандарта, ребенок должен достичь не только предметные результаты в освоении программы, но и метапредметные, а также личностные результаты. Предметные результаты, в основном, достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, достижению метапредметных, а особенно личностных результатов, – ценностей, ориентиров, потребностей ученика, - способствует внеурочная деятельность.
Внеурочная деятельность - мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Это мир, в котором и возможно в полной мере ненавязчиво формировать метапредметные знания (коммуникативные, познавательные, регулятивные УУД).
Внеклассные мероприятия позволяют реализовать программу образования и социализации школьников по нескольким направлениям, реализация которых позволит достичь этих результатов в области образования и воспитания школьников, определенных в долгосрочной программе модернизации Российское образование.
В соответствии с требованиями стандарта внеурочная деятельность организуется по пяти направлениям: спортивно - оздоровительное, художественно - эстетическое, научно - познавательное, военно - патриотическое, общественно полезная деятельность.
Направления деятельности впоследствии следует рассматривать как руководство по содержанию, как более широкую концепцию, в рамках которой можно использовать различные виды деятельности.
Разработка программ курсов внеурочной деятельности младших школьников должна осуществляться в строгом соответствии со спецификой начальной школы.
Младший школьный возраст - это особый этап в жизни ребенка, связанный с изменением ведущей деятельности ребенка - переход к учебной деятельности при сохранении игры; расширяется область взаимодействия ребенка с окружающим миром, развивается потребность в коммуникации, познании, общественном признании и самовыражении. Принимая на себя роль ученика, ребенок определяет новый образ школьной жизни и перспективы личного и познавательного развития. У школьника основы умения учиться и способности к организации деятельности, такие навыки как:
- принимать, сохранять цели и следовать им в образовательной деятельности;
- планировать свою деятельность, осуществлять ее мониторинг и оценку;
- взаимодействовать с учителем и сверстниками в процессе обучения.
Экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, дебаты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие - это те формы работы, которые способствуют формированию:
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, культур и народов;
эстетические потребности, ценности и чувства;
навыки сотрудничества со сверстниками в различных социальных ситуациях, способность не создавать конфликты и искать пути выхода из противоречивых ситуаций;
установка для безопасного, здорового образа жизни
Построение системы внеурочной деятельности учащихся начальных классов является достаточно сложным делом, успешность которого во многом зависит от теоретических, методических и практических разработок.
Педагогическая сущность планирования внешкольной деятельности определяется требованиями, установленными в государственном стандарте для результатов освоения базовой образовательной программы начального общего образования, где интересы и потребности учащихся, просьбы их родителей, целевые установки педагогов следует учитывать. Содействие интеллектуальному, духовному, моральному и физическому развитию личности младших школьников, формирование и проявление их индивидуальности, накопление предметного опыта участия и организация индивидуальной и совместной деятельности в познании и трансформации себя и окружающей реальности рассматривается как главная цель. Конкретные цели определяются преподавательским составом учебного заведения самостоятельно.
Для достижения основной цели необходимо создать внеклассные мероприятия в соответствии со следующими методологическими подходами, такими как гуманистическая, системная, синергетическая, деятельность, квалиметрическая.
Содержание внеклассных занятий учащихся начальной школы составлено из набора направлений развития личности и мероприятий, организованных педагогическим коллективом образовательного учреждения совместно с социальными партнерами.
Как показывает мой небольшой опыт работы, в МБОУ «Вишневская ООШ», которая территориально расположена в сельской местности. Много и очень качественно происходит внеурочная деятельность. Для детей младшего школьного возраста наиболее отвечает запросам детей такая форма внеурочной работы как кружковая деятельность.
Кружковая работа отличается от учебной большим разнообразием форм и методов ее организации. В начальных классах в кружковую работу вносятся элементы игры и соревнования. Особо значимым для детей становится то, что результаты деятельности учащихся в кружках становились достоянием всей общественности школы.
Работа школьных кружков в начальной школе (1 – 4-е классы) строится обычно из расчета 1 час в неделю во второй половине дня.
Программа кружка предусматривает не только содержание, но и указываются прогнозируемые результаты – предметные (описание знаний, умений и навыков, которые получат воспитанники в ходе занятий), метапредметные (развиваемые способности и качества личности).
Важным для руководителя кружка является календарно – тематический план, в котором предусматриваются даты проведения занятий, названия разделов и тем, основные понятия, содержание практической деятельности, методическое обеспечение и оборудование. Для того, чтобы план работал необходимо на первых занятиях его скорректировать, выслушав пожелания всех участников образовательного процесса, как учеников, так и их родителей. План работы составляют с учетом пожеланий учащихся и реально существующих возможностей.
В кружке важно создать такой микроклимат, чтобы ребята сами стали организаторами жизни кружка, почувствовали ответственность за свою работу, а руководитель умело, тактично управлял их деятельностью.
Большое значение для успешных занятий детей в кружках имеет непринужденная обстановка, обеспечивающая проявление возможностей школьника. Отсутствие оценок, свобода выбора практической деятельностью привлекают в кружки «трудных», педагогически запущенных детей. У руководителя кружка есть возможность помочь таким школьникам на занятиях, предложить им индивидуальные задания. Деловые, доброжелательные отношения со всеми ребятами создают в кружке радостный, творческий настрой.
В кружке обычно избирают старосту, его заместителя. Таким образом, развивается самоуправление. На занятиях основным правилом является: «Научился сам – помоги другому».
Младшие школьники увлеченно занимаются практической работой. Чем меньше возраст детей, тем больше времени отводится выполнению практических, творческих заданий. Нагрузка во время занятий должна соответствовать силам и возможностям кружковцев. Младшие школьники быстро утомляются при выполнении однообразной работы, поэтому руководитель должен заранее продумать, как построить занятия, разнообразить его.
В начале занятия детям дают теоретический материал. Простота и доступность нового материала обязательна. Предоставляя детям как можно больше самостоятельности, руководитель вместе с тем должен направлять творческую деятельность кружковцев, развивать у них способность выбирать тему, думать о способах исполнения изделия в том или ином материале, помогать в решении поставленной задачи.
Основным отчетным документом в кружке является учебный журнал. Но значим для руководителя является дневник работы, в который записываются не только формальные сведения (тема, материал и т .д.), но и выводы из наблюдений за работой отдельных ребят и т.п.
Итоги работы кружка подводятся в конце учебного года на проводимой «Недели научно-практических открытий», где работают выставки – салоны с творческими работами детей.
Для регулярного посещения школьниками кружковых занятий и предотвращения отсева большое значение имеет регламент работы кружка. Режим его работы должен быть стабильным, согласованным с расписанием учебных занятий и проведением других мероприятий в учебном заведении.
Для того, чтобы дети не уходили из кружка, бросая занятия, педагогу необходимо индивидуально подходить к каждому кружковцу, помогая преодолевать неизбежные трудности, увлекая интересной перспективой. Для этого рекомендуется создавать проблемные ситуации, вносить в работу элементы игры и соревнования, устраивать встречи с интересными людьми, посещение выставок и т.п.
В целом кружковая работа, организованная в соответствии с вышеназванными условиями, нацелена на всестороннее развитие ребенка и все дети начальных классов, как правило, с большим желанием посещают внеурочные занятия.