Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с:
1. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Проектом Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
3.Концепцией Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации
4.Стратегией развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года. Освоение курса «Финансовая грамотность» на базовом уровне направлена на формирование основ финансовой грамотности среди студентов посредством освоения базовых понятий, отражающих сферу личных финансов, а также умений и компетенций, способствующих эффективному взаимодействию учащихся с финансовыми институтами с целью достижения финансового благосостояния.
Основными задачами реализации рабочей программы курса «Финансовая грамотность» являются:
– освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;
- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;
- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;
- воспитывать ответственность за экономические решения
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ЛЮБИМСКИЙ АГРАРНО-ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
РАССМОТРЕНО
на заседании методической комиссии
протокол № __ от «___»__________2019 г.
Председатель: __________ Т.М. Смирнова
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по ОД
___________ И.В. Самойлова
«____»______________2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УД. 07 Основы финансовой грамотности
По профессии СПО 43.01.09 Повар, кондитер
Любим 2019 г.
Программа учебной дисциплины УД.07 Основы финансовой грамотности для профессии среднего профессионального образования предназначена для изучения основ
финансовой грамотности в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих, служащих по профессии среднего профессионального образования естественнонаучного профиля 43.01.09 Повар, кондитер.
Организация-разработчик: ГПОАУ ЯО Любимский АПК
Составитель:
Матыцина Т.В.преподаватель , первой квалификационной категории
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
4
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
10
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
17
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
20
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы финансовой грамотности 1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины Основы финансовой грамотности предназначена для изучения основ финансовой грамотности в
профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих, служащих по профессии: 43.01.09 Повар, кондитер.
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины Основы финансовой грамотности, в соответствии с рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина Основы финансовой грамотности является
учебной дисциплиной по выбору обучающихся, предлагаемая образовательным учреждением. В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина Основы финансовой грамотности изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ППКРС СПО на
базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
Обучение основам финансовой грамотности на базовом уровне в средних профессиональных общеобразовательных учреждениях является актуальным, так как создает условия для развития личности подростка,
мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет обучающимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.
Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим обучающимся явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние обучающиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка.
Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности обучающихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.
Отличительной особенностью программы данной учебной дисциплины является то, что она базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию обучающихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки согласно ФГОС последнего поколения.
Учебная дисциплина Основы финансовой грамотности предполагает знакомство обучающихся с азами финансовой грамотности, формирование навыков работы с основными финансовыми инструментами, законами финансового рынка и нормативными документами, изучение основ финансовой арифметики.
программу включено содержание, направленное на формирование у обучающихся компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы.
Программа может использоваться другими профессиональными
образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Основы финансовой грамотности направлены на достижение следующих целей:
актуализация дополнительного экономического образования студентов с приоритетом практической, прикладной направленности образовательного процесса;
повышение социальной адаптации и профессиональной ориентации студентов;
развитие финансово-экономического образа мышления; способности к личному самоопределению и самореализации;
воспитание ответственности за экономические и финансовые решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
формирование опыта рационального экономического поведения; освоение знаний по финансовой грамотности для будущей работы в качестве специалиста и эффективной самореализации в экономической сфере.
на решение следующих задач:
усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания процессов и явлений, происходящих в финансовой сфере, для интерпретации экономических данных и финансовой информации;
формирование функциональной финансовой грамотности, позволяющей анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики, вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений;
развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений;
выработка навыков проведения исследований экономических явлений в финансовой сфере: анализ, синтез, обобщение финансово - экономической информации, прогнозирование развития явления и поведения людей в финансовой сфере;
формирование информационной культуры студентов, умение отбирать информацию и работать с ней на различных носителях, понимание роли информации в деятельности человека на финансовом рынке;
формирование сетевого взаимодействия образовательного учреждения с профессиональными участниками финансового рынка, представителями регулирующих, общественных и некоммерческих организаций.
Освоение содержания учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность обучаемого для определения жизненно важных интересов личности в условиях кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов;
формирование системы знаний о финансово – экономической жизни общества, определение своих места и роли в экономическом пространстве, в финансовой сфере;
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности; -воспитание мотивации к труду;
- стремление строить свое будущее на основе целеполагания и
планирования;
воспитание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.
метапредметных:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; -активное использование р средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив,
- овладение умениями формулировать представления о финансах,
финансовой системе РФ;
- овладение обучающимися навыками самостоятельно определять свою жиз-ненную позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые документы и на их основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью разрешения имеющихся проблем;
формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе изучения общественно - экономических наук, вырабатывать в себе качества гражданина Российской Федерации, воспитанного на ценностях, закрепленных в Конституции Российской Федерации.
