Методическая тема «Развитие художественно - творческих способностей
через индивидуальный подход к учащимся на уроках изобразительного искусства»
Методическая тема "Развитие художественно-творческих способностей через индивидуальный подход к учащимся на уроках ИЗО"
В связи с внедрением ФГОС и нового закона РФ «Об образовании» возникает острая необходимость в новых подходах к преподаванию изобразительного искусства. Известно, что в младших классах авторитет уроков изобразительного искусства достаточно высок: в числе любимых их называет каждый пятый ученик, тогда как в 5-7 классах – лишь 7-8 % учеников. У школьников ослабевает интерес к художественно-творческой деятельности, дети перестают рисовать на уроках, дома. Следовательно, работу по развитию художественно-творческих способностей нужно сделать более интересной и качественной.
В своей работе я опираюсь на педагогический опыт известных личностей в педагогике Ш. Амонашвили с его личностным подходом в обучении, В. Шаталова с отличительными принципами успеха и оптимизма, бесконфликтности, целостности, И. Якиманской с идеей личностно-ориентированного подхода, а также И. Волкова, Е. Ильина и других практиков.
Цель моего обучения: помочь ребенку справиться со страхом неудачи, суметь раскрыться в своих возможностях, ведь индивидуальные возможности у всех детей разные, к тому же большое влияние имеют социальные и физические факторы: отрицательное влияние извне (социум), дефекты здоровья, низкое развитие интеллекта, проблема слабого развития волевой сферы у учащихся и другие.
Наблюдения за работой учащихся показывают, что одни быстро и хорошо выполняют поставленные перед ними задачи и работы их интересны; другие работают быстро, но рисунки с большим количеством ошибок; третьи - не справляются с поставленными задачами, потому что неорганизованны; четвертые - работают медленно, не успевают закончить работу, так как стараются выполнить ее как можно лучше. Поэтому я разделила (условно) для проведения индивидуальной работы учащихся на три группы:
Слабая
- ученики, имеющие слабую подготовку к изобразительной деятельности.
Средняя
- ученики, у которых слабо развит художественный вкус, творческое воображение.
Сильная
- ученики, имеющие способности, а также умения и навыки в изобразительной деятельности.
Планируя урок, составляю основные задания, которые обязательны для всех учащихся, дополнительные – для более способных, а также для слабых с целью восполнения пробелов в знаниях.
Для реализации поставленных целей и получения ситуации успеха у учащихся предлагаются разные задания (карточки-задания) по теме, в зависимости от категории учащихся. Например, при изучении темы «Домашние животные», «слабым» учащимся предлагаются схемы поэтапного рисования кошки. Таким образом, учащиеся методом «срисовывания» получают навык рисования кошки, причем ее необходимо нарисовать не одну, а с котятами, т.е. еще парочку, уменьшив их в размере. «Средним» предлагается, также с помощью схем, изобразить не одно, а несколько разных домашних животных, например, корову и собаку. Ну а «сильной» группе учащихся требуется самостоятельно выразить свой замысел по теме.
Соответственно, структура занятий может иметь три и более варианта:
Вариант 1:
Занятие начинается с изложения нового материала для всех учащихся, затем выдаются карточки-задания «слабой» группе. Во время наблюдения за работой даются индивидуальные советы учащимся «средней» и «сильной» группам. Заканчивается занятие анализом работ учащихся.
Вариант 2:
После объявления темы, задач занятия предлагается задание для самостоятельной работы «сильной» и «средней» группам учащихся, а со «слабой» группой проводится индивидуальная работа. Заканчивается занятие анализом работ учащихся.
Вариант3:
Учащиеся «сильной» группы сразу приступают к выполнению задания, о теме которого слышали на прошлом уроке. С учащимися «слабой» и «средней» групп проводится индивидуальная работа с выдачей карточек заданий. В конце занятия – анализ детских работ.
Изучая сложную пространственную тему «Перспектива», использую компьютерные технологии, презентации, выполненные с помощью графического редактора, проверка знаний также происходит по средствам компьютерных технологий.
Проводя опрос учащихся по теоретическому материалу, например, по теме «Портрет и его виды» я пользуюсь методом «первого», т.е. первый учащийся, который ответит на «отлично» в течение недели опрашивает желающих рассказать материал ему. Проблема «доверия» и объективности оценивания учащихся «первым» со стороны учителя находится под контролем.
Для «слабых» учащихся готовлю «открытые» тесты, кроссворды, подготовленные другими учащимися, а также раскраски, другой занимательный материал.
Для стимулирования самостоятельного, творческого подхода, предлагаю учащимся придумать сложные примеры самим, например, по теме «Город будущего», «Какое оно космическое пространство?» Для слабых по данной теме предлагается специальная литература, книги, иллюстрации, образцы рисунков других детей.
Иногда использую метод «микропреподавания», т.е. одному учащемуся дается возможность самостоятельно провести часть урока, например, преподать «мастер-класс» по рисованию «Мезенского коня». Некоторые дети очень желают побыть в этой роли, заранее подходят, берут материал, тренируются, чтобы затем перед классом выступить, в этот процесс очень тянутся «слабые» ученики.
