Большую роль в коррекционной работе играют занятия ЛФК и адаптивная физическая культура. Наряду с решением основных задач – укрепление здоровья и закаливание детского организма, обеспечение правильного физического развития, обучение двигательным умениям и навыкам – уроки физической культуры и ЛФК решают коррекционные задачи путём преодоления недостатков физического развития и нарушений моторики детей с нарушением интеллекта. В работе с детьми придерживаюсь таких основных принципов, как индивидуальный подход, систематичность, регулярность, раскрытие способностей и возможностей каждого ребенка, доступность, наглядность, постепенное увеличение физических нагрузок.
ГБОУ «Агрызская школа- интернат для детей с овз»
Выступление по теме:
«Развитие двигательных способностей у учащихся с овз на уроках ЛФК»
Подготовила и выступила
учитель- дефектолог
Яныбаева А.А.
Августовская конференция
август, 2023 года
Агрыз
Большую роль в коррекционной работе играют занятия ЛФК и адаптивная физическая культура. Наряду с решением основных задач – укрепление здоровья и закаливание детского организма, обеспечение правильного физического развития, обучение двигательным умениям и навыкам – уроки физической культуры и ЛФК решают коррекционные задачи путём преодоления недостатков физического развития и нарушений моторики детей с нарушением интеллекта.
В работе с детьми придерживаюсь таких основных принципов, как индивидуальный подход, систематичность, регулярность, раскрытие способностей и возможностей каждого ребенка, доступность, наглядность, постепенное увеличение физических нагрузок.
ЛФК включает в себе физические упражнения, подвижные игры, занятия на тренажерах. Благодаря занятиям ЛФК у учащихся усиливается обмен веществ в организме, формируется правильная осанка, суставы становятся более подвижными и гибкими, организм укрепляется и закаливается, происходит восстановление нарушенных функций организма.
Для решения задач ЛФК важно знать особенности и значение отдельных сторон структуры или техники движений. Исходные положения для начала упражнений могут быть лежа, сидя и стоя, с указанием положения рук и ног. Направление движений всего тела или его частей связывают с движением вперед, назад, влево, вправо, вверх, вниз.
Многообразие решаемых коррекционно – развивающих задач позволило сгруппировать в следующие виды, которые я применяю на уроках ЛФК:
Коррекция ходьбы
У большинства детей с умственной отсталостью отклонения в физическом развитии отражаются на устойчивости вертикальной позы, сохранении равновесия, походке, способности соизмерять и регулировать свои движения во время ходьбы. Нарушения в ходьбе индивидуальны и имеют разные формы выраженности, но типичными являются следующие: голова опущена вниз, шаркающая походка, стопы развёрнуты носком внутрь, ноги слегка согнуты в тазобедренных суставах, движения рук и ног несогласованные, движения неритмичны. У некоторых детей отмечаются боковые раскачивания туловищем.
В процессе обучения особое место уделяется формированию правильной осанки, постановки головы, плеч, движений рук, разгибанию ног в момент отталкивания. В младших классах выполняется ходьба по прямой, с изменением направления, скорости, перешагиванием через предметы, с ускорением.
Физические упражнения для коррекции ходьбы:
«Рельсы»- Ходьба с перешагиванием линий, расположенных на разном расстоянии друг от друга.
«Узкий мостик» - Ходьба по узкой линии, ленте, рейке, приставляя носок к пятке впереди стоящей ноги; Ходьба боком, приставными шагами, ставя носок стопы на край линии.
«Ходим в шляпе» - Ходьба с предметом на голове.
«Кошка» - Ходьба скользящим шагом, крадучись, неслышно, как кошка, в такт делая движения руками, разгибая пальцы, выпуская.
«Солдаты»- Ходьба на месте, высоко поднимая колени со сменой темпа.
«Ловкие руки» - Ходьба с предметами в руках с выполнением заданий: руки вперед, круговые вращения, передача предметов из рук в руки и т.д.
Коррекция бега
При выполнении бега типичными ошибками для детей с отклонениями в развитии являются: излишнее напряжение, порывистость, внезапные остановки, сильный наклон туловища или отклонение назад, запрокидывание головы, раскачивание из стороны в сторону, вызванные нарушениями координации движений.
Специально – подготовительные упражнения лишь частично решают задачи координации двигательных нарушений в беге. Основной метод использования беговых упражнений – игровой, где ребёнок полнее реализует свои навыки и умения.
Физические упражнения для коррекции бега:
- Ходьба, ускоренная с переходом на бег, переход с бега на ходьбу;
- Бег на месте только руками, с постепенным увеличением и снижением темпа;
- Бег на месте только ногами, с постепенным увеличением и снижением темпа;
- Бег «змейкой», с подскоками, по ориентирам, по прямой, по узкому коридору;
- Бег с грузом в руках;
Коррекция прыжков
Ошибками в прыжках в длину и высоту у детей с отклонением интеллекта являются слабый толчок, иногда остановка перед толчком, низкая траектория полёта, неучастие рук, что объясняется низким уровнем координационных способностей, силы разгибателей ног, скоростно - силовых качеств. Детям ещё трудно одновременно совмещать и выполнять две задачи: движение ног и взмах руками.
Физические упражнения для коррекции прыжков.
Подскоки на двух ногах с продвижением вперёд, с поворотами направо, налево на 90*.