предметных:
формирование системы знаний об экономической и финансовой сфере в жизни общества, как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;
понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества;
знание структуры и регулирования финансового рынка, финансовых инструментов;
формирование навыков принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе;
приобретение
обучающимися
компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую среды;
-владение навыками поиска актуальной экономической информации в
раз-личных
источниках, включая Интернет;
умение различать факты, аргументы и оценочные суждения;
анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;
формирование навыков проектной деятельности: умение разрабатывать
реализовывать проекты финансово - экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;
- умение применять полученные знания и сформированные навыки
для
эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, заемщика, наемного работника, работодателя, налогоплательщика);
- умение проявлять способности к личностному самоопределению и
самореализации в экономической деятельности,
- умение ориентироваться в текущих экономических событиях, происходящих в России и мире.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы финансовой грамотности
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Обязательная аудиторная учебная нагрузка
36
в том числе:
практические занятия
6
итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
1
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы финансовой грамотности
Наименование
Содержание учебного материала, лабораторные работы и
Объем
Уровень
разделов и тем
практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
часов
освоения
1
2
3
4
Введение
1.Вводное занятие.
Цели и задачи курса. Актуальность изучения основ
1
1
финансовой грамотности при освоении профессий СПО.
Раздел 1. Семейная экономика
8
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
6
Личное
2. Человеческий капитал, принятие решений.
Человеческий капитал. Принятие решений. Виды и принятие решений
3. Домохозяйства и бюджет.
Экономические функции и цели домохозяйства, потребление домашних
хозяйств, рациональное потребление. Понятие бюджета, формирование
бюджета.
4. Домашняя бухгалтерия.
Виды активов и пассивов. Лучшее использование активов.
Доходы и расходы. Семейный бюджет. Реальные и номинальные доходы
семьи.
2
Финансовое планирование
5. Роль денег в нашей жизни. Деньги. Функции денег.
1
2
6,7. Практическая работа. Составление личного финансового плана и бюджета
2
2
Раздел 2.Накопления и средства платежа. Финансовый рынок и инвестиции.
14
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
6
Депозит.
8. Накопления и инфляция.
2
Накопления. Инфляция, причины инфляции. Расчеты инфляции.
9. Депозит, банки и их функции.
Депозит, его природа. Банк. Банковская система РФ. Виды банков,
функции банков. Преимущества и недостатки депозита. Роль депозита в
личном финансовом плане. Условия депозита. Управление рисками по
депозиту.
10. Кредит.
Банковский кредит. Основные виды кредита. Основные характеристики кредита. Выбор наиболее выгодного кредита.
11. Стоимость кредита.
Типичные ошибки при использовании кредита. Оформление кредитного
договора.
12-13. Практическая работа.
Расчет потребительского кредита
2
3
Тема 2.2
Содержание учебного материала
3
Расчетно –
14. Хранение,обмен и перевод денег.
кассовые
Банковская ячейка. Обмен валюты. Денежный перевод, комиссия.
операции
15.
Виды платежных средств.
Дорожный чек. Банковские карты: дебетовая, кредитная карта.
Электронные деньги.
16.Формы дистанционного банковского обслуживания.
Содержание учебного материала
5
Тема 2.3.
17. Финансовый рынок. Регулирование финансового рынка.
Субъекты финансового рынка. Инфраструктура финансового рынка.
18. Инвестиции, виды инвестиций. Как инвестировать бизнес?
19. Выбор активов. Доход разных активов. Управление рисками при инвестировании.
20.Финансовые посредники. Выбор финансовых посредников.
21.Инвестиционные предпочтения. Стратегии инвестирования.
Инвестиционный портфель. Типичные ошибки инвесторов.
2
Финансовый рынок.
Раздел 3. Пенсионная система и налоговая система Р.Ф.
9
Содержание учебного материала
9
Тема 3.1.
22.
Пенсионная система. Что такое пенсия, и какой она бывает?
2
Пенсионное
Государственная пенсионная система. Как работают корпоративные
обеспечение и
пенсионные программы?
налогообложение.
23. Формирование личных пенсионных накоплений.
Как сформировать частную пенсию? Как накопить и приумножить пенсионные сбережения
24. Налоги. Зачем нужно платить налоги? Налоговая система РФ.
25. Виды налогов.