В изучении некоторых тем интересно находить аналогию в повседневной жизни, например, изучая в 5 классе тему «Египетские украшения» мы ищем сходство в жизни наших современников, и делаем вывод, что во все времена многие проблемы были идентичны, только научно-технический прогресс внес большие изменения в жизнь человека.
Есть темы, к которым необходимо подготовиться дома, например, провести обсуждение с родителями и выяснить их взгляд, например, на тему «Внутреннее и наружное убранство русской избы». В данном случае достигается еще одна цель, это совместное общение ребенка с родителями и передача опыта, знаний старших младшим.
Иногда использую метод «опережающего обучения», т.е. домой выдается тема для самостоятельного изучения и учащимся необходимо подготовить материал по теме будущего урока, для более глубокого усвоения материала ими, в классе же идет закрепление при помощи метода диалогового общения ученик-учитель. Например, тема «Иллюстрирование сказок. Творчество В. Васнецова»
Учащиеся в 5-7 классах любят соревнования, как метод он может быть использован между классами в параллелях при выполнении каких либо проектов, конкурсов, где необходима коллективная работа, например, при оформлении школы к празднику.
Использование нравственных ситуаций путем критического подхода к изучаемой теме, например, «Дети и насилие», «Коррупция в России», «Береги родную природу» и другие. При изучении таких тем дети могут проявить свой социальный опыт.
Метод «коллективного поиска истины» дает возможность объединиться в группы по собственному выбору с целью поиска истины. Например, на уроке в 7 классе по теме «Конструкция: часть и целое. Понятие модуля» детям предлагается из модулей геометрических тел создать город будущего, где они с помощью совместных усилий, договоров приходят к одному мнению и выполняют коллективную работу. Здесь присутствует психологический момент решения поставленной задачи.
Во время практической деятельности учащихся включаю мелодичную, классическую, романтичную, музыку для придания атмосферы расслабления, комфорта, а иногда наоборот экспрессивную, для придания живости. Анализируя работы детей в классах параллелей, где включалась разная музыка очень заметно качество и тематика работ. Поэтому для каждой темы выбирается разный стиль музыкального оформления урока. В сочинении об учителе ИЗО одна ученица написала «Если честно, когда я на уроке слушаю музыку, то у меня рисунок получается лучше и красивее».
Никогда не ставлю «неудовлетворительные» оценки. Всегда даю возможность перерисовать, исправить оценку, ведь предмет «Изобразительное искусство» – это творческий урок, а ведь не всегда ученик, пришедший на урок, готов творить, должно быть, комфортное психологическое состояние, он должен иногда поймать кураж! В одном из сочинений ученик написал «Мне нравиться Татьяна Николаевна, потому что она ни когда не ставит «2», всегда дает возможность доработать и исправить»
Особое место в своей работе уделяю приемам создания психологического комфорта и эмоционального благополучия детей. Смех, шутки, а иногда и шалости, считаю не только яркой формой выражения радостных переживаний детей, но и способом и результатом познания, формой выявления убежденности и утверждения своей правоты, а материнская забота, нежность, чуткость учителя к настроению и самочувствию детей дает положительные результаты в освоении предмета «Изобразительное искусство».
Оригинальность предлагаемых методических решений состоит в том, что перед учителем стоит задача – увлечь учащихся искусством, поэтому важную роль играет личные качества педагога – его эмоциональность, актерские навыки, способности самого педагога-художника. Отличительными особенностями и инновационными методом является использование на уроках (элемента) эриксоновского метода в решении поставленной проблемы». Данные знания получены в 2008 году при посещении семинара «Эриксоновский гипноз» и изучение системы саморегуляции «Чжун Юань Цигун».
Конечно же, в каждом классе есть неуспевающие дети, к ним необходим персональный, индивидуальный подход. Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовершенство организации учебного процесса и пр. Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, педагог сможет оказать учащемуся квалифицированную помощь по ее преодолению.
Все вышеперечисленные методы и приемы организации педагогической работы с детьми направлены на создание позиции сотрудничества с учеником в процессе собственного развития и обучения, некоторые из них отражены в методических разработках уроков.
Перед учащимися всегда есть свобода выбора, т.е. уровень сложности, учащиеся могут выбрать на их собственное усмотрение, но всегда в приоритете оценивания стоят следующие критерии: аккуратность, качество, выполнение работы с желанием.
О своем опыте работы, методических инструментах я делюсь на курсах повышения квалификации, семинарах, показываю «мастер-классы» и даю открытые уроки.
Моими наработками пользуются учителя начальной школы, коллеги других школ города. Они высоко оценивают мою деятельность в преподавании предмета.
Результатом деятельности могут служить результаты участия в оформлении учащимися школьных, городских праздников; участие и призовые места различного уровня выставках, конкурсах; уровень качества знаний учащихся 95%, при 100% успешности.