Прыжки поочерёдно на каждой ноге на отрезке 10-15м.
Прыжки через скакалку – на двух, на одной, поочерёдно, на месте и с продвижением вперёд и назад.
Прыжки «лягушка» со взмахом рук.
Выпрыгивание вверх из глубокого приседа.
Прыжки через предметы на одной, двух ногах.
Коррекция мелкой моторики
Одним из наиболее выраженных проявлений поражения ЦНС является нарушение мелкой моторики, движения рук и моторные компоненты речи.
Для активизации движений кистей и пальцев используется разнообразный мелкий инвентарь. Мячи, различные по объёму, весу, материалу, цвету, шары, ленты, игрушки, кубики, геометрические фигуры, пуговицы, карандаши, крупа. Основной метод – игровой.
Физические упражнения для коррекции преимущественно мелкой моторики рук.
- Перекатывание мяча сидя в парах.
- Передача мяча в парах.
- Подбрасывание мяча над собой и ловля двумя руками.
- Бросок мяча в стенку и ловля его.
- Перебрасывание мяча двумя руками снизу, из-за головы и т. д.
Коррекционная направленность:
Координация и ритм движений, ориентировка в пространстве, дифференцировка усилий, скоростно – силовые качества, согласованность движений, глазомер, точность направления, равновесие, быстрота переключения и распределения внимания, быстрота реакции, силу рук и верхнего плечевого пояса, устойчивость к вестибулярной нагрузке, амплитуду движений, развитие мышц ног, брюшного пресса, позвоночника. Игра в мяч лучшее средство развития мелкой моторики.
Коррекция расслабления
Средства коррекции развития способности к произвольному расслаблению мышц являются специальные физические упражнения, снимающие напряжённость и скованность движений. К методическим приёмам относятся:
- маховые движения рук и ног, потряхивание конечностей;
- контрастное переключение от максимального напряжения к расслаблению отдельных групп мышц;
- расслабленные круговые движения рук;
- применение элементов самомассажа;
- дыхательные упражнения;
Физические упражнения для коррекции расслабления.
«Бабочка». Махи руками, как машут крыльями бабочки.
«Вертолёт». То же, - движения асимметричные правая-вверх, левая-вниз.
Коррекция осанки
Для правильной осанки характерны: прямое положение туловища и головы; развёрнутая грудная клетка, отведённые назад плечи, находящиеся на одном уровне; умеренные, естественные изгибы позвоночника, выпрямленные в коленных и тазобедренных суставах ноги, лопатки должны находится на одинаковой высоте, живот подтянут.
Часто нарушение осанки сочетается с плоскостопием, деформацией стопы, косолапостью, что отрицательно сказывается на положении таза и позвоночника.
Формирование осанки является важным разделом коррекционной работы в системе физического воспитания.
Упражнения для коррекции осанки.
1. «Кошечка». Из положения стоя на четвереньках – опускание и поднимание головы с прогибанием в поясничном отделе с последующим разгибанием в грудном и поясничном отделах позвоночника.
2. «Ванька-встанька». Из положения сидя с максимально согнутыми коленями, прижатыми, обхваченными руками, -перекат назад и возвращение в исходное положение без помощи рук.
3. «Змея». Из положения лёжа на животе, ноги вместе, руки на уровне плеч, ладонями вперёд - медленно разгибая руки и поднимая голову, максимально прогнуться в грудном и поясничном отделах, опрокинув назад голову.
Коррекция и профилактика плоскостопия и сколиоза
Основной причиной плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, поддерживающих свод стопы.
Основой профилактики и коррекции нарушений являются физические упражнения, требующие ежедневного систематического применения. Полезно плавать, ездить на велосипеде, ходить босиком по траве, песку, гравию. В домашних условиях: ящик с каштанами, гравием, коврик с аппликаторами, скалка, ролики и т.д.
Коррекционные упражнения для профилактики плоскостопии и сколиозов
1.Из положения лёжа, сидя носки оттягивать на себя и от себя.
2.Согнув ноги в коленях, упереться стопами в пол, развести пятки в стороны.
3.Наклон носков вовнутрь и к наружи и.п. сидя, лёжа на спине.
4.И.п. о.с перекат с пяток на носки руки на пояс, за голову и т.д.
Лечебная физкультура для детей с отклонениями в интеллектуальном развитии рассматривается как коррекционно-компенсаторная, двигательная и лечебно – оздоровительная форма воздействия на двигательную недостаточность, как форма реадаптации двигательных нарушений и социализации обучающихся в общество. Эффективнее и разнообразнее является игровой метод.
Детям всегда нравятся упражнения с предметами, которые совершенствуют пространственную ориентировку, развивают мелкую моторику. Им очень нравится элементы работы с мячом, прокатывание по полу, по скамейке, змейкой между ориентирами, передача друг другу, ходьба вокруг мячей и т.д.
Подводя итоги своей работы, могу сделать вывод о том, что работа по коррекции недостатков физического развития и двигательных способностей представляет сложный процесс, в котором необходимо использовать системный подход к применению разнообразных форм, средств, путей и методов физического воспитания, способов дозирования нагрузок, индивидуальные и дифференцированные подходы, но имеющий единую целевую направленность на коррекцию и развитие двигательной сферы ребенка.