26. Налог на доходы физических лиц, Расчеты налога. Ставка налога, налоговые вычеты.
27. Имущественный налог.
28. Налоговая декларация
29,30. Практическая работа. Расчет налога на доходы физических лиц.
2
3
Раздел 4. Страхование. Финансовые махинации.
6
Тема 4.1.
Содержание учебного материала
6
Страхование.
31. Страхование. Страховая система. Страховые компании. Участники страхования.
2
услуг
32. Виды страхования. Личное страхование. Страхование имущества.
33. Использование страхования в личной жизни.
Выбор страховой компании. Страховой полис, правила страхования. Типичные ошибки при страховании
34.
Финансовые махинации. Махинации с банковскими картами.
35.Махинации с инвестициями. Финансовые пирамиды, их признаки. Что делать, если вы стали жертвой мошеннической инвестиционной
2
36.
Дифференцированный зачет
1
3
Всего:
36
Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения:
– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
– продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблем).
Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов.
Уровень жизни населения Саратовской области.
Понятие и экономическая роль государственного бюджета.
Федеральный бюджет и его структура.
Региональный бюджет и его структура.
Местный бюджет и его структура.
Процесс формирования государственного бюджета.
Источники формирования средств государственного бюджета.
Основные направления расходования средств государственного бюджета.
Бюджет моей семьи.
10. Функции денег в экономической системе.
11. Наличное денежное обращение.
12. Безналичное денежное обращение.
13. Основные этапы развития денег.
14. Понятие и виды инфляции.
15. Функции Центрального банка в экономической системе.
16. Основные виды банковских операций.
17. Финансовый рынок Р.Ф.
18. Основные виды кредитов.
19. Понятие и элементы налогов.
20. Права и обязанности налогоплательщиков.
21. Права и обязанности налоговых органов.
22. Ответственность за нарушение налогового законодательства.
23. Налоговая система РФ.
24. Основные виды налогов РФ.
25. Система государственного пенсионного обеспечения.
26. Негосударственные пенсионные фонды.
27. Роль и задачи пенсионного фонда РФ.
28. Роль страховых компаний в экономической системе.
29. Система социальной защиты в РФ.
30. Виды социальной защиты.
31. Государственный финансовый контроль.
32. Роль страховых компаний в экономике государства.
33. Личный финансовый план.
34. Виды страхования.
35. Система страхования рисков.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение:
Имеется учебный кабинет спецдисциплин.
3.1.1. Оборудование кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
Учебники, учебные пособия;
Комплект учебно-наглядных пособий:
-словари терминов и понятий по темам дисциплины,
опорные конспекты,
-схемы, таблицы, стенды;
карточки, раздаточный материал;
Комплект электронных презентаций по темам дисциплины;
Справочная система:
Консультант - Плюс по законодательству и системы - поддержки принятия решений;
- Справочная система: Консультант - Плюс, Бухгалтерский учет,
налогообложение, финансы и кредит.
Материалы тестирования.
Технические средства обучения:
компьютер;
мультимедиапроектор; -проекционный экран;
принтер
3.2. Перечень учебной литературы, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Учебная литература:
Чумаченко В.В.. Горяев А.П. Основы финансовой грамотности: учебное пособие для общеобразовательных организаций – М.: Просвещение, 2016.
Дополнительная литература:
1. Горяев, В. Чумаченко: Финансовая грамота М.: Юнайтед Пресс, 2012 г.
2.Перекрестова Л.В.: Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования - М.: Издательский центр «Академия», 2015.- 192с.
Окишев И.Н.: Основы финансовой грамотности. - Издательство: СамИздат Год: 2011.
Интернет – ресурсы:
Наименование портала Ссылка
(издания, курса, документа)
Законодательные акты
1
Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»
http://base.garant.ru/10106
от 22.04.1996 N 39-ФЗ
464/
2
Федеральный закон «О банках и банковской
http://base.garant.ru/10105
деятельности» от 02.12.1990 N 395-1
800/
3
Федеральный закон «Об акционерных
http://base.garant.ru/10105
обществах» от 26.12.1995 N 208-ФЗ
712/
4
Закон РФ «Об организации страхового дела в
http://base.garant.ru/10100
Российской Федерации» от 27.11.1992 N 4015-1
758/
5
Федеральный закон «Об инвестиционных
http://base.garant.ru/12124
фондах» от 29.11.2001 N 156-ФЗ.
