Основы будущей личности закладываются в дошкольном возрасте, который, по определению А.Н. Леонтьева, является периодом первоначального, фактического формирования личности. Кардинальные социальные преобразования оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают таким эмоциональным испытаниям, к которым не может естественным образом адаптироваться человеческая природа. Окружающие реалии способны тормозить, более того - искажать эмоциональный мир ребёнка.
«Развитие эмоциональной регуляции у детей старшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания»
Основы будущей личности закладываются в дошкольном возрасте, который, по определению А.Н. Леонтьева, является периодом первоначального, фактического формирования личности. Кардинальные социальные преобразования оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают таким эмоциональным испытаниям, к которым не может естественным образом адаптироваться человеческая природа. Окружающие реалии способны тормозить, более того - искажать эмоциональный мир ребёнка.
Наблюдения за дошкольниками в игре и в повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть), не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.
Практика показывает, что в развитии эмоциональной сфере дошкольников необходимо большее внимание уделять экологическому воспитанию содержанием которого являются чувства, эмоции, настроение.
А, как известно, эмоциональная отзывчивость, развиваемая у детей в процессе экологического воспитания, напрямую связано с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
Общение детей с природой, походы, экскурсии, природоохранительные акции, праздники, досуги игры, конкурсы, развлечения, выставки вызывают положительный эмоциональный отклик на природное содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом, вместе с практической, исследовательской, эстетической деятельности.
Каждый ребенок в период детства должен чувствовать себя в безопасности. Психологическая безопасность - это состояние психологической защищенности, эмоционально - личностное благополучия в конкретных социально-психологических условиях, а также способность человека отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия. Это отсутствие ситуаций ущемления прав ребенка и психологического ущерба личности .
Эмоциональная стабильность - залог психического здоровья детей. Это основа для осознания ребенком себя. Главным условием физического и душевного здоровья ребенка является эмоциональное благополучие. Именно поэтому так важно научить ребенка уже в дошкольном возрасте управлять своими чувствами и эмоциями, регулировать их самому.
Цель: состоит в выявлении и обосновании роли специальной формирующей психолого-педагогической работы по эмоциональной регуляции дошкольников посредством экологического воспитания.
Задачи:
1.Изучить и проанализировать данные общей и специальной психолого- педагогической литературы по исследуемой проблеме.
2.Дать теоретическое обоснование эмоционального развития и необходимости эмоциональной регуляции старших дошкольников.
3.Подобрать методики для диагностики эмоциональной сферы дошкольников.
4.Определить исходный уровень эмоциональной сферы старших дошкольников.
5.Сделать выводы об уровне эмоциональной сферы старших дошкольников.
6.По средствам экологического воспитания разработать комплекс мероприятий и создать положительный эмоциональный фон, способствовать формированию эмоциональной устойчивости и само регуляции старших дошкольников.
Мир эмоций огромен и разнообразен. Каждый человек испытывает эмоции, и это просто необходимо для психологического здоровья.
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогают воспринимать действительность и реагировать на нее.
Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка с взрослыми. В дошкольном возрасте сохраняется эмоциональная зависимость детей от взрослых. Поведение взрослого постоянно обуславливает активность поведения и деятельности ребёнка. Установлено, что если взрослый расположен к ребёнку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия даже в случае неуспеха. Ласковое отношение к ребёнку, признание его прав, проявление внимания являются основой эмоционального благополучия и вызывают у него чувство уверенности, защищенности, что способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Общительность и доброжелательность взрослого выступает как условие развития эмоциональной отзывчивости у ребенка.
Детям старшего дошкольного возраста свойственно стремление разделить свои переживания не только с взрослыми, но и со сверстниками. Равенство сверстника позволяет ребенку прямо «накладывать» свое отношение к воспринимаемому им миру на отношение партнера. По мере развития личности у ребенка повышается способность к самоконтролю и произвольной психической само регуляции. За этими понятиями стоит возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, эмоции, мысли, желания и возможности, поддерживать гармонию духовной и материальной жизни.
Экологическое воспитание старших дошкольников, это сложный и многогранный процесс, который следует осуществлять, идя от простого к сложному. От простого любования природой до постижения скрытых, невидимых глазу природных явлений.
Экологическое воспитание играет важную роль в жизни дошкольников. Мир природы удивителен и прекрасен, он является мощным средством для разностороннего развития личности ребенка.
Дети старшего дошкольного возраст являются наиболее благоприятными для формирования осознанного эмоционально-положительного отношения к окружающему миру. Благодаря эмоциональному ощущению окружающей среды они могут естественно воспринимать явления и объекты, проявлять свои чувства.
Занятия по экологии в детском саду помогают регулировать, направлять и контролировать поведение и деятельность ребенка. Дети, умеющие наблюдать природу, испытывают эстетические переживания.
Экологическое воспитание, эмоционально воздействует на детей, вызывает у них удивление, радость, восторг, сопереживания. Поэтому для развития эмоций детей и для их регуляции, надо широко использовать экологическое воспитание.
Про результатам контрольной диагностики можно констатировать тот факт, что дети экспериментальной группы в ходе проведенной работы дали положительные результаты, в отличии от детей контрольной группы в которой данная работа не велась и поэтому положительные результаты в данной группе не значительны.
Таким образом, в результате проделанной работы мы пришли к выводу о возможности, целесообразности и необходимости развития эмоциональной регуляции дошкольников. А максимальное использование творческих возможностей игр и упражнений экологического характера делает эту работу более продуктивной и результативной.
В процессе работы нами было отмечено, что детям не всегда удавалось понять, правильно определить испытываемое ими чувство, а также сдерживать эмоции и это понятно, ведь способность к произвольной регуляции эмоции у них развита пока недостаточно. Наша спланированная работа с детьми под руководством взрослых, позволила помочь старшим дошкольникам в развитии эмоциональной регуляции, что выражалась в желании и умении управлять своими эмоциямиичувствами.
Проведенная нами психолого - педагогическая работа показала свою эффективность: уровень положительных эмоций в конце эксперимента оказался заметно выше, чем в начале эксперимента. Контрольное обследование оценки неблагополучия детей в группе повысилось в положительную сторону, это говорит о том, что дети стали больше проявлять положительные эмоции в группе. Повысился эмоциональный контакт между детьми и детей с педагогом.
Приведенные данные указывают на очевидную положительную динамику в регуляции эмоций детьми по средствам экологического воспитания. А это, в свою очередь, подтверждает правильность выдвинутой гипотезы: посредством экологического воспитания можно развивать эмоциональную регуляцию детей старшего дошкольного возраста если:
- созданы соответствующие педагогические условия для эмоциональной саморегуляции по средством экологической культуры в ДОУ;
- разработаны содержание, средства, формы и методы экологического воспитания с учетом эмоционально индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, положительные результаты проведенного исследования могут послужить основанием, для дальнейшего использования данного опыта педагогами дошкольных учреждений, в работе по саморегуляции старших дошкольников по средством экологического воспитания.