999/
6
Федеральный закон «О кредитных историях»
http://base.garant.ru/12138
от 30.12.2004 N 218-ФЗ
288/
7
Федеральный закон «О негосударственных
http://base.garant.ru/12111
пенсионных фондах» от 07.05.1998 N 75-ФЗ
456/
8
Федеральный закон «О жилищных
http://base.garant.ru/12138
накопительных кооперативах» от 30.12.2004 N
285/
215-ФЗ
9
Федеральный закон «О валютном
http://base.garant.ru/12133
регулировании и валютном контроле» от
556/
10.12.2003 N 173-ФЗ
10
Федеральный закон «О защите прав и законных
http://base.garant.ru/12114
интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»
746/
от 05.03.1999 N 46-ФЗ
11
Налоговый кодекс, часть 1 от 31.07.1998 N 146-
http://base.garant.ru/10900
ФЗ, часть 2 от 05.08.2000 N 117-ФЗ
200/
12
Федеральный закон «Об ипотеке (залоге
http://base.garant.ru/12112
недвижимости) от 16.07.1998 N 102-ФЗ
327/
13
Федеральный закон «Об участии в долевом
http://base.garant.ru/12138
строительстве многоквартирных домов и иных
267/
объектов недвижимости и о внесении
изменений в некоторые законодательные акты
Российской Федерации» от 30.12.2004 N 214-
ФЗ
14
Федеральный закон «О драгоценных металлах
http://base.garant.ru/12111
и драгоценных камнях» от 26.03.1998 N 41-ФЗ
066/
15
Федеральный закон "О защите конкуренции"от
http://base.garant.ru/12148
26 июля 2006 г. N 135-ФЗ
517/
Порталы
1
Сайт Банка России
http://www.cbr.ru/
2
Сайт информационного агентства
http://www.rbc.ru/
Росбизнесконсалтинг
3
Сайт «Всё о страховании в России»
http://www.insur.ru/
4
Сайт «Страховая информация»
http://strahovik.info/
5
Всероссийский союз страхования
http://ins-union.ru./
6
Официальный сайт Федеральной
http://www.fas.gov.ru/
антимонопольной службы
7
Сайт «Страхование в России»
http://www.allinsurance.ru
/
8
Сайт «Парус инвестора»
http://www.parusinvestora
.ru/
9
Сайт «Финансист»
http://finansist-
kras.ru/lichnie-finansi
10
Институт биржевой торговли
http://www.alor-
distant.ru/courses/invest/c
ontent/
11
Финансовая видеоэциклопедия
http://www.incomepoint.tv
/
12
Сайт «Финансовая грамота»
http://fingramota.org/lichn
ye-finansy/investitsii-i-
sberezheniya
13
Энциклопедия маркетинга
http://www.marketing.spb.
ru
14
Сайт «Развитие бизнеса»
http://www.devbusiness.ru
15
Министерство РФ по налогам и сборам
http:// www.nalog.ru.
16
Федеральная комиссия по рынку ценных
http://www.fedcom.ru.
бумаг
17
Экономика и жизнь: агентство
http:// www.akdi.ru.
консультаций и деловой информации
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе фронтального опроса, тестирования, а также выполнения студентами контрольных заданий, индивидуальных заданий, проектов, исследований. Фронтальный опрос,
контрольные работы, тестирование, исследовательские работы,
дифференцированный зачет
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы
контроля и оценки
результатов обучения
В результате изучения учебной
дисциплины «Основы финансовой грамотности» студенты должны
знать:
- управление и составление семейного бюджета, контролирование доходов и
расходов;
- жизненный цикл человека в контексте повышения его благосостояния.
–роль денег в жизни общества;
-управление личными сбережениями;
-основы финансового планирования
-виды накоплений, причины инфляции;
-условия депозита;
-виды кредита, стоимость кредита.
-инвестиции, виды инвестиций;
-управление рисками при инвестировании;
-структуру и регулирование финансового рынка;
-финансовые инструменты, финансовых посредников
-пенсионную систему и возможности формирования будущей пенсии;
-налоговую систему, виды и порядок уплаты налогов, составление налоговой декларации, налоговые вычеты.
-страховую систему, виды страхования;
-возможности защиты материальных и нематериальных активов;
-механизмы защиты от махинаций на финансовом рынке, права потребителей финансовых услуг.
уметь:
-ставить и достигать финансовые цели;
-грамотно и эффективно управлять
-семейным бюджетом;
-осуществлять учет расходов и доходов домохозяйства и осуществлять финансовое
планирование;
-правильно рассчитывать налог на доходы физических лиц;
Фронтальный опрос,
тестирование,
исследовательские работы,
дифференцированный